Никогда не хотел стать министром
21.04.2010 16:57
На минувшей неделе свой сотый день рождения отметил человек, с чьим именем напрямую связано превращение Саранска из глубоко провинциального захолустья в крупный современный культурный центр. Всю неделю первый архитектор мордовской столицы Сергей Онисимович ЛЕВКОВ принимал поздравления от родственников, коллег по работе, учеников и друзей. Ну а когда праздничная шумиха улеглась, юбиляр откровенно рассказал корреспонденту «ВС» о том, как восставал из провинциального пепла тот Саранск, который мы привыкли видеть сегодня, и поделился своими взглядами на некоторые явления в современной архитектуре города.
«Море деревянных построек, грязь и пыль»
— Сергей Онисимович, во-первых, с праздником вас! Желаем вам здоровья и всего самого наилучшего!
— Спасибо. Только это мне сейчас и нужно.
— Сергей Онисимович, лучше вас Саранск, наверное, не знает никто.
— Этот город я знаю с 1945 года, с тех пор как впервые приехал сюда после войны. Впечатление тогда Саранск производил не самое приятное. Со стороны Посопа открывалась такая картина: море деревянных построек, и на их фоне несколько многоэтажных кирпичных домов. Зелени практически не было. Было очень много грязи и пыли. Одним словом, большая деревня. Я тогда в поисках работы пришел в Министерство коммунального хозяйства. Я ведь окончил архитектурный факультет института в Ленинграде. В министерстве мне предложили работу городского архитектора. В то время архитекторов в Саранске просто не было. Многие, у кого было соответствующее образование, ушли на фронт. Я отказался.
— Почему?
— Да потому что меня никогда не привлекала административная работа. Я хотел восстановить свои профессиональные навыки. Все-таки за несколько лет на войне многое подзабылось. Я работал главным инженером, но при этом выполнял все архитектурные работы в течение восьми лет. Параллельно производил практически все инженерные расчеты, потому что инженеров с высшим образованием в городе тоже не было. Впрочем, крупные проекты тогда были в дефиците. Их в основном отдавали таким городам, как Минск или Киев, которые сильно пострадали во время боев. Саранску редко что-то перепадало. Первое здание, которое я проектировал, было здание «Спиртотреста». Потом было здание Дворца культуры в Рузаевке, потом республиканская больница. Ну а потом уже пошло-поехало. Так до шестидесятых годов и проработал. В то время происходили довольно любопытные события. Я боролся с Совнархозом, который пытался разместить в центральной части города свои производственные помещения. Был большой скандал, но в итоге мне удалось отстоять свою позицию в обкоме партии.
— А как вы в университет попали?
— В
Учил мэров, министров и академиков
— Вы говорили, что не любите административную работу. Как же вы факультет возглавляли?
— Отдушиной для меня всегда была работа со студентами. Я старался не только учить их, но и воспитывать. И всегда очень бережно к ним относился. Я считал, что должен сделать из них не только высококлассных специалистов, но и просто культурных, интеллигентных людей. И всегда старался им помогать. Даже сейчас, когда прошло уже столько времени.
— Сейчас можете вспомнить своих учеников?
— Я помню очень многих, но вы ведь всех все равно не знаете. А среди самых, так сказать, знаменитых могу назвать Владимира Волкова, Владимира Сушкова, Ивана Ненюкова, Евгения Терелова.
— Выходит, многие уважаемые в республике люди прошли через ваши руки…
— Среди моих студентов есть даже академик. Селяев его фамилия. Он, кстати, всегда говорил, что своим званием академика обязан мне.
— Странно как-то получается, вы учили мэров, министров, академика, а сами так и остались деканом. Могли бы ведь, наверное, и вы министром стать.
— Я же говорил уже, не мое это.
«12-я школа — это игрушка»
— Глядя на современный облик Саранска, какие мысли у вас возникают?
— Я так скажу, город, конечно, изменился. Он перестал быть провинцией, стал самостоятельной административной единицей. Причем изменился не только его внешний вид, изменилось сознание людей, которые здесь живут. Раньше все считали, что мы живем в деревне, а сейчас все по-другому. Но не все, что сейчас делается в Саранске, мне нравится. Я открыто говорю это современным архитекторам, с которыми дружу. И не боюсь их критиковать.
— А что именно вам не нравится в Саранске?
— Прежде всего
— Чем?
— С точки зрения архитектуры здание
— Ну а с храмом-то что? Большинству, например, нравится. Даже покойному Патриарху Алексию II нравился.
— Понимаете, вот многие говорят, что храм — это символ нового Саранска. Но ведь столица Мордовии получила развитие, прежде всего, как промышленный город, как город, в котором развивается наука. Вот и нужно было сделать символом города какой-нибудь научный объект. А для храма найти более подходящее место.
— Ну стоит же в центре Москвы храм Христа Спасителя.
— Ну и плохо. Я ведь помню этот храм еще в его прежнем виде. И он всегда как-то давил на меня. И, кстати, никто из архитекторов не считал его шедевром архитектуры.
— А какие еще архитектурные недостатки имеют место быть в современном Саранске? И, главное, почему они появляются?
— Во многих архитектурных сооружениях Саранска наблюдается смешение стилей. У меня складывается такое впечатление, что современные архитекторы попросту злоупотребляют своим правом на самовыражение. Многие здания просто не соответствуют потребностям населения Саранска.
— Ну а вообще есть в Саранске сооружение, которое можно назвать шедевром архитектуры?
— Я бы не стал так говорить. Каждый проект имеет свои недостатки. В Саранске мне очень не нравится здание Министерства финансов. По своей конструкции оно напоминает флакон духов. Или вот взять здание железнодорожного вокзала. У меня никак не получается воспринять его как единое целое. К тому же я не пойму, для чего там купола.
— Просто вы на все смотрите глазами профессионала. А многим, например, нравятся и храм, и Министерство финансов, да и
— Вот в этом и заключается корень проблемы. Архитекторы слишком зависят от заказчиков. Если кому-то что-то понравилось и он готов за это заплатить, архитекторы просто исполняют его решение. У нас, к сожалению, какой-нибудь особняк могут поставить в центре города. А ведь у некоторых заказчиков очень даже паршивый вкус. Знаете, я как-то был на всесоюзном собрании архитекторов. Там обсуждался такой случай. В Иркутске одна женщина-архитектор конфликтовала с руководством. Ее в итоге уволили с работы. Потом в город прибыла комиссия, и когда разобрались, в чем дело, ее восстановили на работе, а ее руководителей наказали. К сожалению, наши архитекторы боятся конфликтовать. А ведь в идеале архитектор должен помогать руководителю ориентироваться. К примеру, один человек может быть талантливым организатором. Но он должен заниматься только своим делом. Ведь архитектура — это очень специфическая область.
— А про площадь Тысячелетия, которую собираются построить в Саранске, вы слышали? Можете высказать свое мнение об этом проекте?
— Мне трудно говорить об этом, поскольку я не видел проекта.
— Вообще же, слушая вас, складывается впечатление, что архитектурная школа в Саранске находится на невысоком уровне.
— Вот! Это и является моей, так сказать, головной болью.
«Старину нужно сохранять»
— А у вас лично есть какой-то любимый проект в Саранске?
— Дом союзов. В свое время проект этого сооружения утверждал совет ВЦСПС. Меня обязали подготовить два варианта. В то время вообще ни один проект не мог быть утвержден, если существовал только один вариант его исполнения. И я горжусь этим сооружением. По моему мнению, в нем найден образ здания профсоюзов.
— А вам не жалко смотреть на то, как осовременивается Саранск?
— Я всегда считал большой ошибкой то, что у нас не сохраняются старинные сооружения. Посмотрите на любую европейскую столицу. Там до сих пор существуют целые старинные кварталы или улицы. И никто их не трогает. И люди, которые впервые приезжают в эти города, в первую очередь осматривают их исторические кварталы. И мне бы хотелось, чтобы в Саранске все же осталась частичка той старины, которая была когда-то.
«Вечерний Саранск»