В Саранск приехало «Святое семейство» Рафаэля
05.04.2010 18:30
Эрьзинский музей в год своего полувекового юбилея продолжает удивлять посетителей сюрпризами. Ещё одним подарком для саранская публики станет знакомство со знаменитой «Мадонной дель Пополо» (или «Святым семейством»), написанной в эпоху Возрождения великим итальянским художником Рафаэлем Санти.
Ужель та самая картина?
Многие, вероятно, усомнятся: «не может быть...Подлинник ли это?». Однако авторитетнейший специалист-искусствовед и реставратор Игорь Грабарь, несколько лет скрупулезно исследовавший полотно, сделал заключение: «Тагильский экземпляр не копия, о чем убедительно говорит авторгаф...Из сохранившихся в мире экземпляров...самым ранним является, бесспорно, нижнетагильский. По мнению Грабаря, обнаруженная в Нижнем Тагиле «Мадонна», вполне могла служить тем самым прооригиналом, некогда находившемся в Римской церкви Санта Мария дель Пополо.
Действительно, история данного «Святого семейства» окружена множеством загадок.
Пропавший шедевр
Сам Рафаэль Санти родился в 1483 году в маленьком городке Урбино, в семье придворного поэта герцога — Джованни Санти. Рано осиротев, попал в подмастерье маститого живописца Перуджино и уже к 16 годам занялся самостоятельным творчеством. В 1508 году папа Юлий II пригласил его в Рим, поручив 25-летнему Рафаэлю создать фрески в Ватиканском дворце. Год спустя и появилась картина «Святое семейство», основой которой послужил известный евангельский сюжет. Художник изобразил юною Марию и старца Иосифа в тот момент, когда они любуются проснувшимся младенцем Иисусом Христом.
После смерти Рафаэля полотно принадлежало церкви Святой Марии, располагавшейся в Риме на улице Пополо (собственно, отсюда и возникло второе название «Мадонна дель Пополо»). С середины 16 века её неоднократно похищали, но затем она возвращалась на старое место. Правда, после таких «пропаж» похожие «Мадонны» вдруг начали всплывать то в одной, то в другой частной коллекции. Меж тем, настоящее «Святое семейство» довольно долгое время считалась утраченным. Возникало немало предположений о местонахождении шедевра Рафаэля. В том числе по Европе распространились слухи, будто некие богатые российские промышленники тайно вывезли его за Уральские горы.
Нижнетагильская находка
В 1924 году завхоз Тагильского металлургического треста Иван Колеватый на чердаке «господского особняка», прежде принадлежавшего династии уральских заводчиков Демидовых, случайно обнаружил несколько картин, в том числе потемневшую доску со следами старой живописи. Находку передали в местный краеведческий музей. Помыв картину, сотрудники музея с удивлением прочли на вороте платья Мадонны, проступившие золотые буквы: «RAPHAEL. RBINAS. PINGEBAT. MDIX», что в переводе с латинского, значит: «Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году».
Игорь Грабарь, специально приехавший в Нижний Тагил, рекомендовал отправить «Святое семейство» на реставрацию в Москву, т. к. произведение было в крайне неприглядном состоянии: доска треснула на две неравные части, древесину поел жучок, красочный слой и грунт изрядно исцарапаны, повреждены следами от гвоздей, два нижних угла вообще уничтожены. Три года потребовалось, чтобы воскресить Тагильскую, как окрестил её Грабврь " Мадонну«.
Путешествие «Мадонны» в России
Как именно картина попала в уральскую глубинку — до сих пор доподлинно неизвестно. На ней красуется герб герцогов Форли, чьи коллекции Наполеон забрал себе как трофей. А Анатолий Демидов был, как известно, женат на племяннице французского императора. Однако, не исключено, ее приобрел другой Демидов — Николай Никитич (1773-1828), отец Анатолия. Живя в Италии, он, кроме всего прочего, коллекционировал произведения итальянских живописцев, в том числе картины Рафаэля. После кончины отца, его коллекцию унаследовал сын, который часть живописных произведений отправил в Н. Тагил «для убранства господских домов и церквей».
Последние десятилетия картина Рафаэля обрела постоянную «прописку» в Нижнетагильском музее изоискусств. Правда, изредка она выезжает на «сольные гастроли».
Но в столицу Мордовии «Святое семейство» Рафаэля привезли первые! Учитывая уникальность произведения, музей отказался от свободного экспонирования. «Святое семейство» будет демонстрироваться в специально оборудованном зале в главном корпусе Эрьзинского музея по ул. Коммунистической, 61.
Ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника. А современная мультимедийная техника позволит посетителям погрузится в творческую атмосферу эпохи Возрождения, узнать любопытные факты из биографии Рафаэли и, наконец, воочию увидеть его бессмертное «Святое семейство».
«Известия Мордовии»