Александр Замотаев: «Отсутствие профессионализма в ЖКХ – источник многих бед, в том числе и при установке тарифов»

03.04.2019 14:02

Каждый год в новейшей истории России ознаменует собой рост цен. Кризис и санкции дают о себе знать. Поэтому обещает подорожать многое, если не все. Разумеется в разных пропорциях. Как правило, заранее о повышении не извещают, готовя сюрприз: сегодня вечером еще одна цена, а завтра… Но про что всегда сообщают заранее, это про рост тарифов на услуги ЖКХ. Вот и сообщили, что в этом году очередное повышение тарифов пройдет в два этапа. Заранее, чтобы привыкли. Но населению не дает покоя неразбериха с установкой тарифов ЖКХ, даже московское руководство признало, что людям на местах приходится за услуги коммунальщиков переплачивать вдвое. Помимо того, в разных регионах страны и тарифы разнятся, порою в разы. Проблема повышенных тарифов признана на государственном уровне. К Александру Ивановичу Замотаеву, генеральному директору Центра профессиональной подготовки кадров мы обратились с целью узнать его видение создавшейся ситуации. Оно особенно интересно, так как в свое время он возглавлял министерство ЖКХ Мордовии, а за работой самой отрасли, по его словам, следит всю жизнь.

- Цены на газ, тепло и воду повышаются регулярно. И причины для этого разные. Надо разбираться в каждом конкретном случае, - считает Александр Иванович.- Но хотелось бы начать вот с чего. Хоть я и долгое время нахожусь на пенсии, но стараюсь не быть в стороне от проблем ЖКХ. С этой целью было написано письмо Председателю Правительства РМ Сушкову В.Ф. с предложением и согласием на совместную организацию и создание республиканской системы обучения работников ЖКХ. Знаете, откуда идут все беды жилищно-коммунального хозяйства? Все дело в том, что профессиональная квалификация работников этой сферы оставляет желать лучшего, ее уровень очень низкий. В том числе и у руководящих работников предприятий отрасли. Но это не их вина, что у нас в стране нет никакой системы по подготовке кадров жилищно-коммунального хозяйства. Такой системы, как например, в здравоохранении, образовании. Нельзя устроиться врачом, не обладая необходимыми знаниями и квалификацией, не имея соответствующего диплома института. Аналогичная ситуация и в образовании: никогда не поставят учителем специалиста, не имеющего необходимой подготовки. Все они проходят подготовку на государственном уровне. А вот для работы в жилищно-коммунальном хозяйстве особого обучения не требуется, туда идут все подряд и всех берут на работу. На памяти масса примеров, когда человека из одной отрасли, очень далекой от ЖКХ, назначают в коммунальную сферу на руководящую должность. А ЖКХ - очень сложное, одно из важнейших направлений народного хозяйства. Причем и организационно, и экономически, и технически. От работы этого сложнейшего комплекса зависит многое. В последнее время довольно часто говорят о претворении в жизнь национальных проектов. Успешно реализовать национальные проекты может только человек, который живет в комфортных условиях. Если же людей будут постоянно беспокоить жилищные проблемы, бытовые неурядицы, то их заботы будут направлены на ликвидацию этих проблем. Поэтому следует учесть, что всю уютную жизнь представителей самых разных профессий обеспечивают работники жилищно-коммунального хозяйства. И если эту структуру начинает «трясти», то это довольно болезненно сказывается на общественном настроении. В ее управлении находятся: и водоснабжение, и газоснабжение, и теплоснабжение, и водоотведение, и электроснабжение. Как можно в такое сложное хозяйство принимать совершенно несведущих людей?! Как можно работать, ничего не зная? Отсутствие профессионализма в ЖКХ – источник многих бед, в том числе и при установке тарифов.

- В чем же это сказывается?

- Главная задача отрасли ЖКХ - содержать оборудование и коммуникации жилого фонда в нормальном состоянии. Для этого нужны определенные средства. И вот как раз разработка тарифов направлена на то, чтобы покрыть все потребности предприятий жилищно-коммунального хозяйства. И, не имея профессиональной подготовки довольно сложно грамотно разработать тарифы, так как необходимо учитывать много нюансов, которые знает только специалист. Сегодня разработка тарифов затрагивает каждого жителя и является основной финансовой проблемой, все очень запутано в управлении многоквартирными домами, разобраться очень тяжело. У каждого собственника жилья существуют свои собственные расходы по коммуналке и общедомовые. И все это надо разделять и строго наблюдать за исполнением. В тарифах заключается сумма всех затрат коммунальных служб плюс определенная рентабельность (7-8%). И если затраты растут (а они будут расти в любом случае), а тарифы не будут увеличиваться, то предприятие ЖКХ лопнет. Тем не менее, средств все равно не хватает, поэтому у нас идет постоянное разрушение коммуникаций и ветхого жилья.

- Как у нас на местах сегодня работают руководящие организации собственников жилья?

- Работая в таких структурах, надо быть специалистами очень высокого класса, тут задействованы сложнейшие системы. Но я не знаю ни одной управляющей компании у нас в городе, которая работала бы, соблюдая закон, соответствуя всем правовым актам и жилищному кодексу. И чтобы все действия руководства сопровождались соответствующими документами. Как известно, есть три формы управления жильем: управляющая компания, ТСЖ или непосредственное управление. Если управляющая компания не устраивает жильцов, они имеют право собраться и переизбрать, поменять форму управления. Но при передаче жилья от одной организации другой, должны передаваться все технические документы и вся бухгалтерская документация. Тут и акты на испытание несущих конструкций, обследование другого оборудования, и постоянный осмотр. Должен соблюдаться регламент, устанавливающий сроки, в которые должны были проводиться все эти необходимые мероприятия. На деле же этого не происходит. Можете спросить об этом у руководителей любой управляющей компании. Все должно находиться под контролем, однако этого нет. Представьте картину: одна управляющая компания передает другой компании дом, в котором через месяц обрушивается балкон. Кто в этом виноват? А ведь этого можно было избежать: если бы проводились регулярные технические обследования и осмотры. Если бы это балкон был испытан по-нормальному, он бы не обвалился. А если бы это произошло при испытании, то неисправность непременно ликвидировали бы. И когда мы говорим об оплате, то все документы: акты, обследования, осмотры должны присутствовать при проведении финансовых мероприятий. Чтобы определять ресурсы на устранение неполадок все должно учитываться. Если про тарифы говорить конкретно, то это все, что входит в текущие затраты на содержание и на обслуживание домового фонда. И их нельзя задерживать, повышать необоснованно, он должен отражать естественное нормальное состояние жилого дома. Это говорит об истинно профессиональном подходе.

- При этом нельзя сознательно повысить тарифы?

- При завышении тарифов следует брать каждый конкретный случай. Если брать те, о чем часто пишут СМИ, то туда зачастую включают абсолютно все расходы, которые идут на содержание и обслуживание дома. В том случае, если члены управляющей компании выехали по своим делам или, к примеру, на отдых. А ведь управляющая компания устанавливает тариф только на свои услуги. Критиковать кого-то я не стал бы, хочется, чтобы было все нормально и не надо командовать тарифами, когда именно надо их повышать. А если они все-таки повышаются, то жильцы должны обязательно знать: на что именно, на сколько и за счет чего его повысили. А то, как обычно в СМИ пишут: увеличили на 3-4 % - а что и как, - люди должны знать или догадываться. И потом разделить в многоквартирном доме потребление каждого собственника жилья и общедомовое - это очень сложно. Надо людей этому учить.

- Но ведь есть же в регионах орган, который следит за всем этим?

- Да этим занимается министерство тарифов и ценовой политики, оно как раз этим и занимается, оно за всем следит. А раз народ возмущается, значит, плохо следит. Хотя, насколько я знаю, там работают профессионалы своего дела.

- Почему так существенно разнятся тарифы оплаты услуг ЖКХ в различных регионах? Порой размер оплаты одних (судя по центральной прессе) может в 50 раз превышать соседние показатели.

- То, что тарифы в одних регионах во много раз превышают соседние, это чаще всего говорит о манипуляциях местных работников. Да, они должны отличаться, но не в 50 же раз. Какие могут причины? Пассажирские перевозки, одни доставляют ресурс близко, другие далеко. У одних газопровод рядом, у других - нет. У одних котельная под домом, у других – на расстоянии 3 километров. И так по ряду факторов. Почему стало возможным увеличение тарифов на местах? Нынешний жилищный кодекс и многие нормативные акты нужно переделывать.

Власть уже два десятилетия хочет навести порядок в ЖКХ и не может. Жилищный кодекс и все его управление многоквартирными домами, где за основу взята надежда на самоорганизацию граждан, собственников жилья сегодня уже работает. На сегодняшний день собственники жилья не готовы самоорганизовываться. Они даже на собрания не приходят, выбирать новую форму правления. Собрание жильцов сейчас - это целая проблема, они привыкли, что власть государственная, муниципальная, за них все решает. И этим пользуются люди, нечистоплотные на руку. К примеру, на одном общедомовом собрании, жильцы отказываются от услуг действующей управляющей компании и выбирают себе ТСЖ. А затем, непонятно, почему ТСЖ заключает договор с той же управляющей компанией, которую отвергли жильцы. А это противоречит закону. Есть очень серьезная недоработка по установке газовых счетчиков. Недаром по квартирам стали ходить проходимцы, выдавая себя за газовщиков, которые за установку новых счетчиков берут втридорога. Через коммуналку проходят очень большие деньги, и многие хотят к ним приложиться. А ведь в свое время выходило постановление, что до 1 апреля 2012 года все ресурсоснабжающие организации должны были направить условия установки приборов учета каждому собственнику, чтобы те конкретно ознакомились с ними. Ресурсоснабжающие организации должны заключать договора непосредственно с каждым квартиросъемщиком с тем основанием, что обслуживать их будут только они и никто другие не должны им мешать. Причем приборы учета, которые устанавливают, должны жильцов устраивать и по внешнему виду, и по параметрам, и не должна отпугивать их цена: ее можно выплатить в рассрочку на 5 лет. Эту цену должны были специально распределить по месяцам, так чтобы это не было ощутимо для жильца и включить в ежемесячную платежку. К примеру, две тысячи разобьют по 50 рублей в месяц.

- Как правило, все новшества, вводимые в ЖКХ, приводят к повышению размера тарифов, иногда значительному. А они появляются довольно часто. Например, сейчас готовятся к установке «умных» счетчиков с возможностью передачи данных в газоснабжающие компании. Этот «умный» счетчик стоит дороже обычного и установка его также дороже, а еще, возможно, и увеличат тарифы за пользование им? В министерстве ЖКХ оценили стоимость интеллектуальных приборов учета газа примерно в 11-15 тысяч рублей за штуку. Между тем обычные счетчики стоят от двух до пяти тысяч рублей. Ожидается, что за все заплатит потребитель: расходы на счетчики.

- Про «умный» счетчик, вообще-то это хорошо. Пользуешься и не заботишься о том, что нужно снимать показания, тебе уже потом приходит квитанция об оплате. Но, во-первых, он дороже обычных, и обслуживание его также гораздо дороже, а это дополнительный расход, которые тоже включаются в тариф. Люди не любят такие повышения. Я не думаю, что установка «умных» счетчиков станет обязаловкой для всех. Возможно, это опять будет решаться на общем собрании собственников жилья.

В заключение нашей беседы Александр Иванович вспомнил недавно прочитанную в одной из центральных газет информацию относительно коммунальных долгов:

- Сейчас в России собственники жилья должны управляющим компаниям 700 млрд. рублей, а управляющие компании, в свою очередь, задолжали ресурсоснабжающим организациям 1 трлн. 300 млрд.рублей. То есть 600 млрд. рублей повисли где-то в воздухе. Поистине, не коммуналка, а Клондайк какой-то!

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

РИА «Инфо-РМ»