Штрафуйте друг друга!

13.02.2019 10:28

Законопроект о «народных инспекторах» может обострить ситуацию на российских дорогах

Госдума РФ на минувшей неделе приняла в первом чтении законопроект о так называемых народных инспекторах. Документ позволяет выносить штрафы за нарушения ПДД в упрощенном порядке. Основанием для наложения санкций на водителя станут видеозаписи, сделанные рядовыми гражданами с помощью специального программного обеспечения. Законодатели считают, что новый документ существенно облегчит работу ГИБДД. Автомобильные эксперты, однако, сомневаются в действенности этой меры, считая, что она может привести к множеству конфликтных ситуаций. Кто, кого и за что сможет штрафовать, выяснял корреспондент «ВС».

Протоколы будут не нужны
Видеозаписи от бдительных граждан и сегодня поступают в ГИБДД тысячами. И по каждому из них инспекторы должны провести соответствующее разбирательство с вызовом предполагаемого нарушителя правил дорожного движения. Это отнимает массу времени. Документ о «народных инспекторах» позволит избежать ненужной волокиты. Гражданину, увидевшему нарушение ПДД, достаточно будет сделать видеозапись при помощи специальной программы, защищенной цифровой подписью. Единственным обязательным условием в данном случае является регистрация снимающего на портале «Госуслуги». При этом, как подчеркивают авторы законопроекта, даже в таком случае штрафы не будут выписываться автоматически. Каждый видеофайл, поступивший в ГИБДД, будет отсмотрен специалистом. Только после этого будет приниматься решение, налагать штраф на главного героя ролика или нет. В случае наложения штрафа виновник сможет обжаловать его в том же порядке, что и сейчас.

Важный момент, на который обращают внимание авторы законопроекта, заключается в том, что узнать, кто его «заложил», нарушитель правил дорожного движения сможет только в случае обжалования решения о наложении штрафа в суде. Во всех остальных случаях снявший нарушение гражданин сможет сохранить инкогнито. При этом ему не надо лично приходить в ГИБДД и писать заявление об уведенном нарушении. Это обстоятельство авторы законопроекта также относят к несомненным плюсам, поскольку бдительным гражданам не нужно будет тратить время на визит в Госавтоинспекцию.

Еще одним положительным моментом, по мнению авторов документа, станет осознание нарушителями ПДД той простой истины, что запечатлеть их дорожные «подвиги» может абсолютно любой человек. Если сейчас лихачи боятся только инспектора или камеру на дороге, то в случае с «народным инспектором» бояться нужно будет всех. А это должно стать мощным сдерживающим фактором для любителей полихачить за рулем.

И наконец, главное. Новый закон, по мнению его авторов, позволит существенно пополнить государственную казну. Правда, только в том случае, если граждане страны правильно воспримут его идею. В законопроекте уточняется список нарушений, входящих в «сферу ответственности» контролирующей публики, - это проезд на красный, выезд на встречную полосу, пересечение железной дороги в неположенном месте, отказ уступить дорогу пешеходу. Всего около десяти пунктов.

Пока неизвестно, на каких устройствах и с помощью какого программного обеспечения разрешат работать этой системе. Ясность наступит после того, как документ пройдет три чтения в Госдуме и будет подписан Президентом страны. Зато уже известны суммы, которые предполагается потратить на разработку. Речь идет о почти трех миллиардах рублей.

Сдают нарушителей за билеты в музей
Следует отметить, что расчеты авторов законопроекта на активную помощь граждан не лишены оснований. Определенный опыт в этой сфере в России уже накоплен. К примеру, в Москве еще в 2015 году был запущен сервис «Помощник Москвы». Он позволяет жителям столицы фиксировать на камеры своих смартфонов нарушения парковки и передавать их в ГИБДД. За три года соответствующее приложение скачали больше трехсот тысяч жителей столицы. Эксперты уже подсчитали, что на основании сигналов москвичей выписано штрафов почти на полтора миллиона рублей. Однако в отличие от «народного инспектора» эта программа работает на условиях полной анонимности. Нарушитель никогда не узнает, кто именно заложил его стражам порядка. Но, несмотря на то, что «Помощник Москвы» является анонимным сервисом, он ведет рейтинг активности среди пользователей приложения. Так, по данным сервиса, самым активным борцом с неправильными парковками является житель столицы с ником Gangster. Он за одну только неделю зафиксировал 176 нарушений, чем пополнил городской бюджет на полмиллиона рублей. Примечательно, что делает он это не только из благих побуждений. «Помощник Москвы» предполагает начисление баллов пользователям за каждое зафиксированное нарушение. Эти баллы можно потратить в специализированном магазине «Активный гражданин». Правда, приобрести на них можно только пляжные мячи, пледы и елочные игрушки. В качестве еще одного поощрения для активных граждан предусмотрены бесплатные билеты в музей или бесплатная парковка.

Еще одним регионом, активно использующим помощь рядовых граждан в борьбе с нарушителями правил дорожного движения, является Татарстан. Там мобильное приложение «Народный инспектор» для операционных систем iOS и Android было запущено еще в 2014 году. И только за первые четыре месяца ее установили на свои мобильные устройства тридцать тысяч жителей республики. В прошлом году «народные инспекторы» только за шесть месяцев прислали тридцать четыре тысячи уведомлений по восемнадцати категориям нарушений, пополнив республиканский бюджет на двадцать миллионов рублей.

Но, как признают в ГИБДД Татарстана, у этого приложения есть свои недостатки. Дело в том, что с его помощью в основном фиксируются нарушения правил парковки. А вот нарушения, связанные с движением транспортных средств, зафиксировать с помощью этого приложения крайне сложно. Ведь заметившему нарушение человеку требуется время на то, чтобы достать смартфон, открыть соответствующее приложение и сделать запись. За это время нарушитель уже уедет. А если «народный инспектор» в это время сам находится за рулем, то производить видеозапись просто опасно. В этом случае он сам может оказаться нарушителем ПДД.

Разработчики законопроекта о «народных инспекторах» обещают учесть опыт Москвы и Татарстана. Высказываются предложения разработать соответствующее программное обеспечение для видеорегистраторов. По статистике, их используют почти девяносто процентов водителей. В качестве несомненного плюса этой идеи называется невозможность смонтировать видео нарушения, в то время как при использовании смартфона такая вероятность существует. К тому же использование регистраторов позволит существенно расширить список нарушений. К примеру, можно будет привлекать к ответственности водителей, которые любят совершать обгон по обочине. Наконец, главное. Использование регистраторов практически исключит из этой системы не в меру активных пешеходов, которые за бесплатные походы в музей бегают по городу с телефоном или планшетом, фиксируя нарушения парковки. «Народный инспектор» должен стать чисто водительским сервисом, который позволит стабилизировать обстановку на российских дорогах. Проще говоря, замыслы авторов законопроекта, как это часто бывает, чисты и стремятся к идеалу. Но проблема в том, что претворять их в жизнь предстоит в условиях российской действительности. А это может внести свои коррективы.

Я мстю, и мстя моя страшна
Отметим, что в экспертной среде единства мнений относительно представленного законопроекта не наблюдается. Некоторые автомобильные эксперты уверены, что эта инициатива действительно необходима. Поскольку по этой же дороге идут практически все цивилизованные страны. К примеру, в Германии водители с большой охотой стучат друг на друга в полицию, фиксируя даже незначительные нарушения правил дорожного движения. Другие же специалисты автомобильной отрасли считают, что в России подобный фокус не пройдет.

- Многие водители увидят в этой идее определенный инструмент мести, - комментируя законопроект о «народных инспекторах», заявил автомобильный эксперт Вячеслав Субботин. - Люди просто начнут сводить счеты друг с другом, а количество ошибок заметно вырастет.
Скептики в поддержку своей позиции приводят целый набор аргументов. К примеру, возможна ситуация, когда автомобиль остановился в неположенном месте из-за неисправности. Но кто-то из бдительных водителей зафиксирует это и отправит материал в ГИБДД. На «нарушителя» будет наложен штраф. Но разве это справедливо? Чтобы избежать подобных ошибок, некоторые специалисты предлагают обязать авторов роликов являться в суд в качестве свидетелей. Разумеется, с ответственностью за неявку и за заведомо ложный донос. В противном случае речь может идти о массовых нарушениях прав граждан.

Есть и еще один нюанс, который следовало бы учесть при разработке законопроекта. А именно: увеличение штата ГИБДД. Ведь в случае вступления документа в законную силу количество фиксируемых нарушений правил дорожного движения заметно возрастет. Но, поскольку налагать штраф в автоматическом режиме будет запрещено, потребуются специалисты, которые будут отсматривать все поступающие видеоматериалы. При этом велика вероятность, что значительная часть поступивших файлов будет отбраковываться. Стало быть, окупить все затраты будет не так просто. Так стоит ли игра свеч?

Второе и третье чтение законопроекта о «народных инспекторах» состоятся в Госдуме в ближайшее время. Не исключено, что в документ еще будут внесены изменения, способные нейтрализовать все возможные отрицательные последствия. Если нет, то не исключено, что и этот документ станет подтверждением известной российской формулы: «Хотели как лучше, получилось…».

Алексей Константинов

«Вечерний Саранск»