Рабочие ОАО «Мордовавтомост» требуют погашения долгов по зарплате

18.03.2010 11:12

В редакцию «ИМ» обратились за помощью бывшие сотрудники предприятия ОАО «Мордовавтомост». Семен Слугин, Сергей Старостин, Иван Сундиков, Борис Русаков (на фото) рассказали о том, что они и еще более 300 человек не получали зарплату с ноября 2008 года. Их некогда преуспевающее предприятие, на котором мужчины проработали не один десяток лет, на данный момент проходит процедуру банкротства.

Как удалось выяснить корреспондентам «ИМ», Октябрьский суд Саранска завален исками рабочих ОАО «Мордовавтомост» о погашении долгов по заработной плате и по многим уже вынесены положительные решения. Как рассказал мастер битумного участка И. Сундиков, «Мордовавтомост» на начало 2010 года задолжал ему 45 тыс. рублей, связисту Б. Русакову — 63 тыс. За год им было всего перечислено выплат по 7200 рублей. С. Старостин «не досчитался» 90 тысяч, ему погасили лишь 3500. Дело в том, что с предприятия-должника взять нечего: от имущества «Мордовавтомоста» по непонятным для рабочих причинам осталась лишь старая техника — автомобильный хлам 70-80-х годов прошлого века. Его продажа покроет лишь малую часть долга по зарплате. Удивительно, но в неизвестном направлении исчезла новая техника и производственные станки.

Корреспонденты «ИМ» попытались разобраться в сложившейся ситуации.

Закрыто производство битума

ОАО «Мордовавтомост» было единственным профильным предприятием в республике, которое занималось строительством мостов и водопропускных сооружений. Но главное — это был единственный в регионе поставщик сертифицированного битума для строительства дорожного полотна. Все строительные организации Мордовии являлись их постоянными клиентами, в результате чего предприятие получало стабильный доход и отчисляло солидные налоговые средства в бюджет республики. Но с 2009 года «Мордовавтомост» полностью прекратил заниматься производством битума, хотя возможности, как уверяют рабочие, были. Теперь мордовские дорожники вынуждены закупать его по более высоким ценам в Кстове, Самаре, Сызрани.

Массовые увольнения

— Руководство по непонятным причинам, как раньше, не проявляло должной активности в поисках строительных объектов, — рассказывает бывший мастер битумного участка Иван Сундиков. — Начальство успокаивало, будто есть заказчики и скоро все наладится. По поводу зарплаты говорили, что основной заказчик пока не рассчитался за объемы работ, выполненные в 2008 году. Рабочие надеялись, что выплаты начнутся сразу после нового 2009 года, но этого не произошло. Каждый из сотрудников по одиночке обивал пороги начальственных кабинетов и получал один ответ: «Подадите в суд, зарплаты точно не дождетесь». Так и случилось. В мае заказчик на расчетный счет «Мордовавтомоста» за выполненные ранее работы перевел более 5,5 миллиона рублей. Но на первоочередные нужды — выплату заработной платы пошла лишь небольшая часть, около миллиона рублей! Остальные потратили на закупку ГСМ, оплату счетов за электричество и прочее. Начались массовые увольнения. Мы понимали, что ждать больше нечего — работы, заказов нет. Но тем, кто уволился до мая месяца или подал заявление в прокуратуру или жалобу в государственную инспекцию по труду, — не выплатили ничего!

Люди прошли через массу унижений. Им не предоставляли даже справку о зарплате — необходимого документа для начала судебного разбирательства. Охрана получила приказ — уволившихся не пропускать через проходную предприятия.

Не заплатили даже мертвым!

Отсутствие работы, денег довело многих сотрудников до отчаяния и нервного срыва. Крепкие мужчины, кормильцы семей состарились на глазах. Из-за постоянного психологического дискомфорта у одних обострились хронические заболевания, другие пережили инфаркт или инсульт. Когда в июне 2009 года от продолжительной болезни умер токарь-шлифовщик Александр Трофимов, проработавший на «Мордовавтомосте» более 20 лет, у руководства не нашлось и рубля на похороны. Вдове выплатили его честно заработанные деньги только спустя пару месяцев. Родственники умершего электрика Евгения Тужилкина денег не дождались до сих пор. В не менее тяжелой ситуации находится и семья машиниста топливного заправщика Серафима Синицина. Мужчина серьезно болен и ему требуются средства на лечение.

Серый кардинал

В мае и августе 2009 года генерального директора ОАО «Мордовавтомост» Михаила Чичаева привлекли лишь к административной ответственности, вдумайтесь, за... непредставление информации (!) о задолженности по заработной плате. Ему назначили наказание в виде штрафа и как руководителя подвергли дисквалификации. Как бы в стороне от происходящего остался собственник предприятия, которому принадлежит большая часть акций «Мордоватомоста». По совместительству он является совладельцем еще одной строительной фирмы и, как удалось выяснить корреспондентам «ИМ», продолжительное время не ладил с законом.

Его обвиняли в уклонении от уплаты налогов. Но точку в этом деле 1 февраля поставил Ленинский суд.

Ввиду того, что обвиняемый погасил долг перед казной — 25 миллионов рублей еще до начала судебного следствия, в отношении подсудимого уголовное преследование было прекращено.

Введена процедура наблюдения

Как рассказала старший помощник прокурора Октябрьского района Ольга Лапшина, кроме долгов по зарплате ОАО «Мордовавтомост» имеет кредиторскую задолженность перед сторонними организациями на сумму более 50 млн. рублей. Предприятие также не перечислило налоговых отчислений в бюджет на сумму 8 млн. рублей. С 9 декабря 2009 года по 14 апреля 2010 года на ОАО «Мордовавтомост» введена процедура наблюдения.

Техника без документов

По данным, предоставленным Управлением Федеральной службы судебных приставов по РМ, общая сумма задолженности по заработной плате ОАО «Мордовавтомост» на сегодняшний день составляет более 5 миллионов рублей.

— Все имущество ОАО «Мордовавтомоста» в основном в залоге у банков, — сообщила судебный пристав — исполнитель по Октябрьскому району Елена Кидяева. — Наша служба, исполняя решение суда, арестовала 38 автотранспортных средств, 16 из них уже переданы на реализацию, 4 — проданы на сумму 120 тысяч рублей. Арестованной технике не один десяток лет. Деньги от продажи в первую очередь пойдут на погашение долгов по зарплате. Но основная проблема заключается в том, что на автомобили отсутствуют сопроводительные документы. Михаил Чичаев уклоняется от сотрудничества с нами и не предоставляет ни ключи, ни другие необходимые документы на транспорт. Во время изъятия техники приставам пришлось даже взламывать гаражи, так как ключей от них не было.

В ближайшее время на торги выставят земельный участок и здание ремонтно-механических мастерских, расположенные в Чамзинке по ул. Базарная и также принадлежащие «Мордовавтомосту». Но пока эксперты еще не оценили их стоимость.

Хочу обратиться к тем рабочим, по делу которых решение суда вступило в законную силу после 9 декабря. Исполнительное производство приостановлено на основании определения Арбитражного суда до апреля. Новому конкурсному управляющему передадут соответствующие документы. За счет продажи арестованного имущества вас поставят в очередь на получение долгов по зарплате.

Куда уехал кран?

В то время как приставы конфискуют то малое, что еще осталось на «Мордовавтомосте», летом 2009 года, по словам рабочих, в цехах демонтировали все металлорежущее оборудование, сняли токарные, фрезерные станки, гидравлические пресса, обкаточные стенды и вывезли в неизвестном направлении. В производственных помещениях остались лишь голые стены. Ремонтировать технику стало не на чем, впрочем, вскоре не стало и ее. С территории предприятия отогнали несколько десятков единиц дорогостоящей техники. Рабочие отметили отсутствие сравнительно новых тракторов, бульдозеров, автоскреперов, автокранов, грейдеров, буровых установок. Как выяснилось впоследствии, их заранее сняли с учета в ГИБДД и Ростехнадзоре.

Не исключено, что на предприятии, предчувствуя неотвратимость банкротства, могли воспользоваться давно известной в России отлаженной схемой по выводу имущества из-под ареста и, заключив договор купли-продажи, перевели технику под крыло какой-нибудь фирмы. Но никаких денежных средств за якобы продажу техники на счета «Мордовавтомоста» не поступало. Что же произошло на самом деле, наверняка разберутся правоохранительные органы и к руководству «Мордовавтомоста» у них появятся новые вопросы.

«Известия Мордовии»