«Здесь, там и везде». Группе TheBeatles - 60 лет

15.01.2019 11:35

16 января отмечается Всемирный день легендарной группы TheBeatles. Он был утвержден в 2001 году решением ЮНЕСКО. Если я не ошибаюсь, то это единственная группа, удостоенная своего эксклюзивного праздника. Меломаны и почитатели группы во всем мире по-разному отмечают этот день: собираются вместе, поют лучшие хиты, выступают с концертами, готовят выставки. Как почитателю таланта этой ливерпульской четверки, мне тоже хотелось бы внести посильную лепту в это чествование.

О творчестве TheBeatles написано много, и критических статей и воспоминаний. Писал и я, однако вновь не могу удержаться от того, чтобы поговорить о приятном. Когда я познакомился с TheBeatles?! В 60-е годы прошлого года, во время становления и расцвета битлов, в стране Советов пластинки с их записями не продавались. Бонзы от культуры страшились тлетворного влияния Запада. Та тенденция перешла и на следующее десятилетие. Но все равно наши люди слушали радиоприемники, а некоторые выезжали за рубеж, привозили диски, записи с которых переносились на рентгеновские снимки, песни записывались на первые отечественные магнитофоны. Так и пришла к нам мода на TheBeatles, точно также как годами раньше приходила мода на джаз, Хемингуэя, Ремарка и джинсы «LeviStrauss». Разумеется, не все англоязычные песни, услышанные на Радио Свобода и записанные пиратским способом, принадлежали битлам. Наверняка, там были и «Дорз», и «Роллинг Стоунз», и «Криденс» и другие команды. Но нам, малолеткам, казалось, что все это поют битлы. Мы рисовали в школьных тетрадях длинноволосых гитаристов в клешах с проборами посреди головы. Почему-то все они были в темных очках. За эту мазню нам крепко попадало от учителей.

Первую битловскую пластинку, выпущенную нашим Апрелевским заводом грампластинок, я приобрел в 1973 году, у нас, в Саранске. Правда, я вначале не знал, что купил именно TheBeatles. На пластинке было написано: вокально-инструментальный ансамбль, без указания названия, четыре композиции «Любовь нельзя купить», «Серебряный молоток», «Мадонна» и «Я должен знать лучше», а внизу их авторы: Дж.Леннон- П.Маккартни. Кто такие эти почтенные господа, я, к сожалению, тогда еще не знал, но некоторые песни уже были на слуху. Потом было еще несколько выходов подобных пластинок. Причем, так же анонимно, выходили пластинки криденсов и роллингов. Все изменилось только в 1975 году, инкогнито было снято, и на каждом диске стояло название своего исполнителя.

Кстати, у нас, в Саранске, в то время было достаточно много битломанов. Разумеется, в основном, это была студенческая молодежь. Убедиться в этом можно было, проходя мимо окон студенческих общежитий в любое время суток, исключая, разве что, глубокую ночь. Из открытых окон раздавались «Yesterday», «Obladi, Oblada», «AllYouNeedIsLove» и многие другие вещи. И именно из студенческой среды Мордовского госуниверситета вышли первые самодеятельные группы, поющие под TheBeatles их песни. Самой популярной и успешной из них была «Вчера, сегодня и всегда». (Название перекликается с битловской композицией «Здесь, там и везде»). Этих ребят также с полным правом можно назвать кумирами 70-х годов среди саранской молодежи. Надеюсь, эти ветераны музыки тоже отметят Всемирный день TheBeatles. Этот праздник явится прекрасным поводом для встречи старых друзей.

Необходимо отметить, что в этом году нашей любимой группе исполнится 60 лет. Обычно днем ее рождения считается 29 августа 1959 года. Хотя ребята выступали и раньше. Ведь «The Quarrymen», явившиеся предтечей битлов, были созданы Джоном Ленноном весной 1956 года, тогда же и состоялась его встреча с Полом Маккартни, который впоследствии привел в группу Джоржа Харрисона. В ноябре 1959 группа сменила свое прежнее название на «Long John and The Silver Beatles», где слово «beatles» сочетает в себе два значения – «beat» (удар, бит) и «beetles» (жуки). Впервые как «The Beatles» («Битлз») музыканты стали выступать в 1960 году в Гамбурге.

Отличительной чертой Джона Леннона, Пола Маккартни, Джоржа Харриссона и Ринго Старра было то, что парни не знали нот, не имели музыкальной грамоты, владели лишь гитарными аккордами. Маккартни, к тому же, был левшой, а это создавало дополнительные сложности. И все это не помешало им создать грандиозные песни, которые уже поет не одно поколение. Их музыка шла из души, от сердца.

«Битлз» в 60-е и последующие 70-е годы прошлого столетия были суперпопулярны во всем мире, и в Советском Союзе, конечно. Это была даже не популярность, не мода, а нечто большее. Стиль жизни, определенная религия, философия (вспомним Макаревича: «Ты верил в гитару, битлов и цветы, мечтая весь мир изменить»). И это, несмотря на табу, наложенное на них. Музыка их не транслировалась, а в прессе, если и встречались публикации, так говорилось о чуждой культуре, о длинноволосых юнцах, орущих дикими голосами. Тогда в СССР была в чести другая иноязычная музыка, которую исполняли Лили Иванова (Болгария), Радмила Караклавич (Югославия), Карел Готт (Чехословакия), Дин Рид (американец, живущий в ГДР).

В конце 70-х произошел прорыв: битловские композиции стали появляться в радиопрограммах. Причем, представляли группу в советском духе: вокально-инструментальный ансамбль «Битлз» из Великобритании. Показателен случай четвертьвековой давности. Я тогда гостил у тещи в Краснослободском районе. Хотя, «гостил», это громко сказано, зятю в деревне всегда находилась работа – такова сельская жизнь. Помню, как однажды зашел я в дом передохнуть. Теща сидела и слушала радио. Шла какая-то музыкальная передача и пели «Битлз». Звучали подряд две композиции: «Мишел» и, кажется, «Пени Лейн». Видно, что старушке пришлись они по душе.

- Нравится?

- Хорошая музыка. Какая-то она нежная… Ласковая.

Моя теща – молодец. Она сразу подметила в битловской музыке ту сторону, которую обычно если и отмечают, то в последнюю очередь. Именно - ласковая музыка, нежная. Тем парням удалось донести до слушателей состояние солнечной радости, безоблачный дух того времени. Несмотря на то, что битлов считают одними из основателей рок - музыки, которая сама по себе несет тяжелое бунтарское начало, более ласковой музыки я не встречал у других музыкантов. Тут можно согласиться с Константином Кинчевым из группы «Алиса», который любил «Битлз», но отсчет настоящего рока вел все же с «Роллинг Стоунз».

У молодежи той поры и мода на прически была, как у битлов позднего периода: пробор посреди головы и волосы уложены, как крылья у жуков. Андрей Макаревич, ярый почитатель битлов, в юности был кудрявым, и такого пробора у него не получалось, из-за чего он очень переживал. Помню, у нас в школе ребята дурачились и вставляли имена своих любимцев, куда ни попадя. Переделывали Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что на нем разговаривал Леннон". В нашей школе была пионерская дружина имени Павлика Морозова. Так ее называли дружиной Пола Маккартни. В то время гитарист был в каждом дворе. И многие из них пробовали песни битлов перевести, а если подводило знание языка, то просто вставляли подходящий русский текст, иногда набор слов. Помню, как название одной из песен перевели, как «Дурачок на горке». Позже я узнал, что она называется все же, поприличнее – «Чудак на холме». Любой мало-мальски умеющий играть, старался вывести "Пусть будет так" или "Девушку". Справедливости ради надо сказать, что все вокально-инструментальные ансамбли, приезжавшие в ту пору на гастроли в Саранск, в обязательном порядке имели в своем репертуаре и песни битлов, которые исполнялись на ломанном английском. В армии я слышал битлов на украинском языке – впечатляет. Стас Намин (группа "Цветы") вспоминал то время, когда однажды, наслушавшись исполнения "Герл" самыми разными самодеятельными исполнителями, он пришел домой и включил пластинку оригинала. Услышав чистый голос Леннона, он прослезился от умиления, настолько все это не походило на то, что приходилось обычно слышать.

Творчество "Битлз" изменило жизнь многих людей, оказав на них большое влияние. Легендарный Борис Гребенщиков создал группу "Аквариум" еще в студенчестве, именно "оцепенев от битлов" (по выражению Андрея Вознесенского). Потом он, как "нормальный" человек, после факультета прикладной математики ЛГУ, работал программистом. Но музыка, творчество все же взяли свое. Теперь БГ – патриарх русского рока. Андрей Макаревич рос также "с битлами в башке". Овладев вполне приличной профессией архитектора (говорят, что он даже участвовал в разработке проекта одного из московских домов) он вновь вернулся к "Машине времени". Не знаю, насколько архитектура потеряла от этого, но то, что музыка приобрела, это уж точно. Александр Градский, работая над оперным пением, постоянно сочинял рок-баллады и писал музыкальные сюиты. В его концертах, наряду с оперными ариями, по сей день звучат битловские песни.

"Битлз" наложили свой отпечаток и на тех музыкантов, которых мы совершенно оправданно считаем мастерами поп-музыки: Кузьмина, Барыкина, Антонова, Малежика, Добрынина и даже Газманова. Многие из них начали с подражания битлам, а некоторые даже поначалу исполняли рок. Пережил увлечение битлами и Михаил Боярский. Он до сих пор считает их величайшими светилами на музыкальном небосклоне. А Леннона и Маккартни ставит на один уровень с Моцартом. По его мнению, четыре парня из Ливерпуля проторили дорогу, по которой потом пошли большинство музыкантов, и каждый из идущих следом отщипнул от таланта битлов кусочек для себя. Я и сам не раз отмечал в песнях русских, советских, зарубежных композиторов "кирпичики" битловских мелодий. Очень любит битлов и Александр Розенбаум. По словам артиста, на людей его поколения в большой степени повлияла именно их музыка, наряду с песнями Владимира Высоцкого. Они красной нитью прошли через всю жизнь. Проходят года, меняется мода, но вкусы и пристрастия остаются все те ми же.

Не были равнодушны к музыке битлов в пору своей юности и некоторые члены российского правительства. Известный российский политический и военный деятель Сергей Иванов заканчивал в свое время учебные заведения, где к изучению английского языка подходили весьма серьезно, потому он и знал его в совершенстве. "Битлз" он любил очень и все их песни, большинство из которых знал наизусть, перевел на русский язык. Чем крайне гордился. А вспомните гастроли Маккартни в Москве. Его гидом по Красной площади и Кремлю стал Президент России Владимир Путин. Какого еще гостя принимали с подобными почестями?! Глава Правительства Дмитрий Медведев – человек более молодого возраста, чем вышеперечисленные, поэтому ему более по душе хард-рок: "Дип Перпл", "Лед Зеппелин", "Блэк Саббат". Что же касается гастролей Маккартни, то мне запомнились также кадры десятилетней давности из его гастролей по Украине (речь идет, естественно, о домайдановском периоде). Тогда он выступал в Киеве, на Крещатике. Во время концерта пошел дождь. Прерывание концерта не было запланировано. И многотысячная толпа жителей и гостей украинской столицы на протяжении четырех часов под проливным дождем слушала своего кумира и подпевала ему.

Любопытно в этом плане мнение Коли Васина, человека, который считался главным битломаном Советского Союза, а ныне постсоветского пространства: «Думаю, что для меня «Битлз» уже status quo – вещь, которая не меняется. Это потребность души. Постоянная радость, не меняющая своей ценности. Это единственная вещь в природе, в мире, которая меня всегда радует. Ни разу битлы меня не огорчили, даже когда раскололись. Каждый из них пошел своим путем, и музыки соответственно стало в четыре раза больше».

Литература, музыка, живопись считаются классическими, если прошли испытание временем. "Битлз" прошли его прекрасно. Как единое целое, как ансамбль, они перестали существовать в 70-ом году прошлого века. Но и сейчас, почти 50 лет спустя, битлы слушаемы и исполняемы. Причем их песни исполняли звезды мировой оперной сцены: Лучано Паваротти, Монсерат Кабалье, Дмитрий Хворостовский и другие. Как-то я узнал, что в 60-х годах, будучи на гастролях в Великобритании, наша прима, величайшая русская певица Людмила Зыкина, принимала участие в концерте "Битлз" и даже исполнила их песню. Это тоже показатель. Сейчас их песни поет "золотой голос" России Лариса Долина. Да разве она одна?!

Кстати, в некоторых фильмах музыка "Битлз" используется как определитель эпохи, потому как точно передает дух 60 -х годов ХХ века. По крайней мере, легендарную"Yesteday" ("Вчера") я замечал в этом качестве неоднократно: в фильме "Бал" (производство Англии, Франции, Италии, ФРГ) где действия всех персонажей выражались через определенный танец, и в голливудской "Однажды в Америке", когда герой Роберта де Ниро возвращался к себе на родину. Во время перестройки в нашем прокате шел польский фильм, который так и назывался "Yesteday". Там героями были молодые парни, поразительно похожие на ливерпульскую четверку.

За время появления "жучков-ударников" (как их иногда называли в шутку) и по сей день, о них выходило много книг, масса монографий, творческих справочников. До сих пор выходят биографии битлов, как коллектива, так и в отдельности, сделанные под разным углом зрения. Выходят альбомы фотографий, знаменующих важнейшие этапы жизни квартета. Из всего этого множества хотелось бы выделить некоторые изданий и сказать о них особо. Первое – это книга Альберта Голдмана "Две жизни Джона Леннона", пятнадцать лет назад изданная в России в серии "Жизнь замечательных людей". В свое время она наделала много шума на родине битла. Автору удалось показать его непредвзято, со всеми присущими ему человеческими слабостями. Представьте полку в книжном магазине, где расположилась серия "ЖЗЛ". Рядом стоят Гомер, Микеланджело, Ньютон, Эдисон, Достоевский. Неплохая компания для Леннона, согласитесь! Но напрасно искать в магазинах эту книгу. Слишком мал был тираж, на всех битломанов не хватило. Книга стала раритетом. А вот «Авторизованная биография TheBeatles» Хантера Дэвиса выдержала несколько изданий в нашей стране. Очередное вышло как раз недавно (с большим объемом фотографий). Эта замечательная книга, написанная таким языком, что кажется, что ты сам присутствуешь при всех событиях. Книга рассказывает о битломании, о зарождении популярности, о массовой истерии, когда фанаты готовы были разорвать на кусочки своих кумиров, о конфликтах в коллективе, которые впоследствии привели к распаду группы. Многие критики и почитатели «Битлз» сходятся во мнении, что это лучшая из всех написанных про них книг. А из многих изданных монографий мое внимание привлек журнал из серии "Сто людей, которые изменили ход истории". Были издания, посвященные политикам, ученым, литераторам с мировыми именами. И специальный отдельный сборник был посвящен "Битлз", группе, которая изменила если не ход истории, то направление современной музыки, уж точно.

Заголовком этого материала послужило название одной из композиций группы из альбома "Револьвер" – "Здесь, там и везде". В некотором плане она мне чуть ближе, чем остальные песни. Да и название символичное, к месту. Пусть звучат песни битлов: здесь, там и везде. И пусть их услышат ребята из далеких 70-х годов в истертых "Levi Strauss" и с "дипломатами", которые только стали входить в моду. В них всегда находилось место и студенческой зачетке, и тайком перепечатанному Солженицыну и кассете с "Клубом одиноких сердец сержанта Пеппера".

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

 

 

РИА «Инфо-РМ»