Мокшанский полк на сопках Маньчжурии
11.02.2010 13:55
Как уже сообщали «ИМ», в Эрьзинском музее по ул. Коммунистической, 61 открылась документальная выставка, посвященная 105-летию окончания Русско-японской войны 1904–1905 годов. Кроме подлинных почтовых фотооткрыток, запечатлевших боевые сражения и фронтовые будни того периода, вниманию посетителей предлагаются и личные вещи, принадлежавшие участникам тех боевых сражений, их письма родным, военные награды. И, безусловно, особый интерес местной публики привлекают материалы, связанные с уроженцами Мордовии.
«Мордва славились отвагой и смекалкой»
— А почему к теме Русско-японской войны обратился 37-летний житель Самары Сергей Безруков, чья коллекция послужила основой этой экспозиции?
— Еще школьником занимаясь судомоделизмом, — поясняет коллекционер, — я серьезно увлекся историей российского флота, который к началу ХХ века был одним из сильнейших в мире. Потому особое недоумение до сих пор вызывает поражение российской армии в борьбе с Японией, в ту пору лишь приступившей к созданию военно-морских сил. Однажды приятель показал мне старинную фотографию своего деда, участвовавшего в российско-японской войне. И чуть позже, кроме моделей кораблей, я начал собирать открытки с видами военных судов, фотопортретами офицеров и рядовых матросов и солдат, а также другие документальные свидетельства тех событий — различные книги, журналы, газеты, издававшиеся как у нас в стране, так и за рубежом, награды Японской и Российской империи.
— А из ваших предков никто не участвовал в Российско-японской войне?
— Таких сведений мне выяснить не удалось...Впрочем, кто знает?.. После 1917 года многие боялись даже упоминать о причастности своих близких к тем событиям. Ведь русские солдаты присягали императору, а при советской власти это считалось клеймом. Недавно 96-летняя старушка мне шепотом рассказала, как её мама топором рубила георгиевские кресты, которыми наградили ее мужа, героически сражавшегося с японцами, чтобы скрыть от посторонних, что он служил в царской армии. Хотя тысячи людей, присягавших царю, боролись не за монарха, а защищали Родину, нередко жертвуя собственными жизнями.
— И среди них были уроженцы Мордовии?
— Причем немало. Целых четыре пехотных полка — Инсарский, Дрисский, Чембарский и Мокшанский. Это уникальный случай. Кстати, Николай II сам лично провожал их перед отправкой на фронт, вручив каждому рядовому по рублю.
Вообще, уроженцы Мордовии славились не только статью, но и храбростью. Даже в элитном экипаже броненосца «Император Александр III», куда моряков строго подбирали по росту, выправке и интеллекту, кочегарным квартирмейстером служил Федор Капылов, родом из Галицинской волости Саранского уезда.
В Чембарский полк отбирались не просто физически крепкие, но и смекалистые. Приведу лишь один пример. В разгар японских атак в сентябре 1904 года рядовой В.Т.Рябов добровольно вызвался под видом «китайца» разведать систему вражеских укреплений. Он действительно обладал отменными актерскими способностями и проник-таки на территорию противника, добыл и успел передать своим ценнейшие сведения. Правда, сам попал в плен, но отказался давать какие-либо показания, и его расстреляли.
В атаку под звуки оркестра
— А Мокшанский полк начал создаваться еще в период Русско-турецкой войны 1877 г., — поясняет Безруков. — В 1905-м мокшанцы сразу попали в самое пекло боевых сражений между Мукденом и Леояном. Более 10 дней упорно обороняясь и яростно контратакуя, они удерживали позиции у железной дороги, не позволяя японцам окружить русскую армию. Оказавшись в жестокой блокаде, практически без продовольствия и боеприпасов, они, тем не менее, ни на пядь не отступили. Тяжело контуженный полковник Павел Побыванец до последнего держался в строю и в наиболее сложные минуты командовал: «Знамя вперед! Оркестр вперед!». Под звуки оркестра с кличем «Ура!» мокшанцы отважно бросались в штыковую и отбивали атаки врага.
— Солдаты шли в бой за знаменем и оркестром?
— Да, в русской армии оркестры являлись неотъемлемой составляющей единицей, музыка поддерживала в бойцах необходимый психологический настрой. Так вот, 27 февраля 1905 года, когда силы оборонявшихся мокшан уже были на исходе, вдруг опять заиграл духовой оркестр, возглавляемый капельмейстером Ильей Шатровым. И полк сумел-таки прорвать кольцо окружения. Из 4 тысяч человек уцелело менее 700 бойцов, а из 60 оркестрантов — лишь 7 музыкантов. Все они впоследствии были отмечены Георгиевскими крестами. Позже Шатров сочинил вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвятив его погибшим товарищам.
— Его произведение теперь известно во всем мире, но только под усеченным названием.
— Все дело в том, что вальс вскоре завоевал широкую популярность. Но когда его впервые записали на граммофонную пластинку, на кружочке, где указывается имя автора, исполнителей, не хватило места для длинного названия произведения и из него «выпали» два первых слова. Зато в моей коллекции есть самый первый нотный текст этого вальса, изданный в 1906 году.
Фотоальбом ценою в иномарку
— Михаил, а каким образом вы находите такие раритеты?
— Я не просто коллекционирую свидетельства Русско-японской войны, но стараюсь узнать максимум подробностей о тех событиях и людях, к ним причастным. Открытки, награды, газеты, альбомы выставляются на международных аукционах.
— Недешевое у вас увлечение. Кстати, по образованию вы — историк?
— Нет, у меня техническое образование. Я даже успел пять лет поработать учителем «трудовой подготовки» и «инфоматики». Увы, останься я преподавателем, вряд ли бы мне удалось собрать свою коллекцию на зарплату школьного педагога. Сейчас я являюсь техническим директором крупного промышленного предприятия.
— А как родные относятся к вашему увлечению?
— С пониманием. Они, конечно, догадываются, что раритеты достаются мне не даром. Но я не конкретизирую, какую сумму отдал за ту или иную медаль, открытку.
— И все-таки, дорого?
— Ну, допустим, в обмен на один иллюстрированный альбом Прокудина — Горского мне предлагали «крутейший» импортный автомобиль.
— Отказались?
— Естественно. Таких автомобилей — тысячи. А альбом С.М. Прокудина — Горского — уникален. Сергей Михайлович был непревзойденным изобретателем. Ученик великого Менделеева, он, кроме того, являлся членом двух Императорских обществ — географического и технического. Он, кстати, первый начал делать цветные фотографии. Сам Николай II предложил ему устроить выставку в Эрмитаже. Его научные труды до сих пор переиздаются и пользуются спросом во многих зарубежных странах. Между прочим, даже братья Люмьер, считающиеся родоначальниками кинематографии, тоже обращались за профессиональной консультацией к Прокудину — Горскому.
— Но в вашей коллекции черно-белые фотокарточки...
— Зато за каждой — целая история. Есть, например, снимок 14-летнего трижды георгиевского кавалера Коли Зуева. Его родители работали на строительстве Китайско-Восточной железной дороги. Русскую деревню, где жили Зуевы, заняли японские войска. Коля «подружился» с японским офицером и тайком выкрал из его планшета карту оборонительных укреплений, отнес её ближайшему русскому полку, за что получил Георгиевский крест. Японцы, обнаружив пропажу, посадили паренька под арест. А он, сделав подкоп, выбрался из заточения, снял затворы с японских пушек и отнес их русским. Правда, нашим они не пригодились, так как по параметрам не подходили орудиям отечественного производства. Но за вывод из строя вражеских орудий Николай получил еще одного «Георгия».
Личный интерес
— Владельцы частных коллекций не очень охотно открывают свои сокровища посторонним. А почему вы решили показать их публике?
— Мне захотелось напомнить современникам о подвигах наших предков в борьбе с японцами. У меня есть поименные данные о личном составе всех российских полков — с указанием даты и места рождения участников войны 1904-1905 гг. Будет здорово, если кто-то найдет в списках своего деда, прадеда. А мне, в свою очередь, небезынтересно узнать побольше подробностей о судьбе героев, их семей.
— Потомки героев уже находятся?
— Да. Однако, признаюсь, в Мордовии мне еще хочется обнаружить своих родственников. Мой прадед (по маминой линии) Сергей Трифонович и дед Владимир Сергеевич Маркеевы отсюда родом. Дедушка до 1936 года работал главным механиком на местной махорочной фабрике. Его очень ценили как грамотного инженера. Жалко, что потерялись родственные контакты. Но, надеюсь, теперь кто-нибудь отзовется, и нам удастся восстановить разорванные семейные
«Известия Мордовии»