В Саранске открылась «Чёрно-белая симфония»
21.03.2019 23:38
В Музее Эрьзи открылась персональная выставка известного в республике художника-графика Владимира Бирлюкова. Он - единственный в изобразительном искусстве Мордовии график, не только владеющий в совершенстве различными способами технического решения перового рисунка, но и постоянно работающий в этой технике, пропагандирующий рисунок пером на художественных выставках.
Сам Владимир Иванович говорит, что с детства мечтал стать художником. Графикой стал заниматься, обучаясь в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого.
- Для графических работ был всегда доступный материал, - рассказывает художник. - Закончились перья - есть гелевые ручки, карандаши всегда под рукой. В свободное время я сажусь и рисую, а времени у меня сейчас много, поскольку больше не работаю в школе (Владимир Бирлюков много лет преподавал в художественной школе - прим. «ВС»). Что тяжелого в школе? В классе 24 человека, каждому надо объяснить, некоторым показать, а порой и не по одному разу. Работа, тем более с детьми, требует много сил. Сейчас уже мои ученики приходят ко мне домой в гости. Могу сказать, что жизнь не зря прожита. Выставляться рядом с работами Эрьзи, Сычкова - большая честь.
- Конечно, не все получается с первого раза, - продолжает Владимир Бирлюков. - Особенно если делаешь перерыв, например, на лето, то осенью рука уже не так слушается, надо вновь приучать ее к работе. Это седьмая персональная выставка, и после каждой получаешь новый импульс для работы, для творчества. Может, я начну рисовать современную Рузаевку, пока не знаю, но у меня еще есть возможность работать.
- Раньше художник работал тушью и пером, - рассказывает куратор выставки Наталья Осянина. - Однако запасы туши «Рижская» закончились, перья поистерлись, на смену пришла гелевая ручка, которая оказалась близка по своему художественному настроению. Владимир Иванович тяготеет к живописно-тоновому рисунку, активно использует перекрещенную штриховку, за счёт чего создаётся эффект тона. Благодаря разной степени густоты наложения и характера его начертания штрих создаёт разнообразную цвето-фактурную и тоновую среду. При всей кажущейся «нагруженности» работы сохраняют важное для перового рисунка свойство - прозрачность; достигается это за счёт умелого включения в общий строй изображения белой подложки листа.
Рисунки в основном чёрно-белые, но в них художник удивительно точно и тонко передаёт цветовое богатство окружающего мира: белый снег и тёмный ажур веток на фоне холодного неба, яркость и цветовое богатство осеннего леса, тёплый свет керосиновой лампы... На выставке вы увидите работы различной тематики - это портреты, натюрморты, пейзажи любимой художником Рузаевки, и не только. Работы мастера притягивают взор, посетители их долго рассматривают, разглядывая все оттенки черного, и при этом удивляются, как такое можно было создать обычной гелевой ручкой.
Стоит отметить, что художник много времени уделял и оформлению родной Рузаевки. По словам Натальи Осяниной, он оформил немало зданий, например, классные комнаты, актовые залы школ и ПТУ, производственные цеха, магазины города. Без него Рузаевка была бы не столь красива.
Персональная выставка Владимира Бирлюкова «Черно-белая симфония» продлится до 14 апреля. В экспозицию вошло более 60 рисунков, выполненных за последние двадцать лет, успейте познакомиться с творчеством этого замечательного художника.
«Вечерний Саранск»