Мордовские островитяне
17.03.2010 10:16
«Стама ош аш, коса мокша аш» («Такого города нет, где бы мокши не было») — гласит мокшанская поговорка. Под ней с полной уверенностью могут подписаться и эрзяне. Самое интересное, что мордовские поселения можно встретить не только в соседних с нашей республикой регионах, в центральной части России, но и в таких удаленных от Мордовии районах как Дальний Восток, Восточная Сибирь, Кавказ. И все они не растратили и не потеряли главного богатства — своей яркой и самобытной культуры.
Мордва и на Сахалине мордва
Сахалин. Что мы знаем о нем? Крупнейший остров в составе Российской Федерации, частые гости которого — разрушительные тайфуны. Далекая и, казалось бы, неприветливая земля. Интересно, кто эти люди, бросившие однажды дома отцов и рискнувшие переехать на почти пустынный в те времена остров. Набираю «население Сахалина» в строчке Интернет-поисковика, открываю страницу в электронной энциклопедии. Посмотрим: «Около 84 % населения — этнические русские, остальные — корейцы (5,6%), украинцы (4,0%), татары (1,2%), белорусы (1,0%), мордва (0,5%)». Удивительно, но на шестом месте по численности — наши земляки, которые волей судьбы оказались вдали от Мордовии! Казалось бы, 0,5 процента — мизерная капля в море представителей других народов. Но за этой, на первый взгляд, незначительной цифрой скрываются тысячи и тысячи судеб людей, сумевших спустя много лет разлуки со своей истинной родиной с гордостью заявить, что они — мордва.
Для заведующей отделом археологи и этнографии НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ профессора Людмилы Никоновой и старшего научного сотрудника института Любови Щанкиной эти десятые доли процента — непочатый край работы. Совсем недавно вышло в свет издание «Мордва Дальнего Востока», основанное на материалах, собранных в результате этнографических экспедиций в Сахалинскую область, Хабаровский, Приморский и Камчатский края. «Мы объехали весь Дальний Восток с одной лишь целью — высветлить кусочек истории на темном полотне времени. Мы первыми из представителей народов России начали фундаментально изучать свою диаспору. Надеемся, что по нашему примеру этнографы заинтересуются подобной работой и этносы нашей страны раскроются с новых сторон», — рассказывает Людмила Ивановна.
Гости из «Россеи»
Суровый Дальний Восток встретил ученых из Мордовии на первых порах более чем гостеприимно. «По поручению губернатора Приморского края Сергея Дарькина нас поселили в его собственной резиденции. По первой просьбе нам предоставляли транспорт и все необходимое для работы. Даже по прошествию времени мы благодарны Правительству края. Такое отношение показывает, что губернатору не безразлично, насколько комфортно чувствуют себя в регионе представители всех национальностей», — рассказывают этнографы. Однако нужно было двигаться дальше — на загадочный остров Сахалин. Именно там ученых ждали настоящие дальневосточные мордовские поселения.
Буквально за день до прибытия этнографической экспедиции на Сахалине прошел очередной тайфун. Путешествие на пароме через Татарский пролив, разъединяющий материк и остров, выдалось тревожным. Стихия — это не шутки. Да и потом, какое дело людям до культуры и этнографии, когда по их деревне или поселку только что прошел тайфун? Готовились к самому худшему.
В городе Александровск-Сахалинский стихия перебила водопровод. Питьевой воды не было. Однако первое знакомство с сахалинской мордвой развеяло все тревоги. Гостей приняли как родных.
Первое, что бросилось в глаза — особое восприятие жизни и пространства мордвы, которая долгое время жила на острове. В разговоре страну в целом они называли не иначе, как «материк».
— Отец наш работает на материке, — рассказывала одна из местных жительниц. А «Россией», а точнее по-родному «Россеей» сахалинская мордва называет именно Мордовию. Для них она — и есть Родина.
— Гости-то к нам приехали из Россеи, про мордву писать, — шел слух по Сахалину.
«Местные жители не вполне понимали, что именно мы от них требуем. Казалось бы, что интересного этнографы могут раскопать, наблюдая за их рутинной жизнью, расспрашивая о том, как их предки попали на Сахалин. Однако именно их воспоминания невероятно для нас ценны. Ведь из истории каждого конкретного переселенца складывается история миграции всего мордовского народа», — считает Людмила Никонова.
«Местные жители не вполне понимали, что именно мы от них требуем. Казалось бы, что интересного этнографы могут раскопать, наблюдая за их рутинной жизнью, расспрашивая о том, как их предки попали на Сахалин. Однако именно их воспоминания невероятно для нас ценны. Ведь из истории каждого конкретного переселенца складывается история миграции всего мордовского народа», — считает Людмила Никонова.
Церковь для односельчан
Поселок Ванино показался этнографам настоящим мордовским оазисом на бескрайних просторах самого большого острова в России. Здесь мордва и по сей день компактно проживают на пяти улицах, и это место издавна называется Финским, или Мордовским, поселком. Финский — потому что дома по конструкции финского типа, а мордовский — поскольку первоначально здесь жила только мордва. Сегодня на этих улицах живут люди и других национальностей, но название сохранилось. Остальные жители Ванино в какой-то мере даже завидуют мордве — ведь они смогли сохранить свою культуру и язык, смогли остаться вместе, несмотря ни на что.
С названием «Мордовский» связано и другое знаковое в жизни поселка со-
бытие. В 1991 году по инициативе мордовских братьев Липатовых в Ванино была построена Свято-Никольская церковь во имя Николая Чудотворца, считающегося покровителем моряков. Помогли им в этом мордовские жители: собирали деньги, продавали свечи, благоустраивали церковь, шили и вышивали одежду для священника, готовили другие ритуальные принадлежности. Интересно, что на Дальнем Востоке православные церкви — редкость. Может быть, потому что люди приезжали в Приморский край в сложное время. Но набожная мордва просто не смогла обойтись без своего небольшого храма. И сегодня церковь, построенная Липатовыми, является гордостью всего поселка Ванино.
Остаться собой
Мордовские переселенцы и сегодня стараются сохранить некоторые традиционные элементы и в приготовлении пищи, и в строительстве жилищ, и в ведении хозяйства, несмотря на то, что живут они теперь в совершенно другой природной среде.
Однако во многом пришлось и подстроиться под матушку-природу. И без того отличные рыбаки, на Сахалине они отточили свое мастерство до совершенства. И сегодня рыба составляет львиную долю рациона мордвы. Однако мордву на Сахалине знают, прежде всего, как опытных земледельцев. Именно они первыми начали строить теплицы в неблагоприятных для огородничества районах.
Несмотря на то, что сахалинские мокшане и эрзяне и по сей день чувствуют, что живут на чужбине, они всеми силами стараются построить вокруг себя «свою маленькую Мордовию».
«Известия Мордовии»