Арсен Садигов: «Возрождение медвытрезвителя было своевременным решением. Если не подобрать зимой человека, перебравшего лишнего и лежащего на снегу, то он замерзнет»
17.04.2019 11:19
Год назад в Саранске открылся медвытрезвитель. Вернее, первых посетителей он принял позднее, а в апреле 2018 года там проводились отделочные работы, доводящие здание до совершенства. Мэр Саранска Петр Тултаев, в преддверии открытия тогда сказал: «Жизнь есть жизнь, мало ли что бывает. В медвытрезвителе условия хорошие. Он рассчитан на 20 мест. Первые клиенты – добро пожаловать!». И называлось заведение уже по-другому: «Социально-реабилитационный центр «Уют» для лиц в состоянии опьянения». Директор центра Арсен Садигов водил меня тогда с экскурсией по палатам, где люди смогли переночевать, прийти в себя и если необходимо – получить медпомощь. Нечего сказать, услуги приличные, сервис достойный. И все на бесплатной основе, без штрафов и без всяких сообщений на работу, как в старые добрые времена.
Медвытрезвитель ранее был в каждом городе, райцентре, поселке городского типа. В Саранске их было целых три: знаменитые «Тополя» на проспекте Ленина, на Попова и на Пушкина. В 90-е годы прошлого века сочли, что пребывание в подобных заведениях унижает облик российского гражданина, и стали они понемногу закрываться. А скорее всего, денег на их содержание не оказалось. И все-таки, несмотря на это, медвытрезвитель в Саранске закрылся одним из самых последних по стране. Спустя несколько лет, медвытрезвители пришлось возрождать: нужда заставила. Горожане стали бунтовать, что в медицинских учреждениях, в одном кабинете приходилось осматривать одновременно тяжелобольного и любителя Бахуса, побывавшего в луже. Наше городское руководство в прошлом году подхлестнуло еще и то, что в каждом городе, принимавшем чемпионат мира по футболу, просто обязано было существовать такое заведение. На всякий случай. В новом саранском медвытрезвителе, на втором этаже здания расположился хостел на 28 человек, тоже с прицелом на чемпионат, для удобства болельщиков.
- Да и мы официально открылись перед чемпионатом, - вспоминает Арсен Максимович. – С тех пор несем свою службу. Мы помещаем сюда людей, которые не могут самостоятельно передвигаться, находящихся в средней и тяжелой степени алкогольного опьянения. В легкой степени мы сюда не принимаем, они сами могут дойти до дома. Также не принимаем людей, имеющих инвалидность 1-2 групп, несовершеннолетних подростков, беременных женщин. Наших клиентов сюда доставляет, как правило, полиция. И мы на месте решаем: кого сюда можно помещать, а кого - нет. Присутствует и критерий добровольности, Если человек категорически отказывается у нас находиться – мы не принуждаем. А если идти не может, но буянит, то сотрудники полиции увозят его к себе в отделение. Но такие случаи единичные. Были случаи, когда подвыпившие люди приходили сюда сами, объясняя, что перебрали лишнего и не смогут дойти домой.
- А Вы можете сказать: сколько клиентов здесь побывало за все время существования?
- Да. В прошлом году сюда было доставлено 625 человек, из которых мы здесь поместили для отрезвления - 421. Остальные либо были отпущены и добирались домой сами, либо их забрали родственники. А в этом году доставлено было 423 человека, из них были помещены 238. В основном, конечно, это представители мужественного пола. За все время женщин было около 50, не больше. Чаще всего попадают одни и те же. Но есть, конечно, и попавшие случайно: не слишком увлекающиеся алкоголем, но на очередной пирушке не рассчитали свои силы.
- Помнится, что в прошлом году Вы говорили, что Саранск - не пионер по возвращению вытрезвителей в родные пенаты. Нас опередил Челябинск. С тех пор число таких городов явно увеличилось?
- Челябинск был первым городом, власти которого осознали, что без этой структуры не обойтись. У них очень удачно совместилось: медвытрезвитель разместился в том же здании, где находится очередной районный отдел МВД. Но следует учесть, что работающий персонал в обновленном медвытрезвителе - исключительно гражданские люди. Так было и в Челябинске, и у нас. По тому же пути пошли и власти тех городов, в которых возродили эту структуру. Сейчас таких становится много, помимо городов, которые принимали чемпионат мира по футболу. Среди них и наша соседка Пенза. Из Ульяновска приезжали недавно перенимать опыт. Как выяснилось, что наш медвытрезвитель – один из лучших среди вновь появившихся. А сейчас муссируется слух, что в правительстве РФ и Госдуме разрабатывается проект об открытии таких заведений на территории всей страны. Нам часто звонят, запрашивают из федерального центра, интересуются, как прижился медвытрезвитель на современном этапе.
- Если все вернется на круги своя, то кто на местах станет финансировать эти заведения?
- Хотят передать Минздраву, но там без восторга относятся к нововведению. Если опять передавать под крыло МВД, то предстоит переделывать всю уже созданную структуру. Ведь в былые времена в медвытрезвителях работали все аттестованные сотрудники милиции. Была бригада, которая собирала пьяных по улицам. У нас таких функций нет, мы размещаем тех, кого к нам привозят. Но опять же, по доброй воле, человек пишет: согласен он на это размещение или нет.
Я как бывший сотрудник силовых органов считаю, что возрождение этой структуры было своевременным решением. Если не подобрать зимой человека, перебравшего лишнего и лежащего на снегу, то он замерзнет. Прошедшей зимой такие прецеденты возникали. И мы спасали людей.
При организации медвытрезвителя весь вопрос упирается в финансирование. Во многих регионах до сих пор идет спор, кто на себя возьмет это бремя. У нас содержание новой структуры взял на себя город, за что большая благодарность мэру Петру Николаевичу Тултаеву, что нашел возможность профинансировать этот проект.
- В 90-е годы в медвытрезвителях нередко находили приют люди без определенного места жительства, которых тогда развелось великое множество. Сейчас вы предоставляете ночлег этой категории горожан?
- Для бомжей и бродяг в Саранске есть другое заведение, дом ночного пребывания, который располагается на улице Пушкина. Но опять же зимой возникали экстремальные ситуации, когда этим людям было некуда деваться и нам приходилось принимать их: грязных, больных, вшивых. Вначале мы их в обязательном порядке сразу же отправляли в дезинфекционные камеры на обработку. Нуждающимся оказывали медицинскую помощь. К примеру, если у человека высокое давление: мы измеряли его, давали лекарство, делали укол, а если не помогло, то вызывали скорую помощь.
- Посетители у Вас наблюдаются каждый день?
- Да, по 5-6 человек. В канун праздников и проведения других торжеств их бывает побольше. Поступают, как правило, ближе к вечеру. Летом, напротив, их количество сократится, гуляки разбредаются по районам, по дачам. А осенью, ближе к заморозкам, их число опять увеличится. Что интересно, во время чемпионата мира, приводов было мало. И не было ни одного иностранца, только россияне.
Мы, конечно, не проводили опрос относительно качества наших услуг. Но думаю, что нашим клиентам жаловаться не приходится. В самом социально-реабилитационном центре новые кровати, белые простыни для пациентов, нет недостатка в медицинском оборудовании, которое не из дешевых. Поутру можно принять душ, погладить свои вещи, побриться. Когда клиент поступает, все имеющиеся у него вещи принимаем по описи, утром возвращаем. За прошедший год ни одной жалобы не поступало, чтобы что-то пропало.
- Под одной крышей с медвытрезвителем располагается хостел с таким же названием. Кто может стать его посетителем?
- Любой пришедший человек может здесь переночевать, заплатив всего 400 рублей. Это - мини-гостиница, гостиница для малоимущих. Она хорошо подойдет командированным, не сильно располагающим деньгами или студентам, приехавшим сдавать сессию. Здесь есть и бесплатная парковка, Wi-Fi зона, кабельное телевидение, душ, кухня самообслуживания со всем необходимым. У хостела «Уют» удобное местоположение, в шаговой доступности от железнодорожного вокзала, недалеко от центра города. В регионах России появилась немало хостелов в связи с проведением чемпионата мира. С его завершением большинство из них закрылись, как нерентабельные. А сейчас на российском уровне принято постановление: всем хостелам, расположенным в жилых домах, закрыться до 1 октября или переквалифицировать свою деятельность. Некоторые как делали? Выкупали в жилых домах несколько квартир и создавали хостел. Во время чемпионата все затраты окупались с лихвой. А сейчас эти квартиры некоторые дельцы сдают под офисы. Ведь наш город не миллионер, и мероприятия с участием большого количества зрителей здесь проходят редко. Очередное из таких состоится 8 июня, в рамках отборочного турнира Чемпионата Европы по футболу на стадионе «Мордовия Арена» сыграют команды России и Сан-Марино. Вот тогда будет очередной наплыв. Опять можно будет увидеть болельщиков из разных стран.
Кстати, у хостела «Уют» есть девиз: «Будь как дома!». Я побывал там и убедился, что оно так и есть.
Семен МИХАЙЛЕВИЧ