Слово о великом художнике, живописце мордовских женщин (Солнечная пастораль)

27.09.2019 16:04

Слово о великом художнике, живописце мордовских женщин (Солнечная пастораль)
Музей Эрьзи

Солнечный художник, светлый живописец, создающий полотна, на которых люди радуются жизни, счастливо улыбаются, всюду - уютная пастораль. Все эти эпитеты хороши при анализе творчества нашего земляка Федота Васильевича Сычкова. У него почти нет темных тонов, на картинах вечно радостная природа, счастливые люди, хотя сама судьба не всегда была к нему благосклонна. Наши современники мало знакомы с его творчеством. Между тем в начале прошлого века его полотна выставлялись в парижских салонах, приобретались в частные коллекции. Его улыбающиеся мордовочки смотрелись вполне естественно среди творений европейских мастеров. В то время объектами русских живописцев стали не только рокотовские утонченные дворянки, кустодиевские купчихи, но и крестьянки. Западных ценителей привлекал сельский быт России, в картинах Сычкова присутствовало то, чего нельзя было обнаружить у других художников. А самобытность всегда ценна. Полная коллекция художника составляет свыше 700 полотен. Наш очередной материал из рубрики «Наши знаменитые земляки» - о нем.

Федот Васильевич Сычков родился 1 марта 1870 года в бедной крестьянской семье в селе Кочелаево Пензенской губернии на берегу широкой Мокши. Ему, русскому по национальности, было суждено посвятить свою жизнь и творчество мордовскому краю, воссоздать на своих полотнах жизнь народа-труженика в буднях и праздниках, красоту местной природы. Отец был бурлаком и рано умер от каторжной работы. Чтобы прокормиться, маленький Федот был вынужден вместе с матерью пойти с сумой, терпя насмешки деревенских сверстников. С тяжелым трудом ему суждено было познакомиться в раннем детстве. Он был способный и хотел учиться, но крестьянскому ребенку об этом можно было только мечтать. Мать и не думала об этом, а в трехклассную земскую школу Федот поступил, благодаря стараниям бабушки в 8 лет. На его особое дарование в рисовании уже тогда обратил внимание учитель П.Е.Дюмаев и преподал азы в этом направлении. Мальчик схватывал все на лету. Но на дальнейшее обучение нужны были деньги и связи, благодаря которым можно было пристроиться в специальную художественную школу. Поэтому последовала грошовая работа подмастерьем в иконописной мастерской. Он писал фрески в церквях, два года работал у подрядчика иконописца Д.А. Решетникова в Сердобске, выполнял портреты по фотографиям. В то время он создал несколько картин сельского быта, начал писать портреты односельчан. Первой заказной картиной Сычкова стала «Закладка станции Арапово». Заказчик ее, местный помещик генерал Иван Арапов был доволен выполненной работой и решил принять участие в дальнейшей судьбе самоучки. Он отвез эту картину в Петербург и показал директору рисовальной школы Общества поощрения художеств Евгению Сабанееву, на которого она произвела впечатление. Талантливого юношу взяли на обучение. Там уже Федот стал знакомиться с мастерством живописи на профессиональной основе.

Шестилетний курс рисовальной школы Сычков прошел за три года. После этого его согласились принять вольнослушателем в Высшее училище живописи, ваяния, архитектуры при Санкт-Петербургской академии художеств. Только все деньги на обучение он должен был добывать сам. Именно там он профессионально сформировался, определилась его художественная направленность, склонность к жанрам и стилям. Помимо портретной живописи, его привлекал бытовой жанр. Кумиром для начинающего художника стал Илья Репин, чье творчество и личное общение произвели глубокое впечатление. Позже Сычков признавался, что его творческая манера во многом сформировалась на основе художников- передвижников. В 1900 году Федот Васильевич был удостоен звания «художник», присвоенное за полотно «Вести с войны».

После обучения Сычков решил остаться в Петербурге. Ему необходимо было о себе заявить. В это время он очень много работает, активно участвует во всех столичных художественных выставках. Его полотна побывали на выставках «Санкт-Петербургского общества художников» и «Общества русских акварелистов», «Общества имени А.И.Куинджи», на ряде международных выставок и были удостоены различных премий и наград. Он приобрел известность, говоря сегодняшним языком, стал популярным. Основный жанр его творчества — пейзажно-бытовой, но он также успешно работал в жанре портрета. Написание одного портрета было для него судьбоносным. На нем - Лидия Анкудинова, ставшая настоящей музой художника. По словам биографов Сычкова, роль этой изящной хрупкой петербургской барышни в судьбе художника была значима и неоценима. В 1903 году она стала женой художника, разделив с ним до конца  жизни все радости и печали. Вместе с ним жила в селе Кочелаево, в мордовской глубинке, посещала выставки, была в курсе всех событий художественной жизни. Лидия Николаевна вдохновляла его на создание ряда сюжетов, собирала различные предметы национального мордовского костюма, аутентичные украшения, бытовые элементы. Это были рубахи, шали, пояса, бусы и многое другое. Он активно использовал все собранные национальные атрибуты в своих портретах. Ее уважали и ценили многие художники – друзья Сычкова.

В 1908 году Федот Васильевич с супругой совершили путешествие по европейским странам: Италии, Франции, Германии. Они побывали в величайших музеях мира, познакомились с шедеврами европейской живописи. Эта поездка сыграла большую роль в формировании художника, он получил мощный творческий заряд. Он не оставлял работу и за границей, привез с собой много пейзажей Рима, Венеции, Ментона. Период, последовавший за европейской поездкой, биографы потом назовут самым плодотворным в творчестве живописца. За 10 лет было создано около полусотни произведений. Среди них - одни из лучших его полотен: «С гор», «Полоскальщицы»(1910), «Деревенская свадьба»(1911) «Девичник», «Трудный переход»(1912) « Катание на масленице»(1914), «Опять на родине», «Водосвятие»(1916). В эти годы его работы неоднократно отмечались на международных выставках. Отныне в основе его творчества постоянно присутствует жизнь крестьянских семей, отражение крестьянского быта, праздников, простая самобытная среда, близкая и понятная людям. Очень скоро он приобретает всенародную известность.

Великая Октябрьская революция резко поменяла жизнь Федота Сычкова, заставив его поступиться приоритетами. Привычной и уютной жизни в Петербурге не стало, богатые заказчики и просторная мастерская исчезли. Пришлось вернуться в родное Кочелаево. Он с супругой поселился в крытой соломой избе, в небольшом пристрое сделал мастерскую. Кормиться приходилось со своего огорода. Новая жизнь внесла изменения и в его творчество. Он написал ряд картин революционной направленности, созвучные были и названия: «В.И.Ленин освобождает из тюрьмы угнетенных пролетариев всего мира» и т.д. Он также активно участвует в оформлении революционных праздников не только в родном селе, но и в близлежащих городе Наровчате и станции Арапово (с 1918 года ставшей Ковылкиным). Разумеется, это было вынужденной мерой, надо было выжить. В 20-е годы он вновь вернулся к любимой кочелаевской теме: сельские пейзажи, улыбающиеся мордовочки, резвящаяся детвора. Кстати, в селе Кочелаево он прожил большую часть своей жизни.

Образ женщины – это отдельная тема в творчестве Сычкова. Это не хрупкие тургеневские женщины, покорявшие своих кавалеров в светских салонах. Его красавицы напоминают шедевры эпохи Возрождения. Это - праздник цветущей жизни. Но если женщины Ренессанса часто бывают излишне угрюмые, то у Сычкова на первом месте всегда улыбка. Радость жизни, несмотря ни на что. Он часто изображал своих персонажей в национальных костюмах, которые ему очень понравились. Он считал их произведением искусства. Федот Васильевич стал первым из мордовских художников, который запечатлел образ женщины за работой: на сенокосе, при сборе урожая, за рулем трактора, за учительским столом. Картины написаны с любовью, с восхищением. Сычкова называют первым из мордовских художников, попытавшимся ввести в искусство производственную тему. Он сделал это умело и талантливо. «Праздник урожая» - это высокое искусство. Очень красочно показано возрождение деревни, ее быт. Оценивая особое отношение к мордовскому народу, биографы Сычкова часто приводят выдержку из его письма коллеге художнику Н.А.Каменьщикову: «Я не мордвин,а чисто русский и мало от роду видел мордву. Только теперь за двадцать последних лет заинтересовался ею и очень люблю прошлое мордвы, их национальные костюмы и прочее… Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовской АССР. Здесь меня наградили почетным званием и дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно». Так Мордовия обрела своего национального художника.

Необходимо отметить, что в республике сделано немало в плане увековечивания памяти Федота Васильевича Сычкова. Когда говорят о великих самородках мордовского народа, вместе с Эрьзей всегда называют и Сычкова. Один в камне, другой на холсте, лучше их мордву не изображал никто. В 1960 году в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи была размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекция живописных и графических работ Сычкова — около 600 произведений, включая этюды и эскизы). Картины Сычкова можно также встретить в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, в других городах страны, во многих частных коллекциях. К 100-летию художника, в1970 году на его родине был открыт мемориальный Дом-музей. Саранское художественное училище носит также имя Ф.В.Сычкова.

Сычков любил воспевать молодость жизни, свежесть чувств. В одном из писем художнику Е.М. Чепцову он писал: «Не хочется быть старым! Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны».

Сычкову это удалось. Он всем интересен до сих пор.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

(При работе над материалом использовались интернет-источники).

РИА «Инфо-РМ»