На что жалуются потребители?

03.03.2010 12:49

2 марта в Управлении Роспотребнадзора по РМ состоялась пресс-конференция, на которой специалисты ведомства подвели итоги за минувший год

«Контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в сфере финансовых услуг, в том числе потребительского кредитования, — одно из приоритетных направлений деятельности нашей службы, — подчеркнул заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РМ Владимир Окунев. — На потребительском рынке республики осуществляют деятельность 4 кредитные организации Мордовии, в структуре которых имеются филиалы, дополнительные офисы. Наряду с этим в республике работают филиалы десяти кредитных организаций из других регионов нашей страны. В результате проверок, проведенных специалистами нашего управления в отношении 6 банковских организаций, в каждой из них были выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей при предоставлении услуг потребительского кредитования. По результатам проверок было возбуждено 4 административных дела, юридические лица были привлечены к административной ответственности в виде штрафов».

rospotrebnadzor

Как показывает практика, самым распространенным является нарушение, когда банки при заключении кредитных договоров включают в них условия о взимании единовременного платежа за обслуживание ссудного счета, открываемого заемщику в рамках исполнения кредитного договора, чем нарушают права гражданина как потребителя. Банк не вправе взимать с заемщика — физического лица — комиссию за открытие ссудного счета.

«Ссудные счета не являются банковскими, — поясняет заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РМ Галина Шемсутдинова. — Они используются для отражения в балансе банка образования и погашения ссудной задолженности. Следовательно, действия банка по открытию и ведению ссудного счета нельзя квалифицировать как самостоятельную банковскую услугу».

«Проблемные вопросы на потребительском рынке возникают и в сфере жилищно-коммунальных услуг, бытового обслуживания населения, медицинских и других услуг, — отмечает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РМ Галина Бардина. — В частности, в структуре обращений граждан вопрос порядка начисления платы за электроэнергию занимает свыше 40%. Этот порядок остается непонятным для населения».

К примеру, два дня назад в ведомство обратилась женщина с просьбой разобраться, почему ей необходимо заплатить за электроэнергию такую большую сумму — 5 тысяч рублей. Сотрудники Роспотребнадзора пообещали разобраться в этой ситуации и провести проверку. По словам специалистов, все дело в несовершенстве самой системы расчетов. Получается, что собственники, имеющие индивидуальные приборы учета электроэнергии, несут все бремя расходов, так как жильцам, не имеющим подобных приборов, электроэнергия начисляется в соответствии с нормативом.

«По-прежнему заслуживают внимания вопросы качества реализуемых продуктов питания, удельный вес обращений по ним еще достаточно высок — 14%, — говорит Владимир Окунев. — Актуальной остается проблема качества непродовольственных товаров, реализуемых на вещевых рынках».

«Распространенное нарушение — предоставление потребителю неполной информации о товаре, — рассказывает Галина Шемсутдинова. — Зачастую продавцы сообщают покупателю только стоимость товара. Кроме того, информация о товаре не приводится на русском языке. Все это является грубым нарушением прав потребителя. В такой ситуации суд обычно бывает на его стороне. Потребитель же далеко не всегда знает свои права и нередко сразу соглашается с тем, что предлагает ему продавец».

Галина Бардина отметила недостаточную сознательность малого бизнеса: «Сейчас мы имеем право проводить проверки раз в три года, к тому же представители малого бизнеса заранее знают о нашем визите. Тем не менее мы продолжаем выявлять нарушения в этой сфере. Это говорит о том, что малый бизнес недостаточно сознателен».

По вопросам защиты прав потребителей вы можете обращаться в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Мордовии по телефону 8 (8342) 23-41-30. Специалисты дадут консультацию, посоветуют, что делать в случаях, когда оказаны некачественные услуги, приобретен некачественный товар и т.д. Звонить можно в понедельник, среду и пятницу с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 16.00.

«Вечерний Саранск»