Для «Соотечественников» нет границ

24.03.2010 18:25

Весну в Саранске ждут не только как пору пробуждения природы, как начало чего-то нового, наверняка лучшего. Для очень многих в Мордовии последние, по крайней мере лет пять, весна ассоциируется с театром. И если сравнительно недавно существовало предубеждение, дескать, местная публика равнодушна к театральному искусству, то международный фестиваль «Соотечественники» из года в год подтверждает обратное.

И на сей раз самые предусмотрительные чуть ли не за месяц вперед позаботились о билетах на фестивальные спектакли. Да вот досада, почти полутысячный зал республиканской Русской драмы слишком мал, чтобы вместить всех желающих. Катастрофически не хватает не то, что кресел и подставных стульчиков, почти каждый вечер нет свободного «стоячего места». Такому стремлению зрителей к искусству не рискуют сопротивляться даже бдительные пожарные. И «закрыв глаза» на несоблюдение строгих технических нормативов, огнеборцы сами завороженно следят за разворачивающимся на сцене действием сквозь головы стоящих в проходах студентов.

В благодарность саранской публике устроители фестиваля подарили встречу с одним из лучших, Питерским театром на Фонтанке. Кстати, зрители прежде знавшие питерских артистов, по популярным сериалам и кинофильмам, тут словно заново их для себя окрыли и прониклись ещё большей любовью. Сами питерцы сильно жалели, что им совершенно не удалось познакомиться с городом. (Приехали рано утром, днем готовились к спектаклю, ночью — опять на поезд). Вместо ужина режиссер В. Туманов успел-таки пробежаться по ночным улицам: «Очень даже симпатичный у вас город. Я читал в Интернете про Ушаковский храм. Действительно — впечатляет! Конечно, мне особенно хотелось посмотреть Музей Эрьзи...Надеюсь, в следующий раз получится».

Особенно охотно, что ни удивительно, публика шла на «Руководство для желающих жениться» по комедиям Чехова, которое привезли на фестиваль из Украины артисты Николаевского художественного театра. Их худрук Николай Кравченко просто не мог сдержать радости, признавшись переполненному аплодирующему зрительному залу: «Саранский фестиваль я запомню на всю жизнь. Нам впервые довелось оказаться на гостеприимной земле Мордовии среди „Соотечественников“. И как раз в день нашего выступления мне позвонили родные и сообщили, что у меня сегодня родилась внучка Полина!».

Признаемся честно, современный зритель отвык от восприятия поэтических постановок. Тем не менее, рижское «Общество свободных актеров» (ОСА) настолько легко, динамично и изобретательно преподнесло стихи раннего Евтушенко, что разновозрастная публика приняла их спектакль на редкость единодушно, точно в унисон евтушенковской строчке «А вы знаете..., хорошо...».

Отнюдь не склонная к сентиментальности, маститый московский критик Анастасия Ефремова невольно растрогалась до слез и вдруг впервые(!) поймала себя на мысли: «Хочу быть с ними, на сцене». Да, наверное, не она одна. Представители более старшего поколения почувствовали себя молодыми, других накрыла волна их юношеского романтизма, а саранские ровесники рижан одобрительно резюмировали: «Как наша студенческая весна!».

Между прочим, Рижская ОСА существует исключительно на энтузиазме молодых, бесспорно, талантливых, к слову, дипломированных актеров. Однако у них нет ни штата, ни собственного помещения, ни гарантированного бюджета.

Небольшой зал арендуют на чердаке бывшего кинотеатра, сами придумывают и мастерят костюмы, сценическое оформление. Сами выстраивают свет, звук, монтируют декорации, гримируются и т.д. Даже музыку к показанному на фестивале спектаклю написала актриса ОСА Карина Спруж.

Как решают материальные вопросы? Все вырученные со спектаклей деньги вкладывает в следующие творческие проекты. Чем зарабатывают на жизнь? В свободное от главного — ТВОРЧЕСТВА — время кто-то лепит пельмени, кто-то метет улицы, кто-то играет в кафе... Но публика с удовольствием ходит на их спектакли.

«Известия Мордовии»