Как Депардье превратился в мордвина, Бахтин проживал в Саранской тюрьме, а Огарев занимался сельским реформаторством в XIX веке

14.10.2019 13:50

Как Депардье превратился в мордвина, Бахтин проживал в Саранской тюрьме, а Огарев занимался сельским реформаторством в XIX веке
Александр Труднов

Щедра земля мордовская на знаменитости. Многие великие талантливые люди, которые ныне составляют гордость России, родились в Мордовии. Немало деятелей культуры и искусства, правительственных чиновников и даже военачальников имеют мордовские корни. И если об Эрьзе, Евсевьеве, Кирюкове знают все, большинство знакомы с творчеством Огарева, Полежаева, Сычкова, русских по национальности, но творивших на территории сегодняшней Мордовии, то о национальной принадлежности других, не менее достойных людей, знают единицы. Поговорим сегодня о тех, кому волею судьбы довелось пересечься с нашей республикой, так или иначе связанных с нею, оставивших после себя след.

Начать разговор я считаю необходимым со Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мордовскую землю Святейший считает родной, так как здесь похоронены его дед и бабушка. Предки Патриарха происходят из окрестностей небольшого городка Лукоянов на юге Нижегородской области, где население было, в основном, мордовским. Их родина - село Оброчное Ичалковского района Мордовии. Именно там родился в 1879 году дед Патриарха Василий Степанович Гундяев. Часть своего детства Святейший также провел в Ичалковском районе, в доме бабушки. Некоторое время даже работал на местном конезаводе. На родине близких ему людей Кирилл бывает неоднократно с церковными визитами и неофициально, чтобы побывать на могилах предков. Он всегда с особым вниманием наблюдает за жизнью нашей республики. Разумеется, за последние годы произошли большие изменения в экономической, политической и духовной жизни Мордовии. Республика стала другой, нежели раньше. Изменилась в ней и духовная жизнь. Появилось больше людей, которые живут с верой в Бога. По словам Святейшего Патриарха, Мордовия занимает первое место в России по числу церковных приходов на душу населения. Необходимо отметить, что Кирилл принимал участие в освящении в Саранске Храма Казанской иконы Божией матери и Храма равноапостольных Кирилла и Мефодия. Во время своих визитов Святейший Патриарх нередко совершает поездки по сельским храмам в районах республики. Бывает в церкви святителя Димитрия Ростовского в селе Ульянки, где служил дед Патриарха иерей Василий Гундяев. Патриарх также встречается с православными верующими. Одна из них после такой встречи высказалась, что это самое яркое событие за всю ее жизнь. Она всегда будет о нем помнить и расскажет детям и внукам.

Знаменитый актер Олег Табаков, приезжавший в Саранск в 2010 году, на встрече с творческой интеллигенцией, когда зашел разговор о национальной принадлежности сказал, что у него прослеживаются две линии: одна- мордовская, а вторая - польско-украинская. Его бабушка, которую он ласково называл «бабаня», была мордовкой по национальности. В раннем детстве она пела ему песни, среди них были и мордовские. Тогда на сцене национального театра состоялось театрализованное посвящение Табакова в мордву. Участницы ансамбля «Келу» «хлестали» актера березовыми вениками под музыку «Торамы». А потом ему подарили национальную мордовскую рубашку. Во время ритуала он также постукивал посохом, как артист из «Торамы». А в отношении рубашки сказал, что теперь будет ее надевать только по воскресеньям. Особенно тогда умилило Олега Павловича, как маленький артист Саша Рубцов пел задорные частушки, аккомпанируя сам себе на гармошке. Там были такие слова: «Хорошо, что в Табакове есть частичка мордвина…».

А вот в самом начале 2013 года обряд посвящения в мордву прошел актер планетарного масштаба Жерар Депардье. Он нагрянул в столицу Мордовии сразу после получения гражданства России. В Саранск впервые приезжала звезда такой величины. Получив гражданство, актер с пропиской не определился. И Глава РМ предложил Депардье жилье в Мордовии, на выбор: квартира в многоэтажном доме или частный коттедж. Должны были начаться съемки фильма «Емельян Пугачев» с ним в главной роли, а где же его снимать, как не в Саранске?! Со стороны Депардье в тот раз поступило предложение: он замыслил открыть в Саранске ресторан «Париж». И опять же состоялось посвящение Депардье в мордву. Его нарядили в специальную мордовскую национальную рубаху – символ мужества, любви, надежды и добра, вручили ему символический паспорт мордвина, энциклопедию «Мордва», букет цветов и валенки (чтобы ноги не мерзли в холодные зимние ночи). Прозвучал выкрик: «Ура, гражданину Мордовии и России!», к которому присоединился весь зал. В ответном слове Депардье поблагодарил за то, что у него появилась возможность причислить себя к народу, у которого большие любящие сердца. На территории Мордовии нет залежей нефти, зато у местных жителей много грандиозных идей, которые успешно реализуются. К тому же, в Мордовии живут очень красивые женщины. Кинотеатр своего имени он впоследствии тут все-таки открыл, а вот с рестораном решил повременить.

В середине прошлого века столица нашей республики была удостоена чести стать временным приютом великого человека: русского философа, культуролога, теоретика европейской культуры и искусства Михаила Михайловича Бахтина. Литературоведа мировой величины. Родился он в Орле в семье банковского служащего. Преподавать начал с 1918 года в трудовой школе, позже стал выступать с лекциями о литературе, эстетике, работать над философскими трактатами. Быть слишком умным всегда опасно, тем более что призрак «врага народа» уже бродил по стране. В конце 1928 года Бахтина арестовывают по обвинению в контрреволюционной деятельности, участии в антисоветской организации «Воскресенье». Приговор - 5 лет лагерей, что означало для тяжелобольного ученого неминуемую гибель. Только настойчивые хлопоты жены, друзей, к которым присоединились А.Н.Толстой и Е.П.Пешкова позволили добиться изменения страшного приговора. Заключение в лагере было заменено высылкой в казахстанский Кустанай. Публичные чтения лекций были ему закрещены, как и преподавательская деятельность. Приходилось работать не по специальности, писать «в стол». Болезнь прогрессировала, ему ампутировали ногу.

Совершенно новая жизнь ждала Бахтина в Саранске, куда он с женой переехал в 1945 году. По свидетельству биографов Михаила Михайловича, в Саранске он провел наиболее стабильные и благополучные годы своей жизни. Несмотря на то, что Бахтины получили комнату в здании бывшей Саранской уездной тюрьмы. Они 14 лет прожили в камере № 16 по соседству с деклассированными элементами. И все же здесь он получил возможность делать то, о чем мечтал: писать, печататься, преподавать. Он был рад общаться со студентами, преподавателями, профессорами. И эта радость была взаимной. Это был удивительный светлый человек. Высококультурный, бесконфликтный, радушный.

Бахтин проработал в Мордовском пединституте, а потом и в Мордовском университете 24 года. Люди, которым суждено было стать его студентами, и довелось слушать его лекции, теперь уже давно находятся на заслуженном отдыхе. По их словам, общение с ним производило на молодых филологов неизгладимое впечатление. Вот воспоминание о Бахтине, которое оставила Валентина Митрофановна Забавина, литературовед, потомственный педагог, экс-декан филологического факультета МГУ имени Н.П. Огарева: «Моя первая встреча с М.М. Бахтиным произошла в 1945 году. Мы, студенты, сидя в аудитории, ждали нового преподавателя по античной литературе. Прозвенел звонок, и вошел Бахтин. Первое, что бросилось в глаза: довольно грузная фигура, несколько одутловатое лицо, синяки под глазами, лысина и … костыли. Но стоило только ему заговорить, и мы обо всем этом забыли, мы увидели совершенно другого человека: молодого, увлеченного, с удивительно добрым лицом, с горящими, умными глазами. Как он читал лекции! Свободно, без всяких записей, все время общаясь с аудиторией. Михаил Михайлович много знал наизусть, и прекрасные строки «Илиады» и «Одиссеи» звучали в его устах как-то особенно проникновенно. Именно Бахтин научил меня по-настоящему чувствовать, понимать и любить литературу». Многие мордовские ученые-филологи стали заниматься наукой с его «благословления», начинали педагогическую деятельность под его руководством. Вновь цитата из Забавиной: «Сколько терпения, заботы проявлял он о своих молодых коллегах. Нет, он не гладил нас по головке. После посещения лекций делал очень серьезные замечания, учил, но мы никогда на него не обижались. Он всегда был тактичен. В нас, ничего еще толком не умеющих делать, он видел людей, поэтому и относился к нам с глубоким уважением». Прошли годы, в 1969 Бахтин с супругой покидают Саранск. Умер он в Москве в 1975 году.

А в ноябре 2015 года в Саранске открыли памятник Бахтину. Автор памятника скульптор Николай Филатов рассказывал, что первый образец по нему он сделал 13 лет назад. Потом сказали – обождать, причин не назвали. У Бахтина была тяжелая судьба, полная лишений. И не менее легкий удел ожидал его памятник. Слава Богу, поставили-таки. Одновременно с памятником в Мордовском госуниверситете появился Центр Бахтина, где проходят Международные Бахтинские чтения. В них, как правило, принимают участие исследователи наследия Михаила Бахтина из различных регионов России и из Великобритании, Германии, Израиля, Ирана, Кипра, Китая, Кыргызстана, Молдовы, Португалии, Сербии, США, Украины.

А теперь давайте еще глубже нырнем в историческое прошлое и проследим путь нашего земляка, который оказал большое влияние на развитие региона. Речь идет о Николае Платоновиче Огареве, имя которого носит наш Мордовский государственный университет. Кстати, рассказ о жизни поэта-демократа предшествует каждой экскурсии по альма-матер. О том, как из богатого помещика он стал бедным, раздавая имущество крестьянам и освобождая их из крепостничества. Как весь опыт, приобретенный в Европе, он пытался реализовать в селе Старое Акшино. Он там и школу открыл, и лекарства закупал, чтобы лечить крестьян от холеры.


А рожден он был 6 декабря 1813 года. Через полтора года после рождения Николая, умирает его мать. После этого отец его вышел в отставку и, забрав детей, уехал в свое родовое имение Старое Акшино Инсарского уезда Пензенской губернии. Стоит отметить, что в творчестве поэта это село сыграло такую же роль, как Большое Болдино для Пушкина, Тарханы для Лермонтова, Ясная Поляна для Толстого. Биографы поэта считают, что Старое Акшино внесло в творчество Огарева особую поэтичность: к его образам он не раз будет возвращаться в стихах и письмах, вспоминая детство и юность.

В 1820 году Огаревы переезжают в Москву. В Акшино Огарев вернется уже в зрелом возрасте, чтобы реализовать свои замыслы, казавшиеся ему наиболее важными на тот момент. А по приезду в Москву он знакомится с Александром Герценом, дружба с которым прошла через всю его жизнь. В 1827 году на Воробьевых горах друзья принесли клятву: посвятить жизнь борьбе за свободу. Вскоре Огарев стал одним из организаторов студенческого кружка политической направленности при Московском университете. Бунтарские мысли идеи вольнодумца не остались без внимания полицейского отделения, последовали аресты, различные сроки заточения, ссылки, в том числе и на Кавказ (как и Пушкина, и Лермонтова, и Полежаева). В 1838 году у Огарева умирает отец, и он получает огромное наследство, стал владельцем свыше четырех тысяч крепостных душ мужского пола (а с женщинами и детьми их было бы больше десяти тысяч), проживающих в Пензенской, Рязанской и Орловской. Но его это отнюдь не обрадовало. Спустя время он едет в село Верхний Белоомут Рязанской области с целью освобождения крепостных крестьян на волю. С доверенными лицами от крестьян он подписывает договор, по которому 1820 крепостных села Белоомут за небольшой выкуп становились свободными. Договор долго не утверждался царем, окончательное решение дела состоялось в 1846 году.

Вернувшись в очередной раз из-за границы в село Старое Акшино, Огарев решает заняться реформаторской деятельностью для поднятия уровня жизни крестьян. Он хотел опыт, приобретенный в Европе, претворить в жизнь в своем родовом поместье. Вначале он думал организовать фермерство, но наткнулся на стену непонимания. У крестьян за время крепостничества полностью атрофировалось чувство самостоятельности, инициативы. Тогда он решает заняться производством: строит суконную и приобретает Тальскую писчебумажную фабрику. Он закупает новые станки и приступает к производству новых товаров. Однако работа оказалась неподъемной. После этого Николай Платонович задумал открыть политехническую народную школу. Но не было достаточного количества преподавателей, к тому же появились финансовые трудности. Далее шла организация больницы в Старом Акшине. По Поволжью гуляла холера, и народ надобно было лечить. Печально, что самым грандиозным его проектам в результате не суждено было сбыться. В памяти народа он остался как поэт, один из творцов «золотого века» русской культуры, творец за свободу.   

В заключение остается добавить, что при работе над материалом использовались интернет-источники и две замечательные книги (которые я должен упомянуть, чтобы не обижать авторов): «Николай Платонович Огарев» (авт. Елена Марфина и Андрей Сычев) и изданная в Орле «Мир Михаила Бахтина» (материал по крупицам собирали его благодарные ученики: В.И.Костин, Н.А. Меркурьева, Л.В.Дмитрюхина, О.В.Вологина, И.В.Кондратьева, Т.В.Озерина).

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

РИА «Инфо-РМ»