Взятки на покойниках
06.12.2018 11:26
В Октябрьском суде вынесен приговор бывшему сотруднику дежурной части отдела полиции УМВД по Саранску 38-летнему Александру Гудкову. Он обвиняется в получении взятки от представителя ритуального агентства. Дежурный активно продавал похоронному бюро информацию о покойниках.
- Родился в Саранске, проживаю в поселке Николаевка Октябрьского района, - представляется суду Гудков. - Образование высшее юридическое. Женат, на иждивении двое детей 8 и 15 лет. Не судим. Работаю по договорам на стройке.
- Какой у вас доход?
- По-разному, когда 10 тысяч, а когда 25 тысяч рублей.
- На иждивении еще кто-то находится?
- Да, со вчерашнего дня. Жена упала, теперь у нее оскольчатый перелом плеча со смещением. Еще у меня отец - инвалид третьей группы, а дети состоят на учете в поликлинике с заболеваниями по неврологии и желудочно-кишечному тракту.
- В горячих точках были? Награды имеете?
- В горячих точках не был. Награжден ведомственными медалями за 10 и 15 лет службы в органах внутренних дел.
Далее суд предоставил слово государственному обвинителю. Из речи прокурора следует, что с июля 2017-го по апрель 2018 года старший дежурный отдела полиции № 1 (Октябрьский район) Александр Гудков неоднократно за денежное вознаграждение сообщал агенту ритуальных услуг Сысуеву информацию о фактах смерти горожан и адресах родственников. Гудков получал информацию во время дежурных суток и оперативно передавал в похоронное бюро. Сведения им переправлялись через звонки или смс. Всего дежурному удалось заработать на сливе информации 31,8 тыс. рублей. По договоренности дежурный получал по 400 рублей за информацию за одного покойника. За 10 месяцев Гудков слил информацию о 80 горожанах, отошедших в мир иной.
Деньги майор полиции получал не лично в руки от ритуального агента, а исключительно через посредников, которые даже не догадывались, что передают взятку. Ритуальщик Сысуев вызывал такси, договаривался с водителем за определенное вознаграждение, и тот отвозил «благодарность» в Николаевку к дому Гудкова.
До недавнего времени подобная практика была распространена в Москве, Питере и других крупных городах. Но «бизнес» на продаже информации о погибших и умерших добрался и до российской провинции. Вскоре дежурный был задержан сотрудниками службы собственной безопасности МВД по РМ.
СК по РМ возбудил уголовное дело в отношении сотрудника дежурной части по статье «Получение взятки в значительном размере». Гудков вину признал и активно сотрудничал со следствием. Со службы он был уволен, а его руководители привлечены к дисциплинарной ответственности.
- Гудков, обвинение вам понятно? Признаете вину?
- Понятно. Вину признаю в полном объеме и поддерживаю ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке.
Позже суд перешел к характеризующим подсудимого материалам: «Майор полиции Александр Гудков начал службу в органах внутренних дел в сентябре 2002 года. С ноября 2013 года назначен старшим оперативным дежурным отдела полиции № 1 УМВД по Саранску. За период службы зарекомендовал себя только с положительной стороны: грамотный, трудолюбивый, исполнительный сотрудник, обладающий необходимой профессиональной подготовкой и знаниями нормативных документов. Выдержан, уравновешен, требователен к себе и личному составу. С коллегами вежлив, доброжелателен, пользуется уважением. Не боится высказывать собственное мнение. Табельным оружием владеет уверенно. За время работы Гудков зарегистрировал 1900 сообщений о происшествиях и преступлениях, организовал работу по раскрытию 80 преступлений. Провел разбирательства с 630 задержанными, доставленными в дежурную часть за совершение преступлений».
Из характеристики по месту жительства: «Характеризуется положительно, соседи считают его порядочным, отзывчивым человеком, готовым прийти на помощь. Ответственный. Занимает активную жизненную позицию. Жалоб от соседей на Гудкова не поступало».
- Ваша честь, прошу также огласить протокол явки с повинной, которую оформил мой подзащитный, - просит адвокат Гудкова.
- 11 апреля этого года в органы внутренних дел добровольно явился Александр Гудков и сообщил об обстоятельствах преступления… Подробности зачитывать не буду, - говорит судья.
- Полагаю, что вина Гудкова доказана, - заявил в прениях прокурор. - Он обвиняется в тяжком преступлении, за которое предусмотрено наказание до 8 лет лишения свободы. Дела такой категории являются резонансными, поскольку на борьбу с коррупцией нацелены большие силы. Коррупция затрагивает интересы государства и является злейшим врагом. Считаю необходимым назначить Гудкову наказание в виде 3 лет и 6 месяцев в колонии общего режима. В качестве дополнительного наказания - штраф в 15-кратном размере взятки, т.е. - 477 тысяч рублей, а также лишить права занимать определенные должности в органах внутренних дел на 2 года и 6 месяцев. Кроме того, полагаю, что учитывать явку с повинной не имеет смысла, поскольку она была сделана намного позже его задержания.
- Что сказать? Как говорится, и на старуху бывает… сами знаете что, - начал свою речь адвокат Гудкова. - Со всем согласен с прокурором, кроме срока наказания. Гудков положительно характеризуется, полностью признал вину, оказывал помощь следствию, раскаялся, согласился на особый порядок, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей, награжден медалями за службу. Все это прошу учесть при вынесении приговора. Кроме того, я бы попросил учесть явку с повинной в качестве смягчающего обстоятельства.
Наказание, которое запросил прокурор, слишком жестокое. Как сказал гособвинитель, коррупция - злейший враг государства, но давайте обойдемся без кампанейщины. Считаю, что суд должен правильно оценить все доказательства и вынести справедливый приговор с учетом всех смягчающих обстоятельств. Прошу вынести приговор, не связанный с лишением свободы.
- Если возможно, то прошу оставить меня на свободе, - сказал в последнем слове Александр Гудков. - Больше я ни о чем не прошу.
Суд удалился в совещательную комнату, а через полчаса огласил приговор. По нему Александр Гудков осужден к 3 годам условно с испытательным сроком на 3 года со штрафом в десятикратном размере - 318 тысяч рублей. Кроме того, подсудимый на 2 года лишен права занимать должности в органах внутренних дел.
«Вечерний Саранск»