«Замотала эта «Школа»!

11.02.2010 10:59

Так получилось, что не самый рейтинговый сериал «Школа» (во всяком случае, его рейтинг значительно уступает «Кармелите») вызвал большой ажиотаж в обществе. Его обсуждают дома, в школе, в Интернете — и сами подростки, и их родители, и учителя на педсоветах. В гостиной «Известий Мордовии» суждениями о радикальном сериале про подростков (так презентует его Первый канал) обменялись школьники и взрослые. На «круглый стол» в редакцию пришли ученики школы № 25 и лицея № 26 г. Саранска, педагог-психолог лицея № 26 Людмила Викторовна Давыдова, старший лейтенант милиции — старший школьный инспектор Алексей Сергеевич Николаев (работает в школе № 16 и лицее № 43), кандидат исторических наук Светлана Сергеевна Еремина, воспитывающая двух дочек — учениц 5 и 7 класса, и будущие учителя — студенты пединститута. Правда, такого человека, который видел все серии «Школы», найти не удалось.

С ног на голову

С.С. Еремина:
— Из-за этого фильма родители стали бояться школы, учителей, они не доверяют педагогам. Но разве наши школы такие, как в сериале? Я знакома с ситуацией не только в саранских, но и в московских, питерских школах. Да, процентов десять учителей похожи на тех, что мы видим в сериале — но и это, скорее, в столичных, а не периферийных школах. И ученики показаны не в лучшем свете. Такие дети, как исключение из правил, есть в каждом классе. А в «Школе» все перевернули с ног на голову: девочка, которая не хочет пить пиво, ведет себя аномально, одноклассникам «приходится» насильно вливать ей в рот пиво.

Алена Алексеева (11 класс):
— А я не могу представить, чтобы моя ровесница подошла к учителю и стала приставать с грязными намеками или кто-то из наших мальчишек открыто приставал к учительнице. И почему-то самой школы в «Школе» нет. Там что, совсем нет ни школьных конкурсов, ни олимпиад? У нас каждую неделю проходит какой-нибудь конкурс.

«ИМ»:
Противники сериала говорят, что «Школа» формирует у молодежи определенный стереотип поведения — как у героев сериала. Подростки действительно чему-то учатся, подражают?

Катя Кряжева (11 класс):
— Наверное, наши ровесники более осознанно смотрят сериал — уж мы-то знаем, что к чему. Но у меня есть маленькая сестра, так вот она все понимает буквально, и уже думает, что, когда пойдет в школу, там все так и будет.

Настя Мамонкина (11 класс):
— А я думаю о том, какое у нее может сложиться впечатление о профессии учителя... Что учитель — никто, с ним можно вести себя как хочешь...

Саша Чемоданов (11 класс):
— Конечно, фильм неприятный. Но, может быть, он просто показывает деградацию общества? Конечно, преувеличивает, но таким образом обращает внимание на проблему.

В Европе — по платным каналам

«ИМ»:
— Сериал вызвал недовольство учителей. Их возмутили образы, в которых предстают учителя. Все — неправда? Виноваты родители, общество, а учителя, выходит, безупречны?

С.С. Еремина:
— Ну почему же... В любом педколлективе есть слабые звенья. А после этого сериала молодые талантливые ребята разве пойдут в школу? Не было бы такого резонанса в обществе, если бы сериал показывал не Первый канал и не в полседьмого вечера. Я общалась с подругой, которая теперь живет во Франции. Она поражена: там такие фильмы тоже есть, но их показывают только по платному каналу и в более позднее время. А что, если Мордовии в это время ставить в эфир свои передачи? Но боюсь, Первый канал через суд потребует защиты своих интересов. А интересы меня как мамы, педагога и просто человека совершенно не учитываются.

А.С. Николаев:
— Да, авторитет школы сильно упал. Что говорят родители? Встречаю я как-то родительницу и спрашиваю: «Из школы идете? Что нового?» А она отвечает: «Ничего нового. Замотали уже — опять на родительском собрании собирали деньги».

С.С. Еремина:
— Ужасно, что школу поставили в такие условия.

А.С. Николаев:
— А ведь она и при ребенке так скажет: «Замотала твоя школа». А потом и он скажет: «Да замотала меня эта школа».

«Папины дочки» и иже с ними

С.С. Еремина:
— Дело не только в «Школе». «Папины дочки», «Универ», «Счастливы вместе» надо запретить. Я своим девчонкам это запретила. Просто однажды я увидела, как дочь похлопывает отца по плечу: «Привет, папанька». Я узнала интонацию из «Папиных дочек».

«ИМ»:
— Разве запрет — действенная мера? Может, лучше посмотреть вместе с ребенком и объяснить, что хорошо, а что плохо?

С.С. Еремина:
— Взрослым детям объяснить можно. А тем, кто помладше? Они могут и не понять. Вот у нас правило: в это время дети делают уроки или занимаются в спортивной секции.

«ИМ»:
— Но не все могут занять детей в это время. Что делать, если родители только к восьми вечера приходят с работы?

С.С. Еремина:
— Я тоже не могу контролировать каждую минуту, поэтому в свое время просто сбила настройки на канал «Джетикс». Психологи запрещают смотреть детям такие мультики. И СТС сбила бы, были бы дети помладше. Но там мы смотрим «Галилео» — отличная познавательная передача для подростков.

«ИМ»:
— Последний вопрос — к пятикурснику. Пойдешь работать в школу? То, что видел в сериале, не напугало?

Александр Голубев:
— Кроме сериала, я видел и реальную школу. Только что закончилась практика, я работал в 9 и 11 классе. Я ориентируюсь на то, что видел сам. Работа с детьми не пугает. Но по материальным соображениям, скорее всего, буду искать другую работу.

Учителям смотреть рекомендуется

Л.В. Давыдова:
— А я думаю, этот фильм нужно посмотреть учителям. Это фильм не для детей, а для взрослых. И как раз взрослого он многому научит. Вот только показывают его в полседьмого вечера, когда телевизор смотрит и младшая аудитория, дети, которые еще не понимают, что хорошо и что плохо.

С.С. Еремина:
— Согласна. Одно дело, когда ночью в «Закрытом показе» показали фильм того же режиссера «Все умрут, а я останусь». Фильм, который призван обратить внимание на проблемы подрастающего поколения, проблемы нашей школы и общества в целом. И другое дело — настойчиво тыкать нас в эту чернуху каждый вечер. Происходит манипуляция сознанием молодых людей. А ведь есть группа людей, которые поддаются манипуляции. Если противопоставить школу, государство, родителей, то у подростка происходит непонимание, и образуется пустота. А чем он будет заполнять эту пустоту? Кто-то увлечется литературой, кто-то — музыкой, а кто-то будет слушать людей, зазывающих в секты.

А.С. Николаев:
— Я более 4 лет работаю школьным инспектором. Честно скажу, что в саранских школах такого, как в сериале, не происходит. Но предпосылки этих явлений уже есть. Протоколов по статьям, связанным с наркотиками, на несовершеннолетних в Саранске нет. Но курят — через одного. Только звонок с урока прозвенит — все выбегают на улицу. Раньше была ответственность за курение в общественных местах. А сейчас я вижу, что курят, и сделать ничего не могу.

С.С. Еремина:
— А у нас на территории пединститута курение запрещено, за нарушение грозит исключение из вуза.

А.С. Николаев:
— Мы обсуждали это с директором школы. Наложить штраф? А на каком основании? Вы знаете, какие грамотные сейчас родители, чуть чего — бегут в прокуратуру, и виноватой становится школа. Остается только беседовать с родителями, просить, чтобы воздействовали на своих детей.

Л.В. Давыдова:
— Да, работа с родителями у нас не на должном уровне. Когда я работала в другой школе, был такой случай. Ребенок в туалете открыл окно, встал на унитаз и стал курить. Зашла учительница, окликнула его, и мальчик неудачно упал с унитаза. Ушибся, пришлось везти его в травмпункт. Родители написали жалобу: школа нанесла ребенку травму. А о том, что он курил, — ни слова, это нормально.

«Известия Мордовии»