Взлет - посадка
24.04.2019 11:13
Экс-руководитель обособленного подразделения ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» в Саранске 42-летний Александр Баюшкин (на фото - справа) предстанет перед судом по обвинению в получении взятки в крупном размере. Следствие считает, что он прикарманил 1,4 миллиона рублей от двух фирм за принятие выполненных работ.
Взятки на карту
Следствие считает, что Александр Баюшкин получил взятку - 650 тысяч рублей от «Производственной компании» из Новочеркасска Ростовской области. «Администрация гражданских аэропортов» являлась застройщиком аэропорта в Саранске. Госпредприятие, в свою очередь, заключило договор субподряда с «Производственной компанией». Фирма проводила работы в воздушной гавани Саранска с конца 2016-го по май 2018 года, в частности, вела работы по устройству очистных сооружений ливневого стока в аэропорту. Контролировал работы и отвечал за их принятие как раз Александр Баюшкин. Чтобы он оперативно принял работы и закрыл глаза на мелкие недочеты, строители платили ему вознаграждение. На протяжении полутора лет представитель новочеркасской фирмы перечислял руководителю обособленного подразделения ФГУП «транши» по 50 тысяч рублей. Всего Баюшкину было переведено на банковские карты 650 тысяч рублей. Сами работы по монтажу ливневых стоков в аэропорту обошлись в 90 миллионов рублей. Баюшкина задержали 31 июля. Оперативники изъяли у него 10 банковских карт.
Правоохранители утверждают, что Александр Баюшкин причастен к получению взяток с еще одного подрядчика - московской компании «Ирмаст Холдинг». Компания также работала над возведением саранского аэропорта. Борцы с экономическими преступлениями и коррупцией считают, что Баюшкин получал с фирмы по 40 тысяч рублей в месяц. Всего с сентября 2016-го по май 2018-го было перечислено 720 тысяч рублей. Фирма переводила деньги якобы за то, чтобы руководитель обособленного подразделения ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» в Саранске не высказывал никаких претензий к выполнению работ и принял их без всяких проблем. Подрядчик участвовал в строительстве пожарной части и других зданий в аэропорту.
Деньги на счет Баюшкина переводил представитель подрядчика - директор по строительству московской компании. Делал он это после того, как Баюшкин подписывал все необходимые бумаги по приемке объектов. Правоохранители считают, что деньги, как и в первом случае, переводились на одну из многочисленных банковских карт бывшего руководителя.
Дорогие «консультации»
Изначально Александр Баюшкин своей причастности к получению денег не отрицал, однако заявлял, что это были вовсе не взятки, а гонорар за консультативные услуги. Вот что говорили Баюшкин и его адвокат во время ареста в суде:
- Причастность свою признаете?
- Признаю, что получал деньги за проделанную работу от представителей «Производственной компании». У меня была договоренность с Игорем Мелиховым, он предложил оказать ему содействие в ускоренной подготовке исполнительной документации, ее проверке и консультации в части производства самих работ.
- Кто такой Мелихов?
- Он приходил с инженером на стадии исполнения производства работ, кем он работает, я не могу сказать. Он вроде как представитель «Производственной компании».
- Деньги вы от кого получали?
- От Мелихова.
- По каким вопросам вы консультировали?
- По вопросам правильности оформления документации, она действительно сложна, поскольку речь идет о таком сложном объекте, как аэропорт.
- У вас был договор об оказании консультативных услуг?
- Нет, не было.
- То есть устная консультация Александра Баюшкина стоит 650 тысяч рублей?
- Речь идет о длительном периоде работ - за полтора года.
- Как часто вам перечисляли деньги?
- В месяц - 50 тысяч рублей.
- Вы консультировали только одну организацию или были и другие?
- Только одну.
К слову, еще один коррупционный эпизод с фирмой «Ирмаст Холдинг» появился в уголовном деле позднее.
«Сегодня мы имеем прекрасный аэропорт…»
- Когда речь идет о такой статье, первая мысль, которая возникает, - любыми способами уйти от наказания, поскольку оно суровое, - говорил на аресте адвокат Владимир Рамазанов. - Баюшкин мог элементарно промолчать, и это допускает Конституция. Когда речь идет о тяжком обвинении, лучше отказаться от дачи показаний, чтобы твои слова не были истолкованы в ином значении.
Однако Александр в первых же своих показаниях признал, что брал деньги. Это говорит о том, что он содействует следствию в расследовании обстоятельств произошедшего. Суммы, которые перечисляются на его банковскую карту, незначительны. Нужно задуматься - что это за деньги? Организация исполнения технической документации носит настолько сложный характер, что найти инженера, который компетентно может ее составить, достаточно трудно. Тем более речь идет о приемке такого важного объекта, как аэропорт…
Возможно, помимо консультационных услуг, которые оказывал мой клиент, нет никаких действий, связанных с приемкой работ? Сегодня мы имеем прекрасный аэропорт, самолеты летают, все радуются, что воздушная гавань построена по всем строительным законам. Где проявленные злоупотребления, халатность, которые отразились на качестве аэропорта? Нужно задуматься, а совершено ли Баюшкиным преступление? Возможно, следствие заблуждается?
Отец Баюшкина покончил с собой после ареста сына
После задержания суд отправил Александра Баюшкина в следственный изолятор. Однако это была не самая плохая новость для него. Известие об аресте в связи с коррупционными подозрениями стало настоящим шоком для родных. На следующий день после ареста сына ушел из жизни 69-летний отец Александра Баюшкина Николай. Бездыханное тело дедушки в надворных постройках нашел внук, мужчина покончил с собой.
В ходе следствия Александр Баюшкин перестал ссылаться на то, что получил деньги за консультативные услуги, и полностью признал вину. Относительно тех, кто передавал Баюшкину взятки, уголовное преследование было прекращено в связи с деятельным раскаянием.
Следователем СК собрана достаточная доказательственная база, уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.
Кто еще наварился на строительстве?
Дело Баюшкина не единственное, которое фигурирует в связи с коррупционными злоупотреблениями при строительстве аэропорта в столице Мордовии. Приволжское следственное управление на транспорте СК России расследует уголовное дело по статье «Покушение на мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения». Подозреваемым по делу проходит руководитель проекта московской фирмы «Ирмаст Холдинг» 34-летний житель Саранска Сергей Грачев.
По версии следствия, в августе 2016 года ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» и «Ирмаст Холдинг» заключили государственный контракт по реконструкции аэропортового комплекса в Саранске, в том числе с выполнением работ по строительству административных зданий на территории аэропорта. По договору субподряда «Ирмаст Холдинг» поручил заниматься отделкой помещений фирме из Ульяновска. Рабочие с берегов Волги выполнили все работы, однако проверяющий их качество от лица «Ирмаст Холдинга» Сергей Грачев не торопился подписывать нужные акты.
По версии следствия, Грачев намекнул представителю ульяновской фирмы, что за приемку работ и для получения заказа еще на 600 тысяч рублей он ждет определенной благодарности. Ее размер он оценил в 145 тысяч рублей. По договоренности эту сумму субподрядчики должны перевести на его счет после оплаты работ по отделке помещений саранского аэропорта. Представитель ульяновской фирмы согласился и успел передать Грачеву 30 тысяч рублей. Вскоре об откате стало известно борцам с экономическими преступлениями республиканского МВД.
«Вечерний Саранск»