Сергей Маковецкий: «Зритель не должен выходить из кинозала равнодушным»
12.05.2010 12:37
В апреле вышло два фильма с Сергеем Маковецким: «Поп» Владимира Хотиненко, и «Утомленные солнцем-2: Предстояние» Никиты Михалкова. И оба они — о Великой Отечественной войне. В первом из них актер играет священника — отца Александра. Он на оккупированной фашистами территории восстанавливает церковь, принимает к себе в дом детей-сирот, потерявших родителей, собирает продовольствие и одежду для военнопленных. И при этом знает: когда придут «наши» — пощады ему не будет. В фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем — 2: Предстояние» он играет военного контрразведчика — офицера СМЕРШа. Накануне Дня Победы нам удалось уговорить актера ответить на наши вопросы — и об этих фильмах, и о его отношении к войне.
— Сергей Васильевич, в фильме «Поп» предлагается неожиданный взгляд на войну — глазами священника...
— Да, это фильм необычный — это история о той реальности, о которой мы не знали. Это история о батюшке Александре, о человеке, который не совершает никакого героизма. Этот человек живет по совести и по вере. Вот о чем этот фильм. Сохранилась переписка между вермахтом и гестапо. Вермахт был за Псковскую миссию, а гестапо — против. В вермахте думали: если они будут заигрывать с русской церковью, то батюшки будут призывать советских людей лояльно относиться к новой власти, по принципу: враг моего врага — мой друг. Единственное, чего они не учли — что батюшки, которые столько всего натерпелись от большевиков, окажутся такими патриотами. О том, что тогда пришлось испытать этим священнослужителям, мало кто знает: в них стреляли и немцы и партизаны...
— Как шла подготовка к съемкам? Много пришлось прочитать специальной литературы?
— Даже чтобы играть хирурга, надо знать, в какой руке держит он скальпель. Но это — профессия, а есть служение. Это тот случай, когда нельзя было оступаться, приходилось буквально по микронам все выверять. Облачение священника накладывает на тебя ответственность. Мы должны были любую фразу сверять: смеет ли батюшка по канонам это сказать? У нас был замечательный консультант — отец Кирилл, игумен, настоятель храма Святой Троицы в Листах, который находится на Сухаревской площади в Москве. Он нам очень помогал. Мы с ним советовались во всем. Как мне сказал отец Кирилл: «Сереженька, к нам с тобой нет никаких замечаний». Образ получился достаточно точным. Вы не можете представить, какое количество литературы было прочитано и какое количество военных архивных фотографий было использовано во время съемок этого фильма...
«Задайте вопрос истории»
— В фильме «Поп» фашисты вашего героя не трогают, а вот наши, когда приходят потом в деревню, довольно жестоко поступают с батюшкой Александром…
— А вы задайте вопрос истории! Ведь действительно когда пришла советская власть на оккупированные территории — все люди, которые там жили, были отправлены в штрафбаты. И вся Псковская миссия была сослана на 15 лет в лагеря — все до единого, а кто-то потом был расстрелян. Это реальное событие, которое было в 1944 году. Многие сгинули в лагерях, и лишь единицы, как отец Александр, вернулись оттуда живыми. Так было. Приходила Советская Армия, и вместе с ней приходили смершевцы. И люди, которые были гражданским населением, приравнивались к предателям Родины, и те, кто попали в плен, тоже считались предателями Родины. Так считал Сталин.
Многие освободители — и даже те, кто был на Рейхстаге, кто прошел всю войну верой и правдой, — по возвращении были посажены в «теплушки» и отправлены в Сибирь! Это было на самом деле, и мы этого не изменим. Читайте историю! Сейчас стали появляться воспоминания людей, которые все это пережили. Волосы поднимаются, когда ты понимаешь, что же нашему человеку пришлось пережить на самом деле! А в фильме никто никого не пытался делать хорошим или плохим — мы просто пытались реконструировать историю... Было даже страшнее. Я впервые сам узнал об этом недавно. Есть разные ветераны, и они многое пережили по-разному. И у каждого — свои воспоминания о войне...
— Вы примеряли на себя ситуации, в которые попадал ваш герой — отец Александр? Например, взяли бы вы этих детей или нет? Может, задавали себе вопрос: «Я бы так смог?».
— Я не ставил себе такой вопрос: «Я бы так смог?». Я просто пытался понять. Вы вспомните такую сцену из фильма, когда один из героев — полицай — вроде бы кается, а сам изгаляется над батюшкой. Я, как человек, взял бы и выгнал его палкой из дома! Но священнослужитель — он не имеет права не выслушать, не имеет права не принять его, даже если это предатель. В этом — сложность его служения. Где вот найти эту грань между личным и долгом? Я по мере сил понимал — и ужасался тому, что же ему приходилось переживать, существуя с утра до ночи в этих обстоятельствах.
«Играя любую роль, надо верить во что-то»
— Недавно вышел фильм Александра Прошкина «Чудо», в котором вы сыграли одну из главных ролей — уполномоченного по делам религии. Что для вас было сложнее играть? Все-таки в «Попе» ваш герой — положительный, а в «Чуде» — эдакий мерзавец...
— Не называйте персонажей мерзавцами! Когда произносится это слово — то ставится какой-то штамп! Для того, чтобы понять, человек мерзавец или нет — нужно исследовать его поступки. И только по ним можно понять всю сущность человека. Мой герой в фильме «Чудо» ничего такого мерзопакостного не совершал. Он просто провокатор веры. Там было все дело не в чуде, а в том, способен ли человек его принять или нет. Это интересный был персонаж. В фильме «Поп», конечно, было сложнее: там нравственный подвиг, эта роль гораздо ответственнее.
— В фильме герой Кирилла Плетнева заходит в церковь и стреляет в икону. Как была снята эта сцена? Он стрелял в настоящую икону?
— Эта сцена снималась в павильонах «Мосфильма», где были построены декорации церкви. Поверьте мне, снимать в настоящем храме очень сложно. Никто бы не позволил нам там делать съемки. Вы представьте на секунду, что в храме будет стоять крик: «Стоп! Не в фокусе — еще дубль!». Это было абсолютно правильное решение нашего режиссера Владимира Хотиненко. Что касается икон — то это были нарисованные картины. Конечно, сцена была эмоционально сложная, и у Кирилла она очень долго не получалась.
— Нужно ли быть верующим человеком, чтобы играть так убедительно?
— Мне кажется — да. Все это читается в глазах. Это сразу видно. И если вы берете на себя смелость исполнить такую роль — вы должны верить. Посмотрите, какие были светящиеся глаза у нашего батюшки, когда к нему просто приходили поговорить! Да и вообще, играя любую роль, надо верить во что-то…
— Как на картину «Поп» отреагировали православные священники?
— Фильм был показан во многих епархиях. И я знаю реакцию владык и батюшек — она была очень хорошая. Патриарх Кирилл тоже видел «Попа», и он сказал очень теплые и удивительные слова после просмотра киноленты...
«Не могу равнодушно смотреть фильмы о войне»
— Недавно вышел фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние», где вы играете офицера СМЕРШа. Я слышала негативные отзывы по поводу этого фильма. Может, зритель не готов нормально воспринимать эту картину?
— Все зависит от самих зрителей: насколько они готовы сами себя открывать тому, что они смотрят. Знаете, когда вам все разжуют и все за вас сделают — тогда зритель из кинозала выходит равнодушным. Он не благодарен за то, что потратил время. Я все же надеюсь, что зритель, когда будет смотреть этот фильм — что он потратит на него свои душевные силы. И пусть он не боится этого. Потому что чем больше он потратит — тем больше он приобретет.
— Четыре года съемки шли. Что для вас было сложнее всего?
— Когда мы бежали над цитаделью — я вдруг понял, что у меня не хватает силенок. И их неоткуда взять! И это было самое сложное.
— Вы знаете, что этот фильм номинирован на Каннском кинофестивале?
— Да, конечно. Но награда — это не главное. Хотя если их дают — приятно получать...
— Какой ваш любимый фильм о войне?
— Я не могу равнодушно смотреть фильмы о войне, слушать музыку... К сожалению, ветеранов все меньше и меньше... Смотришь и думаешь: «Где же они, дорогие и милые?». И понимаешь, что тому, кому было тогда 18 — тому сейчас за 80! Это мой самый дорогой праздник — 9 Мая... А мой любимый фильм о войне — «Отец солдата». Там не было выстрелов, но, тем не менее, там вся правда о войне...
«Вечерний Саранск»