За ботинками... с паспортом
23.04.2010 10:40
На днях одна моя знакомая, назовем ее Елена, приобрела сыну в крупном торговом центре ботинки. Купила, как говорится, «на глазок» — без примерки. Правда, как мы все это делаем сплошь и рядом, договорилась с продавцами, что если обувь не подойдет по размеру, товар ей обменяют. И — как в воду смотрела: кроссовки оказались малы. Елена направилась по обратному маршруту. Вторичный визит в магазин поразил ее до глубины души. После обмена обуви на кассе у покупательницы потребовали... паспорт.
— Зачем? — изумлению Елены не было предела.
— Так положено, — продавцы явно не собирались вдаваться в детали.
— Но у меня нет с собой паспорта, — растерялась клиентка.
— Говорите фамилию, имя, отчество и домашний адрес. И вот вам наш телефон, позвоните и скажете серию и номер паспорта, — строго напутствовали работники торговли. Под их дружным напором Елена бросилась домой и только там на нее снизошло озарение: «А почему это я должна распространять о себе конфиденциальную информацию?»
— Говорите фамилию, имя, отчество и домашний адрес. И вот вам наш телефон, позвоните и скажете серию и номер паспорта, — строго напутствовали работники торговли. Под их дружным напором Елена бросилась домой и только там на нее снизошло озарение: «А почему это я должна распространять о себе конфиденциальную информацию?»
«Все расскажу сама!»
«Эдак мы в скором времени будем предъявлять паспорт в подтверждение, скажем, проездного в общественном транспорте или при бронировании столика в ресторане», — подумалось мне. А еще подобные случаи дают простор размышлениям о том, сколько информации личного характера мы ежедневно выплескиваем, так сказать, в широкие массы.
Иной раз просто поражает обилие данных о себе, которыми нам предлагают поделиться в крупных торговых центрах. Например, в одном магазине одежды весьма уважаемой российской фирмы на кассе спрашивают дни рождения чуть не всех членов семьи. «В эти дни для вас действуют скидки», — объясняют представители торгового центра. При этом на слово не верят, а требуют документального подтверждения, т.е. опять же паспортных данных.
В другой «тряпочной» торговой точке (не менее уважаемой, кстати) моей коллеге предложили оформить дисконтную карту. Для этого надо заполнить анкету и, конечно же, указать паспортные данные, адрес, телефоны и т.д. «Естественно, я заполнила, как же, скидка, пусть и небольшая. А потом мне на сотовый посыпались смс-ки о различных акциях, которые проводит этот магазин. Оно мне надо?» — возмущалась коллега.
С одной стороны, вроде и нет ничего криминального в разглашении информации о себе, любимом. С другой, можем ли мы быть уверены в порядочности тех людей, которым доверяем ценные сведения? Мало ли бродит по свету аферистов, мечтающих оформить на таких вот наивняг крупный кредит. А мы, понимаете ли, сами ищем себе неприятные заботы и приключения. Безусловно, надежда на благополучный исход есть — не зря же существует закон о персональных данных, призванный защитить права граждан. Но очень уж любят эти законы игнорировать...
А в некоторых ситуациях мы и вовсе добровольно распространяем всю подноготную, причем не только о себе, но и о своих близких. Без этого не обходятся визиты к гадалкам-магам, с которыми делимся самой интимной информацией. Потом удивляемся: откуда они про нас так много знают? Не иначе, как, действительно, обладают экстрасенсорными способностями. Только секрет этого «дара» чаще всего в том, что «пророчица», как хороший психолог, прекрасно организовала беседу и выведала подробности вашей жизни.
А уж рассказать о себе всему миру где-нибудь «Вконтакте», блогах или на сайтах знакомств — вообще святое дело. Достоянием всех и каждого становятся наши биографии-фотографии, увлечения, порой телефоны, «аськи», адреса электронной почты, а иногда — и домашние. Мы сообщаем, где учились-работали, совершали покупки, отдыхали и т.д. И искренне полагаем, что сведения, которые размещаем на различных сайтах и форумах, не могут нам повредить. Хотя наверняка у каждого найдется пара-тройка знакомых, с которыми он предпочтет, мягко говоря, вообще не делиться никакой информацией, а личной — тем более. Между тем при желании и некоторых усилиях о каждом пользователе можно узнать очень много. И самое обидное как раз не в том, что выяснят адрес-телефон, а именно информацию как о личности — интересы, предпочтения, мысли, друзья... Что дает возможность манипулировать нами.
Некоторое время назад ходила популярная байка о том, что «Вконтакте» создан сотрудниками ФСБ. Это не так, но достоверно известно, что сотрудники правоохранительных структур активно пользуются данными социальных сетей. В одной из «вконтактовских» групп представитель силовой структуры открыто признается: «Частенько личность подследственных изучаю в социальных сетях».
«Известия Мордовии»