«Стесняюсь спросить у Колокольцева, сколько времени он даст мне еще поработать»

22.11.2018 10:53

Интервью министра внутренних дел по РМ Юрия АРСЕНТЬЕВА

Министр внутренних дел по Республике Мордовия Юрий Арсентьев на встрече с представителями республиканских СМИ рассказал о криминогенной ситуации в Мордовии, о том, как помогает раскрывать преступления система «Безопасный город», с чем связан всплеск смертельных ДТП на дорогах и как земляки в селе Баево встречают министра целыми делегациями и обращаются с просьбами.

- Юрий Васильевич, как сегодня складывается криминогенная ситуация в Мордовии?
- В Мордовии в этом году зарегистрировано на 4% меньше преступлений, чем за этот же период прошлого года. Активнее стали выявляться преступления, связанные с наркотиками и экономическими посягательствами. Что касается наркопреступлений, то здесь речь идет не о каких-то мелких сбытчиках, а о сбыте крупных партий. Продажей промышляют в основном приезжие из других регионов. За год мы задержали три организованных преступных сообщества. Мы стараемся ставить жесткий заслон для наркодельцов, многие боятся распространять зелье в нашей республике. Поэтому наркотики в нашем регионе стоят несколько дороже, чем в соседних. Наркоманы признаются, что покупать зелье дешевле в сопредельных с Мордовией областях.

В сфере экономики выявлено более 700 преступлений, на 25% больше пресечено фактов коррупции, вдвое больше выявлено взяток. Хорошая работа проведена и по налоговым преступлениям. Меньше зарегистрировано убийств, изнасилований, грабежей, вымогательств, краж, в том числе из квартир. Периодически в Мордовию наведываются гастролеры и совершают набеги на жилища горожан. Как правило, таких заезжих визитеров мы берем на второй-третьей краже. В раскрытии таких преступлений помогают современные технологии, такие как система «Безопасный город». Меньше стало угонов, поджогов, сбыта поддельных денег, преступлений с использованием оружия. Удалось не допустить осложнения оперативной обстановки на улицах и в других общественных местах. Все показатели говорят о нашей активной работе по каждому из направлений. О том, какую титаническую работу мы проводим, можно рассказывать часами.

Сотрудники полиции раскрыли 4,7 тысячи преступлений. На 10% снизилось количество нераскрытых преступлений, в том числе по тяжким и особо тяжким преступлениям. Около 22% преступлений остаются нераскрытыми. Недавно на приеме граждан женщина заявила: «Юрий Васильевич, вот вы говорите, что у вас высокая раскрываемость, а мою кражу не раскрыли». Положа руку на сердце извинился, сказал, что ваше преступление попало в эти 22% нераскрытых. Конечно, мне и моим коллегам хотелось, чтобы раскрываемость была стопроцентной, но на практике такого не бывает. Ни в одном регионе нет такой раскрываемости. В Мордовии раскрываемость 78%, и это хороший показатель, который говорит об эффективности работы. Хорошо мы сработали или нет, судить вам, населению.

- Вы уже пять лет в должности министра внутренних дел в Мордовии. Что за это время удалось сделать и что еще предстоит?
- Пять лет будет 9 декабря. Главное, что удалось сделать, - это не допустить террористических актов, экстремистских акций, грубых нарушений общественного порядка в Мордовии. Понятно, что этим занимается не только наше ведомство, но и другие правоохранительные структуры, органы власти. Полиция знает свое место и выполняет необходимую работу для того, чтобы жителям республики жилось спокойно. Уровень преступности по-прежнему ниже, чем в других регионах, на окружном уровне и по России в целом. Если в 2014 году МВД по Республике Мордовия в сводном рейтинге региональных органов внутренних дел занимало шестидесятые позиции, то сегодня - достойное 28-е место из 85 регионов. Однако говорить о том, что у нас нет проблем, я бы не стал, нам еще есть над чем работать. Бывают проблемы с личным составом, но мы же берем сотрудников из народа. Мы над этим работаем, считаю, что значительно выросли корректность, вежливость со стороны полицейских в общении с гражданами. Это меня радует. Считаю, что я не зря провел в Мордовии эти пять лет. Уже говорил, что мы активно противостоим наркодилерам, но считаю, что нужно работать еще активнее, ведь наркотики - это угроза безопасности всей страны. Мы не должны потерять молодежь.

- Как продвигается расследование дела руководителя «Ватт-Электросбыт» Ирины Медведевой? Появилась информация, что она выпущена на свободу и продолжает руководить фирмой. Так ли это?
- Действительно, сейчас Ирина Медведева находится на свободе. Она провела под домашним арестом почти 7 месяцев, но позже суд изменил ей меру пресечения и выпустил под залог в 2 млн рублей. От руководства предприятием ее никто не отстранял. Опасаемся, что фирма может развалиться. Мы работаем исключительно в рамках правового поля и нарушать ничьи права не собираемся. Я уверен, что после расследования это дело будет направлено в суд, который и расставит все точки над «i». Дело в отношении Медведевой возбуждено по статьям «Мошенничество», «Легализация денежных средств». Подробности вы уже знаете, об этом деле не раз писали в газетах. Схема многоходовая, межрегиональная. Мы считаем, что Медведева строила ценовую политику на тарифы для населения мошенническим путем. Прибыль была выведена на подконтрольные предприятия. По делу проводится масса объемных экспертиз, в том числе судебно-бухгалтерских. Сейчас ущерб по делу составляет 1 млн рублей, но после заключения экспертов ожидаем, что он может составить несколько десятков миллионов рублей! Ждем завершения экспертиз, после чего предъявим обвинение. Такого дела в истории Мордовии еще не было.

- Насколько эффективна система «Безопасный город», как она помогает в раскрытии преступлений? Будет ли она дальше развиваться?
- Мы стали устанавливать систему «Безопасный город» три года назад. Видеокамеры однозначно нужны, и МВД только приветствует их дальнейшую установку. Некоторые задают вопросы: «Почему так много камер?». Это неотъемлемая часть нашей современной жизни. Весь мир идет по этому пути. Камеры, установленные на улицах, площадях Саранска и на автомобильных дорогах, - это только начало в развитии этой системы. В других городах развитие в плане оборудования видеокамерами уже шагнуло вперед. В Татарстане и Чувашии, например, камерами оборудованы практически все подъезды и дворы. Саранск оборудовался видеокамерами на скорую руку в преддверии чемпионата мира по футболу. Однако эффект от системы «Безопасный город» огромный. Это и профилактика правонарушений, и раскрытие различного рода преступлений. С помощью этой системы были раскрыты угоны транспорта, кражи, наркопреступления, задержаны гастролеры.

«Безопасный город» очень помог нам во время чемпионата мира по футболу. Приведу один пример: к нам с заявлением о краже сумочки обратилась гражданка Перу. У нее пропали документы, деньги. При этом иностранка в тот момент была уже в Казани на другом матче. Стали разбираться и отрабатывать, как такое могло произойти, ведь у нас практически на каждом шагу были «глаза и уши». Посмотрели видеокамеры, отследили путь движения перуанки, и оказалось, барышня была немного навеселе, шла с компанией, и в какой-то момент ее сумочка с пояса падает на асфальт, владелица этого не заметила и пошла дальше. Следом шла другая компания ее земляков, один из мужчин подобрал сумочку и пошел дальше. Мы быстро нашли сумочку, передали ее хозяйке и показали видео с камеры. Перуанка поблагодарила нас за оперативную работу. Новые технологии очень помогают нам.

Камеры - это хорошо, я сам водитель, порой едешь по трассе, хочется прибавить скорость, но видишь камеру - и не превышаешь. Камеры дисциплинируют водителей. К сожалению, в последние несколько месяцев у нас не работает около 70 камер, это 25-30% от всего количества. На обслуживание нужны деньги, но сейчас есть определенные проблемы с бюджетом, власти активно ищут выход из этой ситуации. Надеемся, что в скором времени эта проблема разрешится.

Сегодня система «Безопасный город» в Мордовии требует определенного усовершенствования. У нас есть понимание, что все камеры, установленные в городе, должны быть интегрированы в одну систему. Пользоваться камерами должны не только мы, но и другие коллеги по правоохранительному блоку, МЧС, коммунальные службы. В перспективе было бы неплохо, как в других регионах, оборудовать камерами дворы, подъезды, магазины.

Недавно в Ардатовском районе была совершена кража из ювелирного магазина, похитили продукцию. Спрашиваю у подчиненных, что зафиксировали камеры? А в ответ слышу: «А там нет камер!». Представляете, у владельца хватило денег на то, чтобы открыть ювелирный магазин, а об установке камер он не подумал. Мы, конечно, все равно раскрыли это преступление и задержали одного из преступников в Марий Эл, но пришлось применять уже другие силы и использовать иные методики. О чем это говорит? В районах у нас не только не все магазины оборудованы камерами, где-то и на площадях их нет. На это, я думаю, надо обратить внимание.

- На ваш взгляд, с чем связан всплеск смертельных ДТП на дорогах республики?
- Если брать статистику с 2012 по 2018 год, то смертность на дорогах сократилась на треть. В 2017 году в Мордовии зафиксирована самая низкая смертность на дорогах. Мы очень плотно занимаемся этой проблемой совместно с комиссией по безопасности дорожного движения, возглавляет ее председатель Правительства Мордовии Владимир Сушков. С чем связан последний всплеск аварийности? Мы подвергли практически каждое ДТП анализу. Посмотрели на причины, оказалось, что аварии в основном происходили на хороших дорогах. Водители выскакивают на встречку и врезаются лоб в лоб в другой автомобиль. Было несколько таких смертельных аварий. Что побудило водителей к опасному маневру? Не рассчитали скорость? Проявили невнимательность? Я сам водитель и, пока не уверюсь в безопасности маневра, никогда не выйду на встречку, придерживаюсь принципа - не уверен, не обгоняй. Возможно, водители не учитывают скорость встречных машин, которые тоже очень быстро едут. Очень сложно объяснить причины таких аварий. В других случаях люди гибнут при съезде автомобилей в кювет. В этом случае причин может быть несколько - либо водитель уснул, либо не справился с управлением, превысил скорость или машина была неисправна. Считаю, что всплеск смертельных ДТП связан прежде всего с грубым нарушением Правил дорожного движения.

Большое внимание уделяем профилактике безопасности дорожного движения, средства массой информации доводят информацию до водителей, отдел пропаганды много занимается с детьми, больше наказываем дорожников за плохие условия содержания трасс. Работу ведем в этом направлении, но как объяснить этот всплеск ДТП, не знаю. Возможно, одной из причин является отсутствие на дорогах камер фиксации на треногах. Уже полгода их на трассах в Мордовии нет, они дисциплинировали водителей. Очевидно, у водителей не хватает воспитания - нет на дороге камер, значит, можно давить на газ и превышать скорость. Как вы знаете, камеры на треногах отдали в ведение властей, а они поручают вести наблюдение за водителями предпринимателям. Торги на проведение видеофиксации проходят, но почему-то предприниматели не спешат заключать договоры. На сегодня вопрос не решен.

Еще приходится слышать, что причиной повышения аварийности стало сокращение числа сотрудников ГИБДД. В этом году мы действительно сократили около 50 сотрудников из Госавтоинспекции, процесс оптимизации идет по приказу сверху. Однако при сокращении я постарался с дороги практически ни одного бойца не убирать, сокращение коснулось в основном сотрудников аппарата Управления ГИБДД.

- В этом году в суды Мордовии поступило большое количество уголовных дел в отношении сотрудников полиции в основном за превышение должностных полномочий, многие уже осуждены. На ваш взгляд, почему сотрудники идут на преступления и как сделать так, чтобы подобное не повторялось?
- Каждое преступление, которое совершил наш сотрудник, прежде всего бьет по имиджу нашего ведомства. Большинство сотрудников добросовестно исполняют должностные обязанности, о чем вы регулярно пишете на страницах своих изданий, но есть такие, кто перечеркивает все хорошее и доброе в глазах населения. Таких единицы. Что их толкает на преступление? У каждого свой мотив. Основная доля правонарушений сотрудников ОВД выявляется службой собственной безопасности министерства. Мы не укрываем эти факты и не покрываем нарушителей, наоборот - предаем гласности каждый факт, обсуждаем в служебных коллективах, создаем атмосферу нетерпимости. Подобные случаи вовсе не повод делать вывод о том, что все сотрудники полиции нарушают закон.

Мы и дальше будем проводить работу по искоренению преступлений среди сотрудников МВД. Нам есть над чем задуматься и есть над чем работать. Наша цель - создать нетерпимость в коллективе к коррупционным и другим преступным проявлениям. Честные офицеры сами докладывают о правонарушениях. С начала года поступило уже около 70 рапортов от сотрудников о том, что граждане склоняют их к неправомерным действиям. Около 50 рапортов поступило от сотрудников ГИБДД.

- Вы часто бываете на своей малой родине - в селе Баево? - спросила журналистка национального издания и продолжила на эрзянском: «Юрий Васильевич, вы говорите по-мордовски? Не забыли язык?»
- Говорю, но не очень хорошо, - ответил на родном языке министр, а затем перешел на русский. - Это, наверное, был самый сложный вопрос. Подзабыл, конечно, язык, потому что 37 лет прожил на Дальнем Востоке, хотя у меня жена мордовка и периодически мы разговариваем дома на мордовском. Сын лучше меня знает язык. Когда я его в 5 лет привозил в Баево, он за полтора месяца быстро освоил эрзянский. Он речь строит по-другому, более современно, все падежи знает. Я упустил этот момент. Недавно меня настоятельно попросили поздравить сотрудников с 10 ноября, поздравил, а потом стал сомневаться, а правильно ли я все сказал.

Что касается родины малой, то бываю там, но не так часто. Моей матери 83 года, периодически она мне говорит: «Юра, ты с Сахалина чаще приезжал, чем сейчас». Стараюсь не забывать родных и близких, по возможности помогаю им. Что греха таить, когда бываю в родном селе, меня встречают целые делегации, обращаются с различными просьбами. Но я не всегда могу помочь, многие на это обижаются. Говорю, вот на пенсию выйду, будем чаще общаться.

Я люблю свою родину, очень скучал по ней на Сахалине. Всегда искренне и от души говорю: «Моя любимая Мордовия, я люблю Мордовию. Мне вдвойне приятно, что здесь родился».

- В декабре истекает срок ваших полномочий. Уже знаете, как сложится ваша судьба в дальнейшем?
- Это самый легкий вопрос, потому что я ничего по этому поводу не знаю. Меня уже все спрашивают в правительстве, а когда тебе продлят срок? Может, через день скажут: «Юрий Васильевич, честь имею, освобождай должность». Дальнейшая моя судьба зависит от многих фактов. Я, если честно, стесняюсь спросить у министра внутренних дел России Владимира Колокольцева, сколько он даст мне времени еще поработать. Пока каких-то серьезных вопросов к работе МВД по РМ нет, обстановка в регионе спокойная. Уезжать из Мордовии, конечно, не хочется, я никогда не скрывал, что всегда мечтал сюда вернуться. Как сложится моя судьба, неизвестно. Может быть, предложат поработать в другом регионе, посчитают, что здесь я уже все сделал, будем смотреть. Все зависит от региона, не хочется опять куда-то на Дальний Восток ехать. Я Родине все, что можно, отдал. По молодости была романтика отправиться на Сахалин, а с возрастом уже начинаешь думать о малой родине...

Эдуард АНЮТИН

«Вечерний Саранск»