Труд учителя предлагается закрепить сводом этическими правилами
17.03.2010 13:16
Профессиональный кодекс учителя называют не иначе как клятвой Гиппократа для педагогов. Это свод этических норм в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством, который пока существует в виде проекта. На педагогической ассамблее в Санкт-Петербурге, где был дан старт Года учителя в России, его представил директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Реморенко. Да, когда, если не в Год учителя озадачиться морально-этическими принципами школьного педагога... Впрочем, в действие Кодекса верят не все.
Зачем это?
Ирина Николаевна Красноперова, учитель технологии (Темниковская школа № 1):
— Не понимаю, зачем нужен Кодекс, когда есть закон «Об образовании» и Трудовой кодекс? Этот свод этических норм для учителя чем-то напоминает мне кодекс строителя коммунизма... И вроде бы все хорошо написано — но ведь это же прописные истины! Разве только учителя должны быть честными, гуманными и демократичными? К тому же только благодаря принятию Кодекса учитель не изменится. А некоторые его положения попросту дублируют друг друга.
Проработав в школе более 25 лет, могу сказать, что случайные люди здесь не задерживаются. И талантливых людей нельзя подвести под какие-то определенные рамки. А главная оценка работы учителя — это признание учеников, их дальнейшая реализация в жизни.
Другой учитель, работающий в сельской школе, попросив не называть его, признался:
— Принцип демократичности как обязательная этическая норма выглядит, по меньшей мере, спорным. В условиях, когда ученики имеют много прав, а учителя — одни обязанности, чаще успехов добиваются те учителя, кого отличает авторитарный и даже диктаторский стиль работы.
Честность и объективность? Во времена тотального лицемерия это трудновыполнимое условие. Представляю, как в школах учителя начнут выставлять объективные оценки и перестанут помогать ученикам на экзаменах... И как на все это отреагирует администрация? Не знаю, как у других, а у нас прогневить вышестоящее начальство — проступок более тяжкий, чем нарушение какого-то там кодекса.
Людмила Юркина, народный учитель Мордовии, председатель комиссии по науке и образованию Общественной палаты РМ (школа № 39 г. Саранска):
— В Кодексе нет важного пункта — о повышении профессионального мастерства учителя, что требуется каждому из нас. Для этого полезны были бы стажировки не только в республиканских институтах, но и в лучших российских педуниверситетах, а может быть и мировых. Это право и обязанность педагога. Ведь только так учитель сможет подготовить настоящего профессионала.
Хорошему учителю дети простят любую странность
Марина Мокшанова, мама первоклассницы Лили (Инсарская школа № 2):
— Написано в Кодексе красиво и правильно. Но я сомневаюсь... Разве один человек может обладать всеми этими качествами? Идеальных людей нет, хотя каждому из нас, конечно, надо стремиться к совершенству.
Очень важным считаю пункт 3.14. Да, бывают случаи, когда учителя нелестно отзываются друг о друге, давая тем самым повод для сплетен. Ох, как это некрасиво! Может быть, в больших городах люди спокойнее относятся к тому, что про них говорят, а в селах этому придают большое значение.
А вообще, нужно, чтобы учитель был добрым человеком, особенно учитель начальных классов. И как важно, чтобы он был спокойным, терпеливым, выдержанным человеком. Наши детки порой такое отчудят! Но это ведь дети.
Нам повезло с первой учительницей — Натальей Алексеевной Морозкиной. Это добрый, понимающий, справедливый педагог. Главное, что ученики от нее в восторге.
Ирина Купряхина, мама 4 детей (Ельниковский лицей):
— Согласна, что в начальных классах большое значение имеет личность педагога. Сколько раз я замечала, что тут меркнет даже родительский авторитет! Но для старшеклассников на первый план выходят именно профессиональные качества учителя. Им не безразличен уровень образованности, эрудированности учителя. Тем более, если есть возможность сравнить. У старшей дочери, к примеру, с пятого по десятый класс сменилось пять учителей русского языка и литературы. Из разговоров с ней я поняла, что дети готовы закрыть глаза на какие-то человеческие слабости и даже странности в поведении педагога, если он увлечен своим делом, если чувствует ответственность за результат своего труда. Такому педагогу можно простить даже некоторую пристрастность, необъективность или несоблюдение норм русского языка — то, что Кодекс называет недопустимым.
А прочитав раздел про личность учителя, я пришла в недоумение. Это же общие требования к любому культурному человеку! Неужели все так плохо, что появилась необходимость как-то законодательно оформлять эти нормы? В этом разделе актуальными для учителей считаю только два пункта — 2.3 и 2.4. Все остальное — очевидные вещи. Пункт 2.4 актуален именно в наше время, ведь престиж учительской профессии упал. Да, всем трудно, да, дети не подарок (родители — тем более), но учитель не должен терять чувства меры и самообладания! Иначе, как показывает опыт, себе же хуже будет. А в конечном итоге это скажется на всем учебном процессе. Вспоминаю свои школьные годы. В средних классах это был своего рода спорт: довести учителя до белого каления и смотреть, как он будет вести себя в такой ситуации. Это нам, паршивцам, казалось интереснее, чем разбирать очередную тему урока. Недавно я перечитала «Республику ШКИД» и вновь четко проследила эту мысль: если человек на своем месте, он найдет подход к той аудитории, с которой работает. И какое недоумение было у меня, когда на одном из родительских собраний услышала, что такой-то учитель отказывается вести уроки в одном из классов. Ну, это же детский сад...
А раздел, касающийся взаимоотношений учителя с родителями учеников можно бы и расширить, учитывая, что все больше родителей интересуются школьной жизнью своих детей, проявляют желание принимать в ней участие. Можно бы добавить пункт не просто об общении с родителями, но и об их совместной деятельности.
Можно ли найти учителя, который соответствовал бы всем нормам и положениям этого Кодекса? У меня был такой учитель — Василий Трофимович Киняев.
Быть объективным трудно
У десятиклассника Павла Захватова, победителя конкурса «Ученик года-2010» — свое мнение. Он успел поучиться в двух школах — № 35 и № 38.
— Мы приходим в школу для того, чтобы учиться. Поэтому я считаю важным умение учителя повышать мотивацию к учебе, укреплять веру ученика в его силы и способности. Правильно, что в Кодексе об этом сказано. А самое сложное правило — это беспристрастное отношение к ученикам. Все мы люди, и трудно быть абсолютно объективным. Вот, например, ситуация, когда в классе учится ребенок учителя, который работает в той же школе. В моем классе такого не было. Но я знаю, как это происходило у других. Один учитель поддерживает сына или дочь коллеги, а другой, наоборот, относится к нему требовательнее и строже.
Кстати
Подобные документы есть и в других странах. В Великобритании такой кодекс постоянно обновляется. Последнее нововведение вносит запрет на распитие алкоголя и в выходные, нерабочие дни.
Профессиональный кодекс учителя
Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса — определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел 1
1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
— гуманность;
— законность;
— демократичность;
— справедливость;
— профессионализм;
— взаимное уважение.
Раздел 2
Личность учителя
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.
Раздел 3
Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.
Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее — ОУ).
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.
Взаимоотношения учителя с родителями учеников
3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей — о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.
Взаимоотношения учителя с обществом и государством
3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.
4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости — более высокой профессиональной организацией.
Зачем это?
Ирина Николаевна Красноперова, учитель технологии (Темниковская школа № 1):
— Не понимаю, зачем нужен Кодекс, когда есть закон «Об образовании» и Трудовой кодекс? Этот свод этических норм для учителя чем-то напоминает мне кодекс строителя коммунизма... И вроде бы все хорошо написано — но ведь это же прописные истины! Разве только учителя должны быть честными, гуманными и демократичными? К тому же только благодаря принятию Кодекса учитель не изменится. А некоторые его положения попросту дублируют друг друга.
Проработав в школе более 25 лет, могу сказать, что случайные люди здесь не задерживаются. И талантливых людей нельзя подвести под какие-то определенные рамки. А главная оценка работы учителя — это признание учеников, их дальнейшая реализация в жизни.
Другой учитель, работающий в сельской школе, попросив не называть его, признался:
— Принцип демократичности как обязательная этическая норма выглядит, по меньшей мере, спорным. В условиях, когда ученики имеют много прав, а учителя — одни обязанности, чаще успехов добиваются те учителя, кого отличает авторитарный и даже диктаторский стиль работы.
Честность и объективность? Во времена тотального лицемерия это трудновыполнимое условие. Представляю, как в школах учителя начнут выставлять объективные оценки и перестанут помогать ученикам на экзаменах... И как на все это отреагирует администрация? Не знаю, как у других, а у нас прогневить вышестоящее начальство — проступок более тяжкий, чем нарушение какого-то там кодекса.
Людмила Юркина, народный учитель Мордовии, председатель комиссии по науке и образованию Общественной палаты РМ (школа № 39 г. Саранска):
— В Кодексе нет важного пункта — о повышении профессионального мастерства учителя, что требуется каждому из нас. Для этого полезны были бы стажировки не только в республиканских институтах, но и в лучших российских педуниверситетах, а может быть и мировых. Это право и обязанность педагога. Ведь только так учитель сможет подготовить настоящего профессионала.
Хорошему учителю дети простят любую странность
Марина Мокшанова, мама первоклассницы Лили (Инсарская школа № 2):
— Написано в Кодексе красиво и правильно. Но я сомневаюсь... Разве один человек может обладать всеми этими качествами? Идеальных людей нет, хотя каждому из нас, конечно, надо стремиться к совершенству.
Очень важным считаю пункт 3.14. Да, бывают случаи, когда учителя нелестно отзываются друг о друге, давая тем самым повод для сплетен. Ох, как это некрасиво! Может быть, в больших городах люди спокойнее относятся к тому, что про них говорят, а в селах этому придают большое значение.
А вообще, нужно, чтобы учитель был добрым человеком, особенно учитель начальных классов. И как важно, чтобы он был спокойным, терпеливым, выдержанным человеком. Наши детки порой такое отчудят! Но это ведь дети.
Нам повезло с первой учительницей — Натальей Алексеевной Морозкиной. Это добрый, понимающий, справедливый педагог. Главное, что ученики от нее в восторге.
Ирина Купряхина, мама 4 детей (Ельниковский лицей):
— Согласна, что в начальных классах большое значение имеет личность педагога. Сколько раз я замечала, что тут меркнет даже родительский авторитет! Но для старшеклассников на первый план выходят именно профессиональные качества учителя. Им не безразличен уровень образованности, эрудированности учителя. Тем более, если есть возможность сравнить. У старшей дочери, к примеру, с пятого по десятый класс сменилось пять учителей русского языка и литературы. Из разговоров с ней я поняла, что дети готовы закрыть глаза на какие-то человеческие слабости и даже странности в поведении педагога, если он увлечен своим делом, если чувствует ответственность за результат своего труда. Такому педагогу можно простить даже некоторую пристрастность, необъективность или несоблюдение норм русского языка — то, что Кодекс называет недопустимым.
А прочитав раздел про личность учителя, я пришла в недоумение. Это же общие требования к любому культурному человеку! Неужели все так плохо, что появилась необходимость как-то законодательно оформлять эти нормы? В этом разделе актуальными для учителей считаю только два пункта — 2.3 и 2.4. Все остальное — очевидные вещи. Пункт 2.4 актуален именно в наше время, ведь престиж учительской профессии упал. Да, всем трудно, да, дети не подарок (родители — тем более), но учитель не должен терять чувства меры и самообладания! Иначе, как показывает опыт, себе же хуже будет. А в конечном итоге это скажется на всем учебном процессе. Вспоминаю свои школьные годы. В средних классах это был своего рода спорт: довести учителя до белого каления и смотреть, как он будет вести себя в такой ситуации. Это нам, паршивцам, казалось интереснее, чем разбирать очередную тему урока. Недавно я перечитала «Республику ШКИД» и вновь четко проследила эту мысль: если человек на своем месте, он найдет подход к той аудитории, с которой работает. И какое недоумение было у меня, когда на одном из родительских собраний услышала, что такой-то учитель отказывается вести уроки в одном из классов. Ну, это же детский сад...
А раздел, касающийся взаимоотношений учителя с родителями учеников можно бы и расширить, учитывая, что все больше родителей интересуются школьной жизнью своих детей, проявляют желание принимать в ней участие. Можно бы добавить пункт не просто об общении с родителями, но и об их совместной деятельности.
Можно ли найти учителя, который соответствовал бы всем нормам и положениям этого Кодекса? У меня был такой учитель — Василий Трофимович Киняев.
Быть объективным трудно
У десятиклассника Павла Захватова, победителя конкурса «Ученик года-2010» — свое мнение. Он успел поучиться в двух школах — № 35 и № 38.
— Мы приходим в школу для того, чтобы учиться. Поэтому я считаю важным умение учителя повышать мотивацию к учебе, укреплять веру ученика в его силы и способности. Правильно, что в Кодексе об этом сказано. А самое сложное правило — это беспристрастное отношение к ученикам. Все мы люди, и трудно быть абсолютно объективным. Вот, например, ситуация, когда в классе учится ребенок учителя, который работает в той же школе. В моем классе такого не было. Но я знаю, как это происходило у других. Один учитель поддерживает сына или дочь коллеги, а другой, наоборот, относится к нему требовательнее и строже.
Кстати
Подобные документы есть и в других странах. В Великобритании такой кодекс постоянно обновляется. Последнее нововведение вносит запрет на распитие алкоголя и в выходные, нерабочие дни.
Профессиональный кодекс учителя
Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса — определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел 1
1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
— гуманность;
— законность;
— демократичность;
— справедливость;
— профессионализм;
— взаимное уважение.
Раздел 2
Личность учителя
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.
Раздел 3
Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.
Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее — ОУ).
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.
Взаимоотношения учителя с родителями учеников
3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей — о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.
Взаимоотношения учителя с обществом и государством
3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.
4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости — более высокой профессиональной организацией.
«Известия Мордовии»