Сельские жители научились обходиться без рейсовых маршрутов
03.03.2010 11:18
Сельские жители часто жалуются: транспортное сообщение внутри районов нарушено, муниципальных автобусов нет, а на такси из села в село и до райцентра не наездишься... Проблемы с пассажирскими перевозками, конечно, есть. Но не все сельчане горюют по утраченным автобусам.
В каждом дворе — машина
В селе Куликово Краснослободского района Мордовии давно забыли, что такое рейсовый автобус от города до села. Однако жизнь села это не парализовало. 12 километров до райцентра непреодолимым препятствием ни для кого не стали.
— Да у нас почти в каждом дворе — своя машина, — говорит ветеран Н.П. Дворянчиков.
Это точно. Редкая семья, если в ней есть мужчина, не имеет личного авто. У Николая Петровича тоже есть «копейка», в конце семидесятых он одним из первых в районе приобрел машину. Их распределяли через райисполком, а Дворянчиков был лучшим в районе механизатором. Правда, за руль он давно не садится — возраст.
Основы благосостояния куликовцы не скрывают: зарплаты небольшие, но зато все активно развивают личные подворья, продают молоко, мясо. Некоторые, чтобы заработать на автомобиль, уезжали на заработки в Москву. Но все возвращаются. Работают в СХПК «Куликовский» или в Краснослободске. В городе многие шоферят, работают водителями на разных предприятиях. От дома до работы — на своих машинах, а там пересаживаются на служебные.
Впрочем, «безлошадные» тоже ежедневно ездят в город. Одни работают, другие учатся в Краснослободске (в техникуме или училище). Они заранее договариваются с соседями или просто выходят в центр села, где до сих пор осталась официальная остановка — только сейчас это остановка школьного автобуса, который подвозит детей из сел Слободские Дубровки, Морд. Парка, Заберезово, Синяково. Кто-то из односельчан обязательно посадит.
Когда несколько лет назад прекратили работу муниципальные автобусы, сельская администрация заключила договор с частным предпринимателем: три раза в неделю приезжала «ГАЗель». Больница, собес, справки на приватизацию — в райцентр нужно ездить и тем, кто работает в селе. Но эти рейсы быстро «отменились»: народ не набирался.
Автобус не помог бы
Николай Петрович в Краснослободск выбирается часто. Он — председатель Совета ветеранов села Куликово, активист районного Совета ветеранов. Ездит с деловыми вопросами в администрацию и по личной необходимости. В аптеку, например, — себе или супруге Марии Степановне лекарство купить. Обоим вот-вот по 80 лет будет. У Марии Степановны ноги больные, сама она ходит с трудом. А сейчас еще Дворянчиковы взялись за переоформление старого дома, нужно собрать много документов. Иногда местные жители и за продуктами в Краснослободск ездят — там и дешевле, и выбор больше, чем в сельском магазине.
— Я и без автобуса доберусь до города в любой момент, — говорит ветеран. — В селе меня каждый знает. В машину посадит любой, кто едет. Раз мимо не проезжают, значит, заслужил я уважение за свою большую трудовую жизнь. Первым делом обращаюсь к соседу, он на своей машине каждый день ездит в город на работу. Конечно, обратно он возвращается поздно. А я, может, уже часа через два еду домой. Тогда иду на автостанцию и за десятку сажусь на любой рейсовый автобус, который идет в нашу сторону. Конечно, от трассы до села — полтора километра пешком. Но ведь все равно кто-то обязательно едет мимо. Редко когда пешком иду.
Другое дело, когда в больницу выбирается Мария Степановна. Для нее полтора километра пешком — непреодолимое расстояние.
— И в этой ситуации обходимся без проблем, — поясняет Николай Петрович. — В городе столько такси — за 120 рублей нас любой довезет от дома к крыльцу больницы. И обратно — тоже.
— Для кого, может, и дороговато, но мы не жалуемся, — рассуждает Мария Степановна. — Пенсию заработали неплохую, дети живут отдельно — у них самих уже внуки есть. И ведь был бы автобус, нас он все равно не выручил бы. Остановка, которой мы всю жизнь пользовались, — в центре села, где сельская администрация, школа. А нам оттуда еще полтора километра до своего дома идти, я столько не дойду. На машине-то лучше.
Приятные бонусы
А уж в услугах такси недостатка в районе точно нет. На кольце, которое служит главной транспортной развязкой города, — десятки машин с шашечками. В администрации района пояснили: официально зарегистрировано 6 служб такси. И хоть такси — услуга явно не эконом-класса, спрос на них есть. Тем более, что в борьбе за клиента службы такси вводят приятные бонусы. Например, пятая поездка — бесплатно. Пассажир получает от водителя карту клиента. Каждый раз, когда он расплачивается, водитель делает отметку на карте. А в пятый раз вместо денег отдает карту.
Друг в беде не бросит
Студенту ПУ № 28 Артуру Григоряну вопросы про автобус вообще непонятны. И хоть в его семье личного авто нет, транспортных проблем не возникает.
— Зачем автобус, когда я и так доеду до училища? — переспрашивает Артур.
Нынче, оказывается, и в училище некоторые ездят на своих машинах. Вернее, на отцовских. Артура и любого другого друзья подвозят и утром, и после учебы.
Бывший школьный автобус
В принципе, совсем без транспорта село не осталось. Кроме школьного «ПАЗа», который используется исключительно для подвоза детей, здесь есть «ГАЗель» и11-местный «УАЗ». «ГАЗель» для своих нужд приобрело сельхозпредприятие. По просьбе сельчане могут и на ней доехать до города. «УАЗик», который в 2005 году поступил в район для школьных перевозок, теперь числится за детским садиком. После вмешательства прокуратуры автобусы, полученные в то время, признаны несоответствующими для школьных перевозок. К тому же в Куликовской школе увеличилось число подвозимых детей. Но «УАЗик» остался в селе. При необходимости выехать в райцентр работники сельской администрации садятся на этот «УАЗ», попутно берут тех, кому тоже надо в город. И когда не попутно, а пенсионеры собрались в город, водитель довозит их. Без платы за проезд.
— Я бы и рад взять с них денег, да никто не дает, — шутит водитель Иван Потапов.
Иван Андреевич с самого начала работал на этой машине — возил детей. Сейчас ездит на новом школьном «ПАЗе» — в 7.15 уже выезжает. После обеда развозит детей по домам. А пока они учатся, он за баранкой «УАЗа».
Цена вопроса
Согласно ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования относится к полномочиям муниципалитета.
В Краснослободском районе, как разъяснил начальник управления промышленности С.В. Поляков, работает 2 автобусных маршрута. Один — протяженностью 15 км — от села Плужное (в Ельниковском направлении) до села Преображенское, которое привычно называют Учхоз (дорога на Саранск). 3 «ГАЗели» и «ПАЗ» ездят с интервалом в час. Второй маршрут — от города до Русского Маскина, «ГАЗель» — 3 раза в день.
Но это частный транспорт, после банкротства автоколонны пассажирскими перевозками занялся индивидуальный предприниматель С.Н. Елгаев. Пенсионеры, инвалиды, ветераны ездят без льгот.
Стоимость билетов согласовывалась с районной администрацией. От города до Рус. Маскина — 12 км, это стоит 25 рублей. До Преображенского 7 км — 15 рублей. Нельзя сказать, что расценки устраивают всех пассажиров, но выбор у них небольшой: либо так, либо на такси.
И Краснослободск остался без прямого автобуса до Саранска. Много проходящих: из Ельников, Атюрьева, Теньгушева, Торбеева, Яваса. Но когда был свой автобус, из района он выезжал в 6.25. В 9 часов люди уже были в Саранске. Теперь раньше 7 часов из Краснослободска не уедешь. Конечно, есть такси, за 900 рублей в Саранск — в любое время суток.
Вероятно, местным властям предстоит решить этот вопрос совместно с предпринимателями.
В каждом дворе — машина
В селе Куликово Краснослободского района Мордовии давно забыли, что такое рейсовый автобус от города до села. Однако жизнь села это не парализовало. 12 километров до райцентра непреодолимым препятствием ни для кого не стали.
— Да у нас почти в каждом дворе — своя машина, — говорит ветеран Н.П. Дворянчиков.
Это точно. Редкая семья, если в ней есть мужчина, не имеет личного авто. У Николая Петровича тоже есть «копейка», в конце семидесятых он одним из первых в районе приобрел машину. Их распределяли через райисполком, а Дворянчиков был лучшим в районе механизатором. Правда, за руль он давно не садится — возраст.
Основы благосостояния куликовцы не скрывают: зарплаты небольшие, но зато все активно развивают личные подворья, продают молоко, мясо. Некоторые, чтобы заработать на автомобиль, уезжали на заработки в Москву. Но все возвращаются. Работают в СХПК «Куликовский» или в Краснослободске. В городе многие шоферят, работают водителями на разных предприятиях. От дома до работы — на своих машинах, а там пересаживаются на служебные.
Впрочем, «безлошадные» тоже ежедневно ездят в город. Одни работают, другие учатся в Краснослободске (в техникуме или училище). Они заранее договариваются с соседями или просто выходят в центр села, где до сих пор осталась официальная остановка — только сейчас это остановка школьного автобуса, который подвозит детей из сел Слободские Дубровки, Морд. Парка, Заберезово, Синяково. Кто-то из односельчан обязательно посадит.
Когда несколько лет назад прекратили работу муниципальные автобусы, сельская администрация заключила договор с частным предпринимателем: три раза в неделю приезжала «ГАЗель». Больница, собес, справки на приватизацию — в райцентр нужно ездить и тем, кто работает в селе. Но эти рейсы быстро «отменились»: народ не набирался.
Автобус не помог бы
Николай Петрович в Краснослободск выбирается часто. Он — председатель Совета ветеранов села Куликово, активист районного Совета ветеранов. Ездит с деловыми вопросами в администрацию и по личной необходимости. В аптеку, например, — себе или супруге Марии Степановне лекарство купить. Обоим вот-вот по 80 лет будет. У Марии Степановны ноги больные, сама она ходит с трудом. А сейчас еще Дворянчиковы взялись за переоформление старого дома, нужно собрать много документов. Иногда местные жители и за продуктами в Краснослободск ездят — там и дешевле, и выбор больше, чем в сельском магазине.
— Я и без автобуса доберусь до города в любой момент, — говорит ветеран. — В селе меня каждый знает. В машину посадит любой, кто едет. Раз мимо не проезжают, значит, заслужил я уважение за свою большую трудовую жизнь. Первым делом обращаюсь к соседу, он на своей машине каждый день ездит в город на работу. Конечно, обратно он возвращается поздно. А я, может, уже часа через два еду домой. Тогда иду на автостанцию и за десятку сажусь на любой рейсовый автобус, который идет в нашу сторону. Конечно, от трассы до села — полтора километра пешком. Но ведь все равно кто-то обязательно едет мимо. Редко когда пешком иду.
Другое дело, когда в больницу выбирается Мария Степановна. Для нее полтора километра пешком — непреодолимое расстояние.
— И в этой ситуации обходимся без проблем, — поясняет Николай Петрович. — В городе столько такси — за 120 рублей нас любой довезет от дома к крыльцу больницы. И обратно — тоже.
— Для кого, может, и дороговато, но мы не жалуемся, — рассуждает Мария Степановна. — Пенсию заработали неплохую, дети живут отдельно — у них самих уже внуки есть. И ведь был бы автобус, нас он все равно не выручил бы. Остановка, которой мы всю жизнь пользовались, — в центре села, где сельская администрация, школа. А нам оттуда еще полтора километра до своего дома идти, я столько не дойду. На машине-то лучше.
Приятные бонусы
А уж в услугах такси недостатка в районе точно нет. На кольце, которое служит главной транспортной развязкой города, — десятки машин с шашечками. В администрации района пояснили: официально зарегистрировано 6 служб такси. И хоть такси — услуга явно не эконом-класса, спрос на них есть. Тем более, что в борьбе за клиента службы такси вводят приятные бонусы. Например, пятая поездка — бесплатно. Пассажир получает от водителя карту клиента. Каждый раз, когда он расплачивается, водитель делает отметку на карте. А в пятый раз вместо денег отдает карту.
Друг в беде не бросит
Студенту ПУ № 28 Артуру Григоряну вопросы про автобус вообще непонятны. И хоть в его семье личного авто нет, транспортных проблем не возникает.
— Зачем автобус, когда я и так доеду до училища? — переспрашивает Артур.
Нынче, оказывается, и в училище некоторые ездят на своих машинах. Вернее, на отцовских. Артура и любого другого друзья подвозят и утром, и после учебы.
Бывший школьный автобус
В принципе, совсем без транспорта село не осталось. Кроме школьного «ПАЗа», который используется исключительно для подвоза детей, здесь есть «ГАЗель» и
— Я бы и рад взять с них денег, да никто не дает, — шутит водитель Иван Потапов.
Иван Андреевич с самого начала работал на этой машине — возил детей. Сейчас ездит на новом школьном «ПАЗе» — в 7.15 уже выезжает. После обеда развозит детей по домам. А пока они учатся, он за баранкой «УАЗа».
Цена вопроса
Согласно ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования относится к полномочиям муниципалитета.
В Краснослободском районе, как разъяснил начальник управления промышленности С.В. Поляков, работает 2 автобусных маршрута. Один — протяженностью 15 км — от села Плужное (в Ельниковском направлении) до села Преображенское, которое привычно называют Учхоз (дорога на Саранск). 3 «ГАЗели» и «ПАЗ» ездят с интервалом в час. Второй маршрут — от города до Русского Маскина, «ГАЗель» — 3 раза в день.
Но это частный транспорт, после банкротства автоколонны пассажирскими перевозками занялся индивидуальный предприниматель С.Н. Елгаев. Пенсионеры, инвалиды, ветераны ездят без льгот.
Стоимость билетов согласовывалась с районной администрацией. От города до Рус. Маскина — 12 км, это стоит 25 рублей. До Преображенского 7 км — 15 рублей. Нельзя сказать, что расценки устраивают всех пассажиров, но выбор у них небольшой: либо так, либо на такси.
И Краснослободск остался без прямого автобуса до Саранска. Много проходящих: из Ельников, Атюрьева, Теньгушева, Торбеева, Яваса. Но когда был свой автобус, из района он выезжал в 6.25. В 9 часов люди уже были в Саранске. Теперь раньше 7 часов из Краснослободска не уедешь. Конечно, есть такси, за 900 рублей в Саранск — в любое время суток.
Вероятно, местным властям предстоит решить этот вопрос совместно с предпринимателями.
«Известия Мордовии»