Главбух и маркетолог «Цветлита» «нагрели» завод на 7 миллионов рублей
01.04.2010 09:54
На протяжении года
Следствие по этому непростому делу контролировал заместитель начальника отдела по расследованию экономических и налоговых преступлений и преступлений против собственности СУ при УВД по Саранску Владимир ГРИШИН: «Недавно мы окончили расследование и направили в суд уголовное дело по обвинению инженера отдела маркетинга и главного бухгалтера ЗАО «Цветлит» в мошенничестве.
В 2007 году к нам поступила оперативная информация о том, что на заводе «Цветлит» имеются крупные хищения. Стали проверять всю бухгалтерскую документацию. На первый взгляд, по бумагам никаких пробелов не было. Все договоры на поставки продукции и проплата по ним были в норме. Главбух четко знала свое дело и умело заметала все следы. Во все бумаги, касающиеся поставок продукции «Цветлита», на которых Стерженьков и Иванькова погрели руки, бухгалтер предусмотрительно вносила нужные ей изменения в компьютерной базе данных. Однако она не учла одного нюанса, на котором и погорела. Нюанс заключался в том, что на заводе существовала резервная копия этой базы данных. Мы вместе с сотрудниками службы безопасности предприятия подняли эту базу и выяснили, что хищения действительно были. И причастны к ним главбух и маркетолог завода.
Схема была такой. Стерженьков выходил на предприятия в других регионах страны и предлагал им купить продукцию «Цветлита». Если партнеры соглашались, то с ними заключался договор на оплату продукции. Хитрость заключалась в том, что маркетолог просил перевести 80% стоимости товара на счета завода, а остальные 20% — на другой счет. Как оказалось позднее, на его собственный. Для предприятия-партнера от этого ничего не менялось, в прибыли оказывались только Стерженьков и его сообщница, завод же недополучал кругленькие суммы денег.
Долгое время на недостачу денег никто не обращал внимания. Во-первых, объемы поставок продукции в другие регионы, о которых договаривался маркетолог, для «Цветлита» были не столь значительными, поэтому на них никто не заострял внимания. Во-вторых, тылы Стерженькова надежно прикрывала главный бухгалтер. Она вносила липовые сведения в программу «1С Бухгалтерия», изготавливала фиктивные счет-фактуры и накладные с заниженной стоимостью.
Вот один из примеров: Стерженьков договорился о поставке партии алюминиевой катанки на одну из свердловских фирм. Просил перечислить за товар 80% на счет завода и 20% на свой собственный. От одной только этой махинации на счет маркетолога поступило 3 млн. рублей. Иванькова внесла изменения в бухгалтерскую программу, уменьшив дебиторскую задолженность свердловской фирмы перед ЗАО «Цветлит» на эту сумму. Подобные манипуляции парочка проворачивала в период с января по декабрь 2006 года. Совместная махинация бухгалтера и маркетолога обошлась заводу в 5,5 млн. рублей. Деньги они делили пополам.
В деле фигурирует еще один эпизод, где главбух провернула аферу с поставкой продукции самостоятельно на сумму в 1,5 млн. рублей. От этой махинации завод не получил вообще ни копейки. Иванькова обстряпала это дельце уже в 2007 году. Она отправила товар в несколько московских фирм. Проплаты от них не поступило. Столичные предприятия оказались однодневками. Зарегистрированы они были на людей из разных регионов России. Одним из владельцев такой фирмы оказался бомж из Самары. Тонны похищенной продукции «Цветлита» Иванькова продала и присвоила деньги себе.
Все похищенные деньги оседали на счетах махинаторов. Они вкладывали их под хорошие проценты в один из банков в Мордовии. На стадии предварительного расследования Стерженьков и Иванькова отказались от каких-либо показаний, однако весь ущерб, причиненный заводу, они возместили в полном объеме«.
Очевидно, что даже при таком раскладе махинаторы остались в плюсе, ведь проценты по вкладам были немаленькими. Учитывая же новую позицию судов по наказанию за экономические преступления, можно предположить, что если супругов признают виновными, им грозит, скорее всего, лишь условный срок.
Любопытно, что совместная махинация настолько сблизила эту парочку, что еще во время расследования этого дела они решили связать себя узами брака. Теперь перед судом они предстанут как муж и жена.
«Сложность этого дела заключалась в том, что следователям УВД по Саранску пришлось съездить в командировки во многие города России, — говорит Владимир Гришин. — Месяцами приходилось искать людей, на чьи паспорта были зарегистрированы фирмы-однодневки. Требовалось найти всех покупателей продукции „Цветлита“, с которыми заключала контракты чета Стерженьковых. Расследование этого дела потребовало много сил и времени».
«Вечерний Саранск»