Весна ведет!

03.04.2019 10:56

Начало нового автосезона снова изменит жизнь российских водителей

Апрель по традиции является месяцем перемен для российских автолюбителей. И дело не только в том, что в этом месяце наступает пора «переобуваться». Зачастую именно во втором месяце весны вступают в силу законы, которые кардинально меняют жизнь водителей. Апрель-2019 не станет исключением из этого правила. Уже со вчерашнего дня изменилась процедура оформления полиса ОСАГО. Остальные нововведения вступят в силу через несколько дней. О главных из них рассказывает корреспондент «ВС».

Полис должен стать дешевле
Безусловно, главным изменением для водителей должно стать анонсируемое ранее удешевление полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Уже со вчерашнего дня претерпела некоторые изменения процедура оформления страховых документов. Теперь при покупке полиса ОСАГО водитель сможет выбрать компанию-страховщика с помощью систем «Единый агент», если речь идет о покупке бумажного полиса, и «е-Гарант», если речь идет об оформлении электронного страхового документа. В этих системах будут представлены все компании, имеющие лицензию на осуществление страховой деятельности. До 2 апреля система автоматически назначала пользователю компанию-продавца. Появившаяся альтернатива, по сути, должна пусть не намного, но снизить стоимость страхового полиса. Вопрос в данном случае заключается лишь в том, будет ли система работать без сбоев? Ведь в противном случае рассчитывать на изменения в цене не приходится.

Еще одним обстоятельством, которое должно сказаться на снижении стоимости страховых документов, является новая формула расчета коэффициента «бонус-малус». Каждый водитель знает, что при расчете окончательной стоимости полиса ОСАГО именно этот коэффициент является определяющим. Ведь он подразумевает подорожание страховки для так называемых аварийщиков и существенные скидки для тех, кто привык водить аккуратно. 1 апреля 2019 года вступили в силу новые правила расчета коэффициента «бонус-малус». Теперь для каждого водителя этот коэффициент будет рассчитываться один раз в год, и именно 1 апреля. При расчете коэффициента за основу будут браться итоги прошедших двенадцати месяцев. Если за этот период у водителя не было аварий, страховой полис для него должен стать дешевле. Ну а если аварии были - копите деньги заранее. Примечательно, что если полис был оформлен до 1 апреля 2019 года, то пересчитывать его стоимость никто не будет. Изменения будут учтены в следующий раз.

Наконец, еще одним важным изменением, касающимся стоимости полиса ОСАГО, должен стать законопроект, подготовленный Минфином. Точнее, даже не сам документ, а отдельная его норма, исключающая пьяное вождение из перечня нарушений, которые будут учитываться при расчете стоимости полиса ОСАГО. Напомним, законопроект, подготовленный Минфином, предусматривает возможность учета страховыми компаниями стиля вождения каждого конкретного водителя. Первоначальная редакция документа включала в себя перечень нарушений ПДД, за которые допустившему их водителю в качестве «штрафа» полагалась надбавка к базовому тарифу. К ним относились проезд на красный свет, превышение скорости более чем на шестьдесят километров в час, выезд на встречную полосу и управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Однако в последний момент авторы документа посчитали, что пункт о пьяном вождении следует исключить из окончательной редакции законопроекта. Объяснение в данном случае предельно простое: за пьяное вождение и так наказывают довольно сурово, в частности, лишают водительских прав более чем на год и налагают солидный денежный штраф. Добивать любителей выпить за рулем еще и подорожанием автогражданки в Минфине сочли нецелесообразным.

Сдать экзамен на права станет сложнее
Теперь менее приятные новости. ГИБДД в очередной раз вознамерилась изменить правила сдачи экзамена на получение водительского удостоверения. Перечень изменений уже подготовлен в центральном аппарате ведомства.

Первое изменение касается экзаменационного маршрута, по которому кандидаты в водители ездят во время обучения. ГИБДД давно не устраивал тот факт, что во время учебы кандидаты успевают изучить маршрут, по которому им предстоит сдавать экзамен, до последней кочки. Оказавшись впоследствии на незнакомой улице, новоиспеченные автолюбители теряются и нередко становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. В самом ближайшем будущем экзамен по городу будет приниматься несколько иначе. Вместо определенного направления движения проект документа предусматривает перечень улиц и дорог, куда экзаменуемого может направить экзаменатор. Очевидно, что изучить все улицы у учеников автошкол не получится, соответственно, полагают в ГИБДД, экзамен по вождению станет более объективным. Кроме того, автомобильное ведомство намерено изменить подход к оценке действий кандидата в водители при сдаче практической части экзамена. Если сейчас основной упор делается на фиксацию нарушений правил дорожного движения, то в ближайшем будущем приоритет будет отдаваться имеющимся у кандидата в водители навыкам управления автомобилем, которые необходимы для безопасной самостоятельной езды.

Однако ограничиваться изменениями только практической части экзамена в Госавтоинспекции не собираются. Ведомство намерено серьезно ужесточить и теоретическую часть. В частности, будет серьезно расширен перечень экзаменационных задач. Да и содержание вопросов претерпит серьезные изменения. ГИБДД намерена отдавать приоритет знанию безопасных действий по управлению автомобилем в различных дорожных ситуациях и формированию тематических групп для каждой категории транспортных средств, на право управления которой сдается теоретический экзамен. Оценивать знания теории кандидатов в водители ведомство также будет иначе. Инспекторы будут применять так называемый дифференцированный подход, при котором решающую роль будет играть степень влияния экзаменационной задачи на безопасность дорожного движения.

Автошколы возьмут под контроль
Однако описанные выше нововведения являются лишь малой частью той реформы системы обучения водительскому мастерству, которую намерена осуществить ГИБДД. В ближайшее время ведомство намерено взять под жесткий контроль все автошколы страны. Специальным указом президента страны Госавтоинспекция должна в самое ближайшее время получить серьезные полномочия, необходимые для осуществления контроля за деятельностью образовательных учреждений. Ни для кого не секрет, что сейчас многие учебные заведения, занимающиеся подготовкой водителей, в целях экономии переводят образовательный процесс в онлайн-режим. А непосредственно управлению автомобилем обучают зачастую либо на необорудованных площадках, либо вовсе во дворах. Качество подготовки водителей от этого серьезно страдает, что чревато ухудшением безопасности на дорогах. До недавнего времени Госавтоинспекция не могла пресечь подобную практику, даже имея в своем распоряжении информацию о нарушениях в том или ином образовательном заведении. У автомобильного ведомства попросту не было соответствующих полномочий. При этом необходимость борьбы за качественное водительское образование была очевидна всем, в том числе и самим добросовестным автошколам, которые в результате конкуренции с серыми образовательными заведениями серьезно теряли в прибыли. Именно поэтому инициативу расширения полномочий Госавтоинспекции поддержали и Межрегиональная ассоциация автошкол, и Министерство просвещения, и Рособрнадзор.
Так какие же права получат автоинспекторы уже в самое ближайшее время? В первую очередь речь идет о праве контроля за тем, как образовательные заведения, занимающиеся подготовкой водителей, соблюдают требования к учебно-материальной базе. До недавнего времени ведомство имело право проверять оснащение конкретной автошколы только при выдаче лицензии на право осуществления образовательной деятельности. А документ этот был бессрочным. Однако уже с 7 апреля этого года срок действия лицензии будет ограничен пятью годами. Соответственно, у ГИБДД появится возможность проверять материально-техническую базу автошкол как минимум раз в пять лет. Практика показывает, что этого, конечно, недостаточно, однако многие автоэксперты считают, что даже такая мера способна вразумить руководителей многих образовательных заведений. Не секрет, что значительное количество автошкол обновляют свою материально-техническую базу только накануне получения лицензии. Впоследствии новые автомобили, учебные помещения и тренировочные площадки попросту исчезают. Обучение проводится в плохо оборудованных классах, уровень подготовки инструкторов оставляет желать лучшего.

По оценкам специалистов, предоставление ГИБДД права проверки автошкол поставит серьезный заслон так называемым левым образовательным заведениям. С образовательного рынка просто вынуждены будут уйти автошколы, основной целью которых является получение прибыли любой ценой. Правда, многие автомобильные эксперты считают, что проверки образовательных заведений могут быть использованы сотрудниками ГИБДД в корыстных интересах. Чтобы избежать этого, в указе о расширении полномочий автомобильного ведомства предлагают четко прописать все процедуры и механизмы реализации полномочий.

Изменится ли после этого существование самих автошкол? Безусловно, да! Уже с 7 апреля этого года все образовательные заведения страны, занимающиеся подготовкой водителей, будут обязаны согласовывать с ГИБДД все основные образовательные программы. Для проверки материально-учебной части автошкола должна определиться с максимальным количеством учеников, предоставить документы на землю и учебные классы, автомобили. Если образовательное заведение арендует площадку, необходимо уведомить ГИБДД, что срок аренды продлен вовремя. Если же в течение месяца соответствующее подразделение Госавтоинспекции не получит подтверждения, положительное заключение у школы будет отозвано, а это в дальнейшем грозит и потерей лицензии.

Алексей Константинов

«Вечерний Саранск»