Почему не все выпускники вузов трудоустраиваются по специальности?
23.02.2010 15:49
Конец учебного года — как ни отдаляй этот момент — уже близок. Душевные терзания одиннадцатиклассников связаны с тем, что им предстоит сделать непростой выбор. Выбор профессии для многих — первый самостоятельный взрослый поступок. Как не ошибиться, сделать так, чтобы специальность и по душе была, и в скором будущем могла прокормить? У выпускников вузов вопрос стоит куда острее и связан он с поиском уже конкретного места работы.
Против молодого человека, желающего найти достойное применение своим знаниям, таланту, амбициям, — множество обстоятельств, осложняющих трудоустройство. Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных Региональным центром содействия трудоустройству выпускников вузов Мордовии.
— Анализируя ситуацию в университете, приходится констатировать, что количество выпускников вуза, трудоустраивающихся по специальности, уменьшается, — говорит руководитель Регионального центра содействия трудоустройству выпускников вузов РМ Алексей Макаркин. — В 2006 году работу по специальности нашли 63,6% выпускников бюджетной формы обучения, в 2009 году — 50,1%. В целом по вузу к 2009 году этот показатель ухудшился на 6,7%. С 0,9% в 2007 году до 2,3% — в 2009-м увеличилась доля выпускников, зарегистрированных в Центрах занятости населения. Вместе с тем растет число выпускников, устраивающихся на работу за пределами Мордовии. Статистика показывает, что в течение 3-7 лет после окончания вуза в другие регионы выезжают 24% выпускников.
— В чем же проблема: в республике нет работы или молодой человек не способен на эффективный поиск работы?
— Безусловно, проблема первого трудоустройства существует. И причина не только в отсутствии у молодого человека опыта работы, навыков профессиональной адаптации. Необходимо отметить несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг, отсутствие системы регулирования спроса и предложения. Еще одна проблема — недоступность вакансий для выпускников. В открытом доступе для выпускников — только 21% вакансий, имеющихся в организациях.
— Выходит, служба занятости, обязанная помогать с трудоустройством, плохо работает?
— Центр трудоустройства выпускников работает полтора года, однако в одиночку с этой проблемой нам не справиться. Например, в 2009 году сотрудники нашего центра разослали 305 письменных запросов. Помимо этого, мы постоянно созваниваемся с кадровыми службами предприятий. Результатом сбора информации стала база данных, содержащая более 600 предложений. В первую очередь мы обращаемся на крупные предприятия, где может быть много вакансий. Хотя в 2010 году география поиска увеличилась до 655 организаций, охватить все малые предприятия мы, к сожалению, пока не можем. А в этой сфере тоже появляются вакансии, хоть и в небольшом количестве. Но еще дело в том, что в большинстве случаев имеет место протекционное трудоустройство, то есть нам просто не предоставляют информацию об имеющихся вакансиях.
— Сейчас в вузах практикуется целевая контрактная подготовка. Разве эта форма — не залог обеспечения предприятий нужными кадрами?
— Это одна из форм взаимодействия вуза и предприятия в плане трудоустройства выпускников. Но и она не работает на 100 процентов. В прошлом году 341 студент, учившийся на основе целевой (контрактной) подготовки, окончил учебу в вузе. Но только 89 человек, а это лишь 26%, устроились на работу в соответствии с договорами.
— Но это нарушение условий контракта.
— Да. Первая причина у парней — призыв в армию. Но есть случаи, когда выпускник отказывается работать на предприятии, с которым заключал договор. Минсельхоз, который пять лет выплачивал этому студенту вторую стипендию, обязывает вернуть всю сумму. И на этом ситуация считается разрешенной. Мы предлагаем совершенствовать систему целевой контрактной подготовки специалистов: вместо трехсторонней ввести четырехстороннюю форму договоров. Четвертой заинтересованной стороной должно быть министерство или иное республиканское ведомство. Это повысит качество отбора целевиков и закрепляемость молодых специалистов в республике. Договора целесообразнее заключать со студентами 4-х курсов.
ЕГЭ на подходе
Специальность |
Количество выпускников 2009 года,
трудоустроенных по специальности |
«Педиатрия»* |
95,7% |
«Лечебное дело»* |
87,4% |
«Народное художественное творчество»** |
83,3% |
«Картография» |
77,3% |
«Дизайн» |
70% |
«Автоматизированные системы
обработки информации и управления» |
68% |
«Химия» |
66,7% |
«Дирижирование» ** |
66,7% |
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» |
66,7%
|
«Промышленная электроника» |
58,8% |
«Промышленное и гражданское
строительство» |
58,8% |
«Городское строительство и хозяйство» |
57,1%
|
«Юриспруденция» |
55,1% |
«Автомобильные дороги и аэродромы» |
35,1%
|
«Зоотехния» |
31,8% |
«Агрономия» |
21,2% |
«Механизация сельского хозяйства» |
16,7% |
«Политология» |
16% |
«География» |
14,3% |
«Геоэкология» |
11,8% |
«Культурология» |
9,1% |
*Данные о трудоустройстве выпускников медицинских профессий собраны на основе официальных данных о распределении, а остальные — на основе опроса выпускников
** На творческих специальностях выпуск, как правило, небольшой: «Народное художественное творчество» — 12 человек, «Дирижирование» — 7 человек.
ЕГЭ на подходе
На то, чтобы определиться с ЕГЭ по выбору, у одиннадцатиклассников остаются последние дни. Заявления с перечнем экзаменов они должны написать до 1 марта. Правда, в прошлом году срок подачи заявлений сначала тоже был ограничен этой датой, а потом неоднократно переносился.
Как и прежде, 2 экзамена являются обязательными для выпускников школ этого года: русский язык и математика. Аттестат о среднем образовании выпускник получит только при положительном результате по этим ЕГЭ. Остальные предметы — по выбору.
В заявлении можно указать любое количество предметов. Нынешние школьники подают заявления на сдачу ЕГЭ в свою школу. Выпускники прошлых лет, студенты техникумов, колледжей, училищ, иностранные граждане — в городское или районное управление образования.
В проекте приказа руководителя Рособрнадзора определены следующие сроки проведения ЕГЭ-2010:
27 мая — информатика, биология, литература;
31 мая — русский язык;
4 июня — обществознание, география;
7 июня — математика;
11 июня — иностранные языки, химия;
15 июня — история, физика.
Для тех, кто имеет право на досрочную сдачу ЕГЭ, экзамены пройдут с 20 по 30 апреля.
«Известия Мордовии»