Продажа магазинов и кредит на 200 миллионов

13.02.2019 10:33

Арестован экс-глава «Россельхозбанка» в Мордовии Николай Самаркин

Вечером 8 февраля Ленинский суд Саранска избирал меру пресечения экс-руководителю филиала АО «Россельхозбанк» в Мордовии и бывшему председателю правления Мордовпотребсоюза 55-летнему Николаю Самаркину. Следствие подозревает его в особо крупной растрате денег республиканского союза потребительских обществ. Ущерб некоммерческой организации составил 6,2 млн рублей. Кроме того, правоохранители считают, что Самаркин, будучи руководителем банка, мог быть причастен к мошенничеству, связанному с незаконной выдачей кредита на 200 миллионов рублей Саранскому электроламповому заводу, который сейчас проходит процедуру банкротства.

«Обоснованны ли обвинения? Определит суд»
В зал заседания Николая Самаркина завели оперативники. От вспышек фотокамер мужчина не прятался, правда, и желания общаться с прессой тоже не испытывал.
- Николай Николаевич, признаете свою вину? - поинтересовались журналисты.
- Пока ничего говорить не буду.
- Обоснованны ли обвинения следствия?
- Суд определит.
- Были ли вы готовы к аресту?
- Не могу ничего сказать.
Процесс стартовал со стандартной процедуры представления подозреваемого суду.
- Родился в селе Кочкурово Дубенского района, проживаю в поселке Озерный Октябрьского района Саранска. Образование высшее экономическое. Женат, две дочери, одна из них несовершеннолетняя, инвалид с детства, ей 13 лет. Сейчас не работаю, пенсионер, ухаживаю за ребенком-инвалидом. Помимо дочери на иждивении у меня отец-инвалид, ему 82 года. Он живет в селе Кочкурово Дубенского района. Езжу за ним ухаживать. Не судим. Имею хронические заболевания: гипертонию, язву, перенес операцию на почке.

Инвалидности не имею. Продал два магазина
Далее суд предоставил слово сотруднику Следственного управления МВД по РМ Ольге Бодягиной. По ее информации, Следственной частью Следственного управления регионального МВД расследуется уголовное дело в отношении Николая Самаркина, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений - растраты в крупном и особо крупном размере.

В декабре 2017 года сотрудниками УЭБиПК МВД по РМ было выявлено, что руководитель некоммерческой организации Мордовпотребсоюз (на эту должность Самаркин назначен в 2016 году) воспользовался служебным положением и незаконно заключил с предпринимателем договоры купли-продажи недвижимости по заниженной стоимости. Речь идет о двух магазинах в Лямбирском районе, которые принадлежали Мордовпотребсоюзу, в частности, в селах Татарская Тавла и Лямбирь. Согласно договору здание магазина в селе Татарская Тавла (72 кв. м), фактическая стоимость которого составляет 894 тысячи рублей, было реализовано за 154 тысячи рублей. Здание магазина в селе Лямбирь (162 кв. м), стоимость которого - 5 млн 346 тысяч рублей, было продано за 846 тысяч рублей. Следствие утверждает, что Самаркин не выносил на обсуждение совета Мордовпотребсоюза решение о продаже недвижимости организации. Соответственно, незаконными действиями Самаркина организации причинен материальный ущерб на общую сумму 6 млн 240 тысяч рублей.

Корабль для Кевбрина
Кроме того, следствием установлено, что с декабря 2017 года по февраль 2018 года Николай Самаркин совершил растрату денег организации на 22 тысячи рублей. Деньги были потрачены им на приобретение подарка своему коллеге по Мордовпотребсоюзу - председателю Совета организации Борису Кевбрину, ему на день рождения подарили скульптуру в виде корабля.

По этому эпизоду свидетели показали следующее: «Самаркин собрал коллег и заявил, что у Кевбрина юбилей и он решил подарить ему от Мордовпотребсоюза скульптуру - корабль - за 22 тысячи рублей. Поскольку Самаркин был грубым, требовательным, тяжёлым в общении руководителем и применял авторитарный стиль управления, вопрос с подарком даже не обсуждался. Деньги на подарок он потребовал взять из кассы организации, а в бухгалтерии отчитаться фиктивными чеками. Позже в бухгалтерию принесли чеки на ремонт унитазов и раковин. Хотя фактически никто ничего не чинил».

Уголовные дела по продаже магазинов и «морскому» подарку для Кевбрина были соединены в одно производство. 6 февраля Николай Самаркин был задержан, он подозревается в совершении тяжких преступлений, санкции за которые предусматривают до 10 лет лишения свободы. Следователь просила суд отправить бывшего банкира в следственный изолятор на два месяца.

«Четырежды выезжал за границу и каждый раз возвращался обратно»
- Самаркин может скрыться за границей, для этого он имеет необходимые ресурсы и возможности, - заявила Ольга Бодягина. - Свидетели по делу близко знакомы с подозреваемым, они вместе работали в Мордовпотребсоюзе. В связи с этим Самаркин может оказать на них давление, чтобы они изменили показания или вообще отказались от них. Кроме того, второе дело возбуждено только несколько дней назад, Самаркин может уничтожить доказательства, о которых следствию пока не известно, поскольку все документы еще не изъяты. В ближайшее время подозреваемому будет предъявлено обвинение по двум фактам растраты.

- С момента возбуждения первого уголовного дела с сентября прошлого года Николай Самаркин с разрешения следователя выезжал за границу и благополучно оттуда вернулся, - парировала известный саранский адвокат Любовь Калинкина. - Более того, во время обыска у моего подзащитного был изъят загранпаспорт. Непонятно, на каком основании следователь утверждает, что Самаркин может скрыться от следствия за границей? Всего Николай Николаевич четырежды выезжал за границу для лечения тяжелобольной дочери и каждый раз возвращался обратно. Кроме того, следователь не смогла предоставить доказательств того, что мой подзащитный может оказать давление на свидетелей или уничтожить доказательства по делу. О том, что Самаркину будет предъявлено обвинение, - это пока слова, прошел не один месяц с момента возбуждения уголовного дела, а этого все еще не произошло.

- С учетом большого опыта работы Самаркина в должности руководителя филиала «Россельхозбанка» в Мордовии и председателя правления Мордовпотребсоюза, само собой, он замаскировал все следы преступления, - выразила свое мнение Бодягина. - Поэтому следствию пришлось скрупулезно собирать доказательства его причастности, проводились многочисленные допросы свидетелей, очные ставки и другие следственные действия. По первому эпизоду все доказательства собраны, но недавно стало известно о втором эпизоде, и у нас есть свидетели, которые еще не допрошены.

Самаркин может быть причастен к мошенничеству на 200 миллионов рублей
Представитель МВД по РМ также просила суд приобщить к материалам уголовного дела рапорт оперативников, из которого следует, что Николай Самаркин, будучи руководителем Россельхозбанка в Мордовии, возможно, причастен к мошенничеству с незаконной выдачей кредита на сумму 200 миллионов рублей Саранскому электроламповому заводу. Правоохранители считают, что в банк предприятие предоставило фиктивную бухгалтерскую отчетность по обеспечению обязательств по кредиту. В частности, там содержались ложные сведения о стоимости активов и фактическом финансовом положении предприятия.

- Я возражаю против приобщения этого рапорта, - заявила Любовь Калинкина. - Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РМ данные оперативно-разыскной деятельности не могут быть использованы при рассмотрении ходатайства о заключении под стражу, поскольку они не были перепроверены. Это  лишь оперативные материалы, на основании которых даже не было принято решение о возбуждении уголовного дела.

- Я также возражаю, поскольку в моих действиях не было преступления, - заявил Самаркин. - Я все делал по инструкции и закону. Банком выдавалось довольно много кредитов…
Суд согласился с адвокатом и отклонил ходатайство представителя следствия о приобщении рапорта к материалам дела.

«Мне нет необходимости куда-то бежать»
- Самаркин, что вы думаете по поводу ходатайства следователя о взятии вас под стражу? - интересуется председательствующий.
- Ваша честь, хочу пояснить, что я реализовывал имущество Мордовпотребсоюза согласно документам, которые были подготовлены и подписаны председателем совета. Это было распоряжение, имелся протокол совета. Эти документы были сданы на экспертизу, которая подтвердила - подписи действительно принадлежат председателю совета Мордовпотребсоюза Борису Кевбрину. Еще я бы хотел сказать, что есть отчет независимой оценки имущества, на основании чего и определялась цена на магазины…

Моей дочери 13 лет, последние пять месяцев она была прикована к постели, ей были проведены несколько операций по 6 часов. Сейчас она может вставать с помощью опорно-двигательных протезов, но передвигаться самостоятельно еще не может. Ей необходима реабилитация с участием доктора. Его нужно привезти и отвезти. Дочери необходимо разрабатывать кости и сухожилия, которые подверглись ломке во время операции. За дочерью нужен постоянный уход, тяжелый аппарат, которым она пользуется, нужно надевать и снимать три раза в день. На этом этапе дочери очень нужна моя помощь. Жена не сможет ее оказать. Ваша честь, прошу объективно рассмотреть вопрос о мере пресечения. Я не собирался и не собираюсь никуда скрываться. Я четырежды ездил с дочерью за границу на операции и каждый раз возвращался обратно. Мне нет необходимости куда-то бежать.

«Почему Самаркина нужно сразу в кутузку сажать?»
- У меня ходатайство, - заявляет адвокат Любовь Калинкина. - Прошу приобщить к делу медицинский документ о том, что у супруги Николая Николаевича онкологическое заболевание. Еще один момент: дочь Самаркина - ребенок-инвалид, находится на домашнем обучении, отец обеспечивает приезд и отъезд педагогов. Это серьезное испытание, не дай бог никому! Ваша честь, чтобы вы реально представляли, какие последствия наступили после двух операций с дочерью Самаркина, я предоставлю фотографии девочки. Мышцы и сухожилия у нее были перерезаны в 36 местах, сейчас она заново учится ходить. Во время обыска следователь нам сказала, что не дело манипулировать дочерью. Но я считаю, что мы живем ради детей. Посмотрите, девочка вся в металле, - передает фотографии судье адвокат. - Передвигаться самостоятельно она не может.

Кроме того, я обратилась в независимое экспертное учреждение в другом регионе и заключила с ним договор о проведении оценки стоимости недвижимости, о которой идет речь в уголовном деле. По оценке этого экспертного учреждения рыночная стоимость объекта в Лямбире площадью 162 кв. метра составляет 844 тысячи рублей.

Прошу отказать в удовлетворении ходатайства следователя о взятии моего подзащитного под стражу. Самаркин положительно характеризуется по месту жительства и работы, не пытался скрыться от следствия. Николай Николаевич имеет многочисленные награды: почетные грамоты от Госсобрания, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Россельхозбанка, благодарственные письма от различных учреждений, нагрудные знаки, медали, благодарности Главы Мордовии и мэра Саранска, звание «Заслуженный экономист РМ».

При рассмотрении этого ходатайства важен, на мой взгляд, не вопрос о тяжести выдвинутого подозрения, а вопрос о человечности. Если вы сомневаетесь, как поступить по закону, поступите человечно. На кону интересы ребенка-инвалида, который настрадался, столько пережил и пытается дальше жить, учиться и встать на ноги. Отец для этого ребенка поддержка и опора, он помогает физически. Ребенок самостоятельно даже в туалет сходить не может. Мать из-за своей болезни не может в полной мере помочь дочери. У старшей дочери Самаркина - грудной ребенок, и она тоже не может уделять много времени сестре. Почему следователь не просит даже домашнего ареста? Почему нужно его сразу в кутузку сажать? Кому от этого лучше станет? Его дочери, семье или самому Самаркину, который серьезно болен? Или его жене, страдающей онкозаболеванием? Но все равно нужно отправить в СИЗО, при этом без всяких аргументов и доводов. Просто вот так захотелось! Наверное, утром у кого-то настроение испортилось! Прошу о законном варианте принятия решения о заявленном ходатайстве следователя.

Борис Кевбрин: «Я мог поставить подпись, не прочитав протокол»
В материалах дела, представленных сотрудниками МВД по РМ, фигурируют показания свидетелей. Один из них - бывший ректор Кооперативного института Борис Кевбрин. Он является председателем совета Мордовпотребсоюза. По его словам, Самаркин рассказал о двух магазинах, которые организация сдавала в аренду в Лямбире и Татарской Тавле, и сообщил, что арендатор хочет отказаться от магазинов, поскольку снимать помещения стало нерентабельно. Средств у Мордовпотребсоюза, чтобы содержать эти помещения, не было. Самаркин предложил продать эти магазины за 1 млн рублей. «Я был не в курсе реальной стоимости объектов и сказал, что сначала нужно провести их оценку, - пояснил Кевбрин. - Вопрос о продаже магазинов встал на заседании совета Мордовпотребсоюза 22 декабря 2017 года. Все члены совета были против продажи недвижимости за такую цену. Позже я вместе с Самаркиным и другим членом совета выезжал в Лямбирь. В беседе предприниматель подтвердил, что хочет отказаться от аренды магазинов, поскольку ему стало невыгодно их содержать. В середине января состоялось еще одно заседание совета Мордовпотребсоюза. Самаркин снова поднял вопрос о продаже магазинов. Однако коллеги высказали мнение, что нужно дать объявление в интернете и поискать другого арендатора или продать объекты по более выгодной цене. Члены совета приняли решение - продажу отложить. В протоколе заседания совета Мордовпотребсоюза от 22 декабря 2017 года действительно стоит моя подпись о том, что я проголосовал за продажу двух магазинов. Я мог поставить подпись, не прочитав протокол…».

Еще один член совета Мордовпотребсоюза рассказал, что ему позвонил Самаркин и заявил, что Кевбрин согласился с продажей помещений и поставил свою подпись. Мужчина поверил и тоже подмахнул протокол с одобрением продажи.

Коммерсант, который арендовал магазины, рассказал полиции, что платил за аренду двух магазинов по 40 тысяч ежемесячно, плюс 18 тысяч уходило на коммуналку. «Вскоре рядом с моим магазином в Лямбире появились «Магнит» и «Бристоль». Прибыль значительно сократилась. В Татарской Тавле я сдавал магазин в субаренду и получал с него по 1,5 тысячи рублей ежемесячно. Решил отказаться от аренды или просить о снижении арендной платы с обеих торговых точек, написал письмо в Мордовпотребсоюз, но мне никто не ответил. Потом лично приехал к председателю организации Самаркину и рассказал о своих намерениях. Он заявил, что арендную плату снизить не сможет, и предложил купить помещения за 1 миллион рублей. Я обещал подумать. В конце декабря 2017-го я решил, что сделка для меня будет выгодной, и согласился на покупку. Позже мы оформили с Самаркиным договор купли-продажи в МФЦ».
В восьмом часу вечера суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения. Спустя 40 минут было оглашено решение - отправить Николая Самаркина на два месяца в следственный изолятор.

Алексей Николаев

«Вечерний Саранск»