С книг настоящих писателей получить большую прибыль не удастся
05.05.2010 12:48
Накануне майских праздников в Саранске прошёл финальный этап I Литературной универсиады ПФО. Пожалуй, самым именитым гостем фестиваля стал литературовед, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Сравнительной истории литератур Историко-филологического факультета РГГУ, главный редактор журнала «Вопросы литературы», а также литературный редактор премии «Русский Бу-кер» Игорь ШАЙТАНОВ. Он поделился с корр. «ВС» своим видением ситуации в нынешней русской литературе.
— Игорь Олегович, о чём же сегодня пишут современные молодые авторы?
— По моему мнению, сегодня начинать в литературе сложнее. Литератор делится какими-то впечатлениями, но не думает о том, как ему это преподнести. Сегодняшний писатель должен настроить свой слух не только на современную речь и не только на свои ощущения. Нельзя забывать, что, как бы мы свободно ни выражали свои мысли, не овладев языком настоящей литературы, не понимая его, стать профессионалом невозможно.
Ещё одна ситуация — сильно понизился уровень ожидания. В
— Вы можете рассказать о проблемах современной литературы на примере самой престижной литературной премии России «Русский Букер»?
— В начале
На следующий год как будто отчаявшаяся комиссия (она меняется каждый год) как бы перестаёт искать новые имена, и на премию выдвигаются: Маканин, Окуджава, Владимиров — старые мастера. И только в
Но вот
Вообще, объявление шорт-листа в том году было поразительно скандальным, присутствовало много журналистов. Я объявляю шестерку финалистов, затем несколько секунд мёртвая тишина — и дикий вой прессы — А где Пелевин? Если вы помните, в том году вышел «Чапаев и Пустота». А вот не было. Никто из жюри не поддержал этот роман. То есть возникла новая проблема — литература ли это вообще или это литературный проект?
В прошлом году на одном из круглых столов «Русского Букера» мы обсуждали вопрос: Роман — литературный проект или прозрение? То есть литература пишется по вдохновению или это некоторый проект, рассчитанный с математической точностью на покупаемость?
И вот в
— Конфронтация между серьёзной литературой и массовой настолько остра?
— Сразу же возникает вопрос, что считать серьёзной литературой? Если уж мы их противопоставляем, то давайте сначала разберёмся с массовой. Я бы сказал, в кратком изложении массовая литература — это жанровая литература. Первым форменным жанром, возникшим в мировой литературе, был детектив. Есть свои правила этого жанра. В XX веке было даже создано общество детективщиков, из которого, кстати, Агата Кристи в своё время была исключена именно из-за нарушения этих правил. А она всего-то лишь написала детектив, в котором сделала преступником самого сыщика. Нарушать каноны было нельзя.
Серьёзная литература — это искусство слова. А форменные жанры, они в этом плане бессловесны. В детективе стиля должно быть не больше, чем в кроссворде. Это жанр стремительного действия, столкновений. Языка там нет. Вот пример: недавно я поинтересовался у знакомого поэта, где он теперь работает, он ответил — в издательстве редактирую «мочилово».
Или вот ещё вопрос: Пушкин — массовая литература? Мы часто используем понятие бестселлер. Но мне больше нравится новое английское нововведение — фастселлер, то есть то, что много продаётся, как фастфуд. Вот Шекспир, Пушкин, Библия — это бестселлер. А фастселлер... Вот у Минаева 500 тысяч тираж. Но я его не читаю не потому, что имею предубеждение, а потому, что просто не читаю литературу, которую называю бессловесной, в которой слово сведено к нулю.
— То есть серьёзных писателей массовый читатель не читает?
— Среди серьёзных настоящих писателей очень немногие по тиражам и по модности могут конкурировать с массовой литературой: Дина Рубина, Людмила Улицкая, когда-то Татьяна Толстая. По-своему Маканин, и хотя у него нет высоких тиражей, он по-прежнему идёт в числе сильнейших прозаиков. Но тут мы выходим на проблему книготорговли. С победителем «Русского Букера» Олегом Павловым мы ездили на встречи в Пермь и Екатеринбург. В Перми все его книги были раскуплены, и по продажам он побил даже Маринину, а в Екатеринбурге его книг просто не оказалось. Их никто не привёз. Потому что гораздо выгоднее загрузить вагон Марининой или Дашковой, чем везти 5 пачек Павлова, Шишкина, Маканина. С их книг прибыль в 150% получить не удастся. Когда вручается британская премия «Букер», гарантировано, что в Европе десятки, иногда сотни тысяч книг будут куплены. Людям РЕКОМЕНДОВАЛИ. А у нас книгу купить негде. И некому.
«Вечерний Саранск»