Театр — это витамин...
24.03.2010 16:44
А если театр витамин, то весна самое время принимать витамины. И в Саранске их охотно принимают каждую весну. Эти витамины содержат заряд положительных эмоций, которые помогают пережить мартовскую хандру и слякоть. В фестивальные дни театралами становятся все жители Саранска. Даже те, кто не ходит в театр целый год, считают своим долгом попасть на спектакли «Соотечественников». И этот пятый по счету театральный форум мы действительно стали ждать, как только затихли аплодисменты прошлогоднего фестиваля.
Семен Спивак: «В театре я деспот»
На юбилейный фестиваль организаторы решили сделать своему зрителю подарок, привезти к нам театр, который, не являясь зарубежным, был бы интересен мордовской публике. Питерский молодежный театр на Фонтанке по праву считается одним из лучших в Северной столице, а его актеры не сходят с экранов наших телевизоров. Все они, что называется, еще и сериальные актеры. Их художественный руководитель Семен Спивак признался мордовским журналистам, что отпускает на съемки своих актеров, чтобы они могли зарабатывать на достойную жизнь. — «Зарплата народного артиста в театре — 14 тысяч рублей. Не знаю, как у вас, в Питере же на эти деньги прожить невозможно... Я, как мама, которая всегда ждет своих детей. А чтобы театр не пострадал от этого, отпускаю всех по очереди. Актеры всегда должны быть в форме, мы репетируем каждый день, утром — новый спектакль, вечером — спектакль, который будем играть сегодня. Я называю это ежедневной чисткой. Бывает, что мои актеры пытаются бунтовать, но я жестко пресекаю такие попытки. В театре я деспот. Зато наши спектакли идут по 15, 17 лет, и мы собираем на них полные залы».
Но секрет успеха Фонтанки не только в этом. Критики отмечают в спектаклях режиссера Спивака «тонны человечности». Сам он считает, что у него нет права отпускать зрителя в темную ночь без надежды в душе. Откуда такой взгляд на жизнь? Может, из радостного детства в Карпатах, прошедшего под гуцульские песни. А может, помогает йога, которой вот уже 8 лет занимается по ночам народный артист Семен Спивак.
«Театр — это витамин, он должен давать положительные эмоции»,- считает питерский режиссер. В Саранске питерцы показали «Позднюю любовь» Островского с Эмилией Спивак в главной роли. О месте дочери в своем коллективе Семен Яковлевич сказал так: «За 6 лет работы в театре она получила 3 роли, и не в моих спектаклях. Она играет в постановках других режиссеров. Зато ей, как дочери главрежа, нельзя болеть. Вот и в Саранск она приехала совсем больная, днем перед спектаклем ей вызывали „скорую“, делали капельницу».
Болезнь звезды фильмов «Статский советник» и «Тайны следствия» Эмилии Спивак не позволила саранским зрителям насладиться ее игрой в полной мере. Но как же нас порадовал молодой актер Евгений Титов, игравший Дормидонта. Каждый его выход сопровождался аплодисментами, и для зрителей «Соотечественников» именно он стал лицом театра на Фонтанке.
Автандил Варсимашвили: «Мои актеры раза в три больше ваших получают»
Русский драматический театр из Грузии получал приглашения на «Соотечественников» и раньше, но впервые приехал в Саранск нынешней весной. На этот раз ничто не помешало представителям старейшего из грузинских театров привезти к нам один из своих спектаклей — «Кроткую» Достоевского, очень грустную историю о вечном противостоянии женского и мужского «я». Режиссер постановки, личность, известная далеко за пределами Грузии, отвечал на вопросы мордовских журналистов не только о театре и о себе.
Автандил Варсимашвили — художественный руководитель Тбилисского государственного русского драматического театра имени Грибоедова — создал в столице Грузии Свободный театр, награждён российским орденом Дружбы (этот орден ему вручал Президент Путин за возрождение русского театра в Грузии), и вообще фигура серьёзная и значительная. Ему 50, и он уже поставил более 60 спектаклей, снял 5 фильмов и один сериал. Он профессор Тбилисского университета театра и кино. Работает много, часто ездит по миру, ставит спектакли в Италии, Германии, Египте, Турции.
«ВС»: Вы ещё и кино снимаете?
— Да. В этом году, например, снял два фильма «Идиотократия» и «Все будет хорошо». Кстати, на днях буду вести переговоры с НТВ о показе «Все будет хорошо» на российском канале, и может, вы увидите новое грузинское кино. А первым моим фильмом была как раз «Кроткая», спектакль появился потом. Это был совместный итало-грузино-российский проект. Главную роль в фильме сыграл Лев Дуров. Широкий российский зритель эту картину не видел: были показы в Москве в Доме кино, но в прокат фильм так и не вышел: итальянцы большие деньги просят, а в России не понимают, почему они должны за своего Достоевского ещё и платить. Шутка, конечно. Но судьба этого фильма здесь пока не сложилась. Его показывали в Европе, и три раза — по национальному телеканалу Италии.
«ВС»: Вы режиссер-диктатор?
— Все большие режиссёры — диктаторы. Я за диктат, но не надо путать это с тиранией. Я за такую режиссуру, где есть режиссёрский почерк. Не люблю, когда режиссёры кричат и оскорбляют актёров — это от беспомощности. Если режиссёр сильный, то он ведёт репетиции спокойно. Я работаю очень быстро, потому что всегда знаю чего хочу. Это мой метод.
«ВС»: А вы своим актерам разрешаете зарабатывать на стороне?
— Нет. Если актер занят в театре, я не отпускаю. У них хорошая зарплата, за нее можно и в театре посидеть. Я спрашивал мордовских актеров о зарплате, так вот мои раза в три больше получают. Я это к тому, чтобы и вашим больше платили...
«ВС»: Тбилиси называют театральной столицей Кавказа, какое место сейчас занимает в нем русский театр и по-прежнему ли русский для жителей Грузии язык межнационального общения?
— Какое место? Совершенно точно, он в числе самых популярных театров Тбилиси. И зрители наши — это граждане Грузии, говорящие по-русски. Конечно, молодежь сейчас учит английский, это требование времени, но и русский язык не забыт.
«ВС»: На постсоветском пространстве был случай, когда русский театр снесли бульдозерами, какое отношение к русскому театру в Грузии?
— Я подчеркиваю, мы ГРУЗИНСКИЙ театр, играющий на русском языке. У грузин изменилось отношение к российскому правительству, а не к русским. Слава Богу, мы разграничиваем эти понятия.
«ВС»: Как в ваш первый фильм попал Лев Дуров?
— Хотел снимать Олега Янковского — на него итальянцы дали согласие (после «Ностальгии» Тарковского его знают в Италии), но актёр снимался в России и попросил подождать его пять месяцев. Однако ждать мы не могли! Я предложил Александра Калягина, но они выбрали Льва Дурова. Я спросил, почему. Оказывается, там по телевидению прошёл фильм «Не бойся, я с тобой», где сыграл Дуров. Его знают в Италии, поэтому выбор пал на него.
Дуров — очень хороший артист, прекрасно сыграл. Он считает, что это его лучшая роль в кино. Я с ним согласен. Кстати, сначала я остался без копии фильма. А года три назад я был в Питере в Доме-музее Достоевского и там в видеотеке обнаружил свою «Кроткую». Зашёл к директору и попросил сделать копию. «Вы режиссёр! Как мы можем вам отказать?» — ответили мне. Я привёз фильм в Тбилиси, сделал копии для друзей, для Льва Дурова. Но в прокате фильма так и нет.
Рижская ОСА и другие
Череду «классики» на мордовской сцене продолжил академический театр города Николаева, между прочим, один из старейших на Украине. Их «Руководство для желающих жениться» — замечательное классическое прочтение Чехова, очень интересно решенное художественно. Наш зритель в полной мере оценил работу украинского коллектива и наградил длительными овациями. Такой теплый прием тронул сердце художественного руководителя театра Николая Кравченко. Расчувствовавшись, он признался со сцены в любви мордовскому зрителю и пообещал: «Никакие политики, никакие газовые трубы не помешают нам дружить… Я не могу не поделиться с вами радостью. Пока репетировал на вашей сцене, у меня в Днепропетровске родилась внучка. Так что с Мордовией у меня будут связаны только приятные впечатления!».
Наверное, самым большим открытием фестиваля стала ОСА — Общество свободных актеров из Риги. Это молодежный театр, актеры которого только в минувшем году получили дипломы профессиональных актеров. В этом театре нет ни осветителей, ни гримеров, ни костюмеров — все делают сами актеры: по совместительству администраторы, парикмахеры, реквизиторы. Рижане прервали цепь классики на сцене театра драмы и показали музыкально-поэтический спектакль по произведениям Евгения Евтушенко. Это было задорно, музыкально, свежо, весело и неожиданно. После выступления ребята, окрыленные успехом, восторгались: «Какая у вас публика! И все говорят по-русски!!!».
Этот спектакль им предложил сделать Михаил Задорнов к юбилею друга-поэта. Он пообещал, если получится, будете выступать на одной сцене с Евтушенко. «Чтобы посмотреть на то «что получилось», Евгению Евтушенко на больных ногах пришлось долго подниматься на наш чердак. И смотрел он нас «на носу», потому что помещение у нас крошечное. Но ему понравилось, и он пригласил нас на свой творческий вечер в «Олимпийском», — вспоминает режиссер Игорь Куликов.
«Энергичный, молодой, светлый спектакль. Я жесткий человек, мало радости в жизни видела. И это, наверное, второй спектакль, на котором я плачу. Я росла рядом с Евтушенко, он учил меня в теннис играть. Столько воспоминаний сразу нахлынуло» — это отзыв театрального критика Анастасии Ефремовой, которая после саранского выступления пригласила ребят уже на другой фестиваль. В октябре в Москве на сцене «Современника» во второй раз состоится «ПостЕфремовское пространство», на котором уже москвичи смогут увидеть «Женя, а вы знаете…».
Самый протяженный по времени спектакль привезли гости из Киргизии — «Смерть Тарелкина» в постановке питерского режиссера Татьяны Захаровой. Спектакль, заявленный в жанре трагифарса, продолжался почти 3 часа. Не всем зрителям хватило сил досмотреть. Приверженцы реалистического театра в антракте сошли с дистанции.
«Русская сцена» из Берлина замахнулась на великого нашего Александра Сергеевича. Его «Маленькие трагедии» берлинцы сплели в один спектакль, приправив музыкой Моцарта, Шнитке, Губайдуллиной. Пушкина читали все, и фильм Михаила Швейцера с любимейшими актерами смотрели неоднократно. «Нет правды на земле, но нет ее и выше» — любой из нас слышит в этот момент голос Иннокентия Смоктуновского. Зрителю невольно приходилось сравнивать игру актеров на сцене с хрестоматийными (правда ведь?) образами, созданными Смоктуновским, Высоцким.
Пока верстался этот номер «ВС», актеры нашего театра сыграли свой премьерный спектакль «Ты помнишь, Алеша?..». Экзамен нашим пришлось держать не только перед зрителем и московскими критиками, но и перед автором героической баллады Алексеем Дударевым, приехавшим на фестиваль вместе со своим коллективом. «Рядовые» Театра Белорусской армии сегодня завершат программу фестиваля, который через год снова соберет вместе соотечественников.
«Вечерний Саранск»