ИЗ ПАРИЖА - С ПЕЧАЛЬЮ...

16.04.2019 16:47

Проходящая обучение в Париже наша землячка рассказывает о постигшей Францию трагедии с пожаром в легендарном соборе Парижской Богоматери

15 апреля в столице Франции загорелся легендарный собор Парижской Богоматери, также известный как Нотр-Дам де Пари. Причина возгорания пока неизвестна, сам знаменитый собор до этого ЧП находился на реконструкции.

Пожар начался вечером, около 20:00 по московскому времени. Страшное буйство огненной стихи полностью уничтожило шпиль и крышу собора. На месте происшествия работали более 400 пожарных. Сначала они вывели людей, а потом приступили к спасению реликвий: практически все культурные ценности были в безопасности. Их хранили в ризнице, где нет материалов, которые могут загореться. При пожаре сохранились алтарь и алтарный крест Нотр-Дама. Из сокровищницы собора была спасена и главная реликвия - терновый венец Иисуса Христа.

Пожар в соборе Нотр-Дам относится к самой высокой категории сложности из-за обилия сухого дерева и конструктивных особенностей здания, внутри которого при возгорании образуется тяга, как в гигантском камине. Здание тушили до трех часов утра. Сейчас эксперты должны установить точные причины возгорания, возникшего в верхних уровнях здания собора.

К счастью, часть статуй, украшавших крышу собора, сняли для реставрации на прошлой неделе. Таким образом, 12 статуй апостолов и четыре статуи евангелистов, находившиеся на крыше Нотр-Дама более 150 лет, уцелели.

Мы связались с уроженкой Саранска, нашей бывшей коллегой Таирой Мамедовой. Она полгода живет в Париже, учится в Сорбонне в магистратуре на факультете словесности. Таира буквально каждый день ходит на учебу мимо собора Парижской Богоматери.

«Я приехала во Францию учиться в магистратуре спустя много лет после окончания университета - появилась необходимость подтянуть французский для профессиональных целей. Первое, что я сделала, оказавшись в Париже, - пошла к Нотр-Даму. Сорбонна недалеко от собора, поэтому я хожу мимо почти каждый день, если есть занятия, и за это время Нотр-Дам стал для меня, наверное, главным зданием в Париже.

Я заходила в него, когда подступала тоска по родине, перед Рождеством, чтобы полюбоваться убранством, на мессу с подругой. Хотя часть здания была в лесах, общее впечатление от этого не страдало. Все знают, какое это величественное и прекрасное сооружение. Но трепет перед силой человеческого гения, человеческой веры, который охватывал каждого, кто заходил внутрь, надо было пережить - описать невозможно.

В день пожара я плохо себя чувствовала, отпросилась с занятий - и прошла мимо собора в два часа дня, за четыре часа до катастрофы. Как всегда, кругом была толпа туристов, я еще подумала - как приятно смотреть на счастливых людей. Рядом в это время роскошными розовыми гроздьями цветет сакура, и это было пронзительное сочетание прекраснейшего творения природы и творения человека. Пришла домой, а телефон и компьютер разрываются от сообщений. Смотрела, как парижане, собравшись у горящего собора, поют Ave Maria, и плакала. Настроение у всех подавленное. Моя подруга говорит: «Словно потеряла близкого человека». С другой стороны, очень радует, что не пострадали реликвии.

Газета «Монд» пишет, что компания LVMH и семья Арно выделили 200 миллионов евро на ремонт, семья Пино - 100 миллионов. Уже сделали сайт для международных пожертвований. Все надеются, что собор восстановят еще при нашей жизни.

Но знаете, что удивительно? Когда парижане или жители пригородов говорят: «Все время собирался зайти в собор, но так и не зашел», я сначала подумала: ну как же так можно? А потом вспомнила, что за все время, пока жила в Москве, так и не зашла в собор Василия Блаженного. И в который раз становится очевидным: любое творение человеческих рук очень хрупкое, даже если оно стояло веками. Если вы давно собирались куда-то сходить или на что-то посмотреть и вам ничего не мешает, как парижанам ничего не мешало зайти в Нотр-Дам, сделайте это сейчас».

«Вечерний Саранск»