Министр культуры России оценил самобытность Мордовии

24.02.2010 12:46

Еще в январе, встречаясь с Председателем Правительства страны Владимиром Путиным, министр культуры России Александр Авдеев заявил о своем намерении посетить Мордовию, дабы на месте обсудить современное состояние российских театров, а также ознакомиться с ходом строительства и реконструкции ряда важнейших объектов. Запланированная поездка состоялась спустя три недели.

Непосредственным поводом к ней послужило выездное заседание президиума образованного при министерстве Координационного совета по культуре. В функции данного органа входит, прежде всего, координация деятельности властных структур при реализации основных направлений государственной политики в сфере культуры. Причем входящие в его состав руководители региональных министерств и управлений крайне редко собираются в Москве. Ведь все насущные вопросы лучше видны в провинции. Да и положительный опыт их решения обычно накапливается именно здесь.

avdeev-merkushkin

Мордовские приоритеты Александр Авдеев определил довольно быстро: «Видно, что развитию культуры республиканские власти уделяют первостепенное внимание, — отметил он, открывая заседание. — И это правильно. Культура и образование — самое ценное, что есть у человека, его центрообразующее, мировоззренческое начало, где закладываются духовно-нравственные основы личности, формирующие в конечном итоге среду обитания и благосостояние всего общества».

«Остаточный принцип», на основе которого, как правило, финансируется культура, по словам министра, едва ли применим в отношении нашей республики. Труд работников музеев, театров, библиотек и прочих учреждений оценивается в общем-то на должном уровне. По крайней мере, их зарплата несколько выше, нежели в большинстве других российских субъектов. Данное обстоятельство, может быть, не определяющее, но довольно важное, позволяет привлекать в сферу молодежь.

Мордовия, впрочем, в разряд «культурной провинции» давно не входит. Министр, прежде служивший на дипломатическом поприще, вспомнил, с каким восторгом рассказывали о ней его друзья — уроженцы республики Борис Панкин, возглавлявший в свое время МИД CCCР, и Валерий Кеняйкин, проработавший послом в Италии: «Я много слышал от них об Эрьзе. Но впечатление от просмотра нескольких его произведений в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО превзошло все ожидания. Теперь мечтаю увидеть полную коллекцию его скульптур в Саранске».

Глава Мордовии Николай Меркушкин, в свою очередь, напомнил, что одним великим скульптором мордовская культура не ограничивается. Хотя было время, когда восстанавливать ее приходилось буквально по крупицам. Первым, довольно робким шагом стала битва за РДК. В начале 1990-х годов проворные коммерсанты едва не превратили его в подобие базара. И республика через суд доказывала свои права на здание.

Позже, когда в бюджете наконец-то появились деньги, удалось провести реконструкцию музея изобразительных искусств и драмтеатра, организовать сразу целый ряд творческих фестивалей, моментально завоевавших популярность как в регионе, так и далеко за его пределами. Среди них — «Лиса», «Декабрьские дивертисменты», «Вейсэ jazz», театральные "Соотечественники«… А состоявшийся три года назад форум культур финно-угорских народов и вовсе получил отклик в разных точках планеты.

Наглядным подтверждением правильности проводимой в области культуры политики явился и республиканский фестиваль «Шумбрат, Мордовия!». Задуманный как общереспубликанский, он сумел консолидировать общество. Среди участников — не только профессиональные, но и самодеятельные артисты. Возраст — от детсадовского до пенсионного. Отборочные туры идут и в городах, и в отдаленных деревнях. Дошло до того, что Министерство культуры начало устраивать даже дополнительные гала-концерты и продавать на них билеты, поскольку от желающих насладиться искусством доморощенных талантов не было отбоя.

Теперь на очереди — мероприятия в рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. К данному событию приурочено строительство многих объектов — от театра оперы и балета, нового корпуса института национальной культуры до библиотек, общежитий, клубов.

Однако вопрос вопросов — кто и, самое главное, как будет работать в этих «очагах культуры». Участники заседания обсудили перспективы участия государства в деле повышения квалификации и переподготовки специалистов различных учреждений, внедрения в их деятельность заданий и нормативов финансирования услуг. Также был рассмотрен ход подготовки к предстоящему празднованию юбилея Победы.

Александр Авдеев с удовлетворением заметил, что конкурс в творческие вузы остается стабильно высоким. И это притом, что в массе своей они сохранили советскую, а правильнее сказать — имперскую систему подготовки кадров, отказавшись от магистратур и бакалавриатов. В нее вносятся лишь незначительные изменения, обусловленные современными реалиями. Год от года возрастает потребность и в музеях. Во времена СССР обеспеченность ими составляла 100 процентов. Сегодня — около восьмидесяти. Но не потому, что учреждения закрываются. Просто люди стали более активно тянуться к прекрасному. Скажем, счет музеям современной живописи, казалось бы, совсем недавно шел на единицы. А сейчас они создаются даже в глубинке. «Момент весьма отрадный, — подчеркнул Александр Авдеев. — Ведь величие России кроется в ее многообразии, богатейшем культурном наследии и только затем — в военной силе».

Помимо обсуждения насущных проблем развития культуры, встречи с творческой интеллигенцией Мордовии, посещения Республиканской музыкальной школы-интерната, кафедрального собора и музея изобразительных искусств программа пребывания федерального министра в Саранске предусматривала также знакомство с ходом работ в строящемся театре оперы и балета.

«Ему, конечно, будет трудно тягаться с Мариинкой и Большим театром, реконструкцию которых я курирую. Но и в его компактности есть свои плюсы, — поделился своими впечатлениями Александр Авдеев. — Надеюсь, внешне по красоте и отделке они будут похожи. Главное, на завершающем этапе работ уйти от мрачного или же вызывающе нелепого стиля семидесятых годов прошлого столетия. Архитектура вашего театра должна быть устремлена в будущее. И логика стройки видна уже сейчас, что не может не радовать».

«Вечерний Саранск»