Силовики ударили по «Свидетелям»

12.02.2019 13:55

6 февраля силовики провели крупномасштабную операцию против адептов запрещенной в России религиозной организации «Свидетели Иеговы Саранск». В квартиры полутора десятков иеговистов с обысками пришли сотрудники УФСБ России по Республике Мордовия, Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России совместно с коллегами из регионального МВД, а силовую поддержку им оказывал спецназ Управления Росгвардии.

Арест
Судя по всему, обыски и аресты в Саранске прошли в рамках масштабной операции, затронувшей сразу несколько регионов России. В городе Урай в Ханты-Мансийском автономном округе был задержан 38-летний пастор Андрей Сазонов. Еще в восьми домах этого города оперативники провели обыски. 7 февраля в Кемерове сотрудниками ФСБ был задержан иеговист - 35-летний Хасан Когут (летом в Кемерове были задержаны еще двое последователей движения, они находятся под арестом). В Орле был приговорен к шести годам колонии последователь движения датчанин Деннис Кристенсен.

По результатам обысков в Саранске возбуждено уголовное дело по статье «Организация деятельности экстремистской организации». Три человека по решению суда отправлены в следственный изолятор. Это программист МГУ им. Н.П. Огарева, 31-летний уроженец Ичалковского района Владимир Атряхин, 29-летний сборщик мебели, уроженец Пятигорска Ставропольского края Александр Шевчук и оператор газовой котельной, 55-летний уроженец Ворошилов-градской области Украинской ССР Георгий Никулин. Правоохранители подозревают этих людей в руководстве религиозной экстремистской организацией «Свидетели Иеговы Саранск».

«У нас забрали ноутбук, телефон и личные документы»
Меру пресечения для членов религиозной организации избирали 8 февраля в Ленинском районном суде Саранска. Поддержать своих в суд пришли два десятка сторонников «Свидетелей Иеговы». В этой группе находилась и супруга Владимира Атряхина, которого правоохранители называют старейшиной саранских адептов.

- Когда к вам пришли правоохранители и что изъяли? - поинтересовались журналисты у жены Владимира Атряхина Марии.
- В 6 утра 6 февраля к нам с обыском пришли сотрудники правоохранительных органов, - говорит женщина. - Обыск проходил до 12 часов дня. У нас забрали ноутбук, телефон и личные документы. У нас не было запрещенной экстремистской литературы. В чем конкретно подозревают мужа, я пока не знаю. Постановления нам не показывали и копию не оставили, хотя я об этом просила. Думаю, что это связано с нашей религией, других оснований для прихода оперативников я не вижу. Я пока не видела мужа, не общалась с ним, поэтому пришла сейчас в суд, чтобы взглянуть на него хотя бы одним глазком.

- Чем официально занимается ваш супруг?
- Он окончил аспирантуру в МГУ Огарева по специальности «Прикладная математика», планировал защищаться, но сейчас у нас двое маленьких детей, и на это просто не стало времени. После окончания учебы он остался работать редактором университетского математического журнала. Я сейчас не работаю, нахожусь в декрете, ухаживаю за детьми. У меня двое сыновей: младшему 9 месяцев, старшему 2 года.

- Обыски у адептов «Свидетелей Иеговы» прошли во многих регионах России. Вы предполагали, что придут и к вам?
- Нет, мы даже не думали об этом, ведь мы не сделали ничего незаконного. Насколько мне известно, правоохранители в Мордовии провели 15 обысков. Кого-то допросили как свидетелей, кого-то задержали.

- Вместе с вашим супругом были задержаны Александр Шевчук и Георгий Никулин. Вы знаете этих людей?
- Да, знаю. Александр Шевчук - друг нашей семьи. Когда я выписалась из роддома, муж заболел. Александр нам очень помог, ходил, когда было нужно, в магазин или аптеку. Что касается Георгия Никулина, то я вообще не понимаю, почему его задержали, он не является Свидетелем Иеговы. Я находила в интернете развивающие материалы для старшего сына, но, к сожалению, у нас нет возможности их распечатать, а у Никулина есть сканер и принтер. Он помогал мне распечатывать материалы для старшего сына.

- Вы знаете, что «Свидетели Иеговы» относятся к запрещенным в России организациям?
- Мы не относимся ни к какой организации. Она запрещена законом, ее нет. Как мы можем иметь отношение к несуществующей организации? У нас остались только личные убеждения, которые заключаются в том, что мы читаем Библию, верим в Бога Иегову. Это наше право, которое предоставлено нам Конституцией России.

- После того как организацию «Свидетели Иеговы» запретили, вы продолжали собираться?
- А где нам собираться, никакого здания или помещения у нас теперь нет. Это раньше, когда деятельность нашей религиозной организации была разрешена законом, мы встречались в здании по улице Титова. После запрета организации мы больше не собирались. При нас остались только наши личные убеждения.

«После вас даже убираться не пришлось»
Еще до начала судебного заседания начались разговоры о том, что процесс по просьбе силовиков будет закрытым.
- Сегодня один из тех моментов, когда хотелось, чтобы пресса присутствовала на заседании, - заявила адвокат Атряхина.
- Возможно, ваш клиент хочет сделать какое-то заявление для прессы? - интересуются журналисты.
- Я сейчас у него узнаю, - защитница удалилась из зала, а спустя пять минут вернулась и заявила: - Когда Атряхин узнал, что с ним желает пообщаться местная пресса, то решил ничего не говорить.
Судя по всему, старейшина «Свидетелей Иеговы» рассчитывал, что в зале суда его ожидают не иначе как представители CNN, Washington post и New York Times.

Пока Атряхин ожидал своей участи в специальной комнате под конвоем, его супруга вдруг завела разговор с одним из правоохранителей, который проводил арест в квартире:
- После вашего прихода я обнаружила, что на столе оказалось начерчено ручкой, - шутливым тоном заявила жена подозреваемого.
- Это не мы, это, наверное, дети играли и исчеркали, - заявил представитель силового ведомства.
- Ладно, ничего страшного, это мелочи.
- Мы же у вас ничего не сломали, не спилили...
- Да, вы молодцы, оказались очень вежливыми сотрудниками, я была искренне этому удивлена. Спасибо вам за это! - делает неожиданное признание девушка.
- Мы всегда так работаем.
- После вас даже убираться не пришлось, все было чисто.

Вскоре в зале суда появляется судья. Спустя мгновение за дверью слышатся громкие аплодисменты. Тут входит конвой и заводит в зал Владимира Атряхина. Оказывается, аплодисментами адепты «Свидетелей Иеговы» приветствовали своего задержанного старейшину. Судья с ходу объявляет процесс закрытым и просит удалиться прессу и родственников подозреваемого.

Несмотря на запрет, продолжали свою деятельность в Мордовии
Еще до запрета «Свидетели Иеговы» в Саранске регулярно привлекали к себе внимание распространением брошюрок, которые содержали высказывания, возбуждающие ненависть и вражду к другим религиям. В Саранском филиале иеговистов полицейские несколько раз находили запрещенную литературу. Книжечки с различными благостными названиями по результатам экспертиз включались Минюстом РФ в список экстремистских. Соответственно, суд назначал «Свидетелям Иеговы» административные штрафы - сначала 100 тысяч, а потом и 150 тысяч рублей.

А в июле 2017 года решением Верховного суда России религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру 395 местных отделений, в их числе региональная организация «Свидетели Иеговы Саранск», были признаны экстремистскими, а их деятельность на территории РФ запрещена. Яростное сопротивление переливанию крови, которое пропагандируют «свидетели», было названо прямой угрозой безопасности человека.

По информации Ленинского районного суда Саранска, несмотря на запрет, последователи религиозного движения возобновили деятельность местной организации в Саранске и в районах Мордовии. Правоохранители считают, что экстремистской организацией руководили несколько человек. Они распределяли обязанности между участниками организации, давали им указания распространять запрещенную литературу среди жителей Мордовии, а также проводили беседы с людьми. Целью бесед было распространение идеологии и верований, которые исповедуют «Свидетели Иеговы».

Собирались на квартирах И отсылали пожертвования в США
По словам правоохранителей, раньше адепты «Свидетелей Иеговы» встречались в своей штаб-квартире по улице Титова. С учетом приезжих такие встречи насчитывали до 100 человек. Но и после запрета организации встречи единоверцев не прекратились. Они также продолжают молиться своему богу, но уже не собираются открыто. Теперь приходилось принимать меры конспирации и встречаться на квартире соратников небольшими группами - по пять, десять, пятнадцать человек. Время от времени старейшина общался с единоверцами по скайпу.

После запрета организации «Свидетели» поменяли тактику. Засвеченные ранее перед правоохранителями руководители ушли в тень, чтобы не вызывать подозрений. На роль новых лидеров выдвинули других людей. В Саранске таким лидером, старейшиной, стал 31-летний Владимир Атряхин. Люди в погонах считают, что «Свидетели» продолжали вербовать новых адептов и собирать пожертвования, часть которых отсылалась в США, а другая часть оставалась в местной организации. При этом члены запрещенной организации на допросах отрицают очевидные факты.

«Попадая в эту организацию, люди подвергаются серьезной психологической обработке»
«Редкий человек не знает, кто такие «Свидетели Иеговы», они ходят по домам, раздают литературу, вербуют новых адептов, - рассказывал журналисту «ВС» саранский священник Василий Матвеев. - Обычно ищут одиноких, тех, кому не хватает общения, тех, у кого скончались родственники. Как правило, человек в таких ситуациях находится в подавленном состоянии. Это открытая дверь для кого-то. Значит, кто-то его утешит и приведет в свою организацию. И через полгода посещения собраний иеговистов мировоззрение человека кардинальным образом изменяется.
Я сталкивался с адептами «Свидетелей Иеговы». Как правило, у них при себе есть Библия и набор определенных юридических документов. Например, начинаешь с ними дискутировать, говоришь: вы тоталитарная секта. А он достаёт документ, показывает и заявляет - согласно такому-то закону вы нарушаете мои права и можете быть привлечены к ответственности по такой-то статье. Еще многие из них носят при себе подписанную бумагу с заявлением о том, что отказываются от переливания крови.

Говорить с ними о Боге и переубеждать не имеет смысла. Я сам пытался с ними разговаривать, приводил аргументы - это бесполезно. Для иеговистов Священное Писание воспринимается как набор пазлов, которым можно доказать что угодно. Но это самая большая ложь. Мы очень настороженно воспринимаем ситуацию, когда подобные религиозные организации что-то недоговаривают, заинтересованы не в том, чтобы найти истину, а в том, чтобы привлечь последователей.

Основным вероучительным документом для «Свидетелей Иеговы» является Библия. Правда, это не совсем та Библия, которой пользуемся мы. Они трактуют ее по-своему. Утверждают, что все христианство, которое возникло до них, неистинное. Говорят, что только их учение правильное в отличие от остальных. Суть того, чему они учат, заключается в том, что все погибнут, а спасутся только «Свидетели Иеговы». Попадая в эту организацию, люди подвергаются серьезной психологической обработке».

Библия на мордовском от «Свидетелей»
Православная, католическая, греко-католическая и протестантская церковь не признает «Свидетелей» религиозной организацией. Ведь адепты движения отрицают большинство христианских догматов, в том числе сотворение мира, бессмертие души и учение о Троице. Само движение было основано в США в 1872 году. Многие специалисты считают «Свидетелей» прежде всего финансовой пирамидой, так как они существуют за счет постоянно привлекаемых участников.

В России иеговисты стали сеять свое учение еще до революции, но поток приверженцев «Свидетелей» хлынул в нашу страну после распада СССР. Не обошли они стороной и Мордовию. Одно время иеговисты распространяли свою литературу, переведенную на мокшанский и эрзянский языки. Приходится только удивляться, какую финансовую базу имела организация, чтобы все это перевести, а потом растиражировать!

«Свидетелям Иеговы» настоятельно не рекомендуется: приветствовать государственные флаги любого статуса; служить в армии и работать на предприятиях ВПК; участвовать в любых массовых мероприятиях; праздновать Рождество, Пасху, Новый год, дни рождения, сидеть у костра, носить траур, произносить тосты; читать литературу «несвидетелей» (особенно религиозного содержания); участвовать в политической, профсоюзной деятельности, заниматься служебной карьерой, работать внеурочно, участвовать в выборах; ухаживать за лицом противоположного пола без цели заключить брак; проявлять признаки наслаждения во время интимных отношений с супругом.
Изучение религиозной литературы «Свидетелей Иеговы» специалистами показывает, что эта организация носит тоталитарный характер. Она содержит наставления, которые могут нанести ущерб личности и здоровью адепта, его семье и детям, а также традиционной национальной духовности и государственным интересам.

У ряда экспертов не вызывает сомнения тот факт, что российские «Свидетели Иеговы» активно финансируются из-за рубежа. Западу выгодна деятельность в России организаций, которые вносят сумятицу в умы людей. Под эти цели, как известно, некоторым некоммерческим организациям выделяются огромные деньги. С точки зрения государства  «Свидетели Иеговы» - это иностранный агент влияния, который запрещает своим адептам служить в армии, а значит, подрывает обороноспособность страны. Они делят людей на ваших и наших, а когда нет единства, тогда легче управлять, воздействуя извне.

Владимир Атряхин ранее представлял в суде интересы призывника-иеговиста
Надо сказать, что арестованный иеговист Владимир Атряхин известен тем, что несколько лет назад представлял в Ленинском районном суде Саранска 19-летнего призывника Егора Коновалова - последователя «Свидетелей Иеговы». Это было гражданское дело. Егор Коновалов при поддержке Атряхина обратился в суд с иском об оспаривании решения призывной комиссии военкомата - студент 4-го курса саранского электромеханического колледжа просил заменить ему службу в армии на альтернативную гражданскую.

Коновалов обосновал свое требование тем, что является последователем религиозной организации «Свидетели Иеговы», а значит, человеком верующим. Его убеждениям противоречит несение военной службы - он не только не хочет участвовать в военных действиях, но и не имеет желания учиться этому. Свою позицию молодой человек довел до сотрудников военного комиссариата и написал заявление, чтобы ему заменили военную службу по призыву на альтернативную гражданскую. Однако призывная комиссия отказала парню на том основании, что характеризующие призывника документы не соответствуют его доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям.

Коновалов просил решение призывной комиссии признать незаконным, так как на заседании ему задавали вопросы о его убеждениях, на которые он отвечал так, как свойственно ему в силу своего характера. Кроме того, в уставе «Свидетелей Иеговы» было записано, что последователям этого общественного объединения запрещается служить в армии.

Алексей НИКОЛАЕВ

«Вечерний Саранск»