Сегодняшний наш рассказ в рубрике «Чтобы помнили» пойдет об Анатолии Павловиче Карасеве. Он начал воевать тогда, когда для большинства советских людей война уже закончилось. Уже прошло 9 мая 1945 года, Германия капитулировала, в Москве на Красной площади состоялся парад Победы, который принимал маршал Жуков на белой лошади. Но на востоке советской страны еще находился не поверженный враг, который мог нанести удар в любую минуту. Речь идет о милитаристической Японии. Для тех, кто не помнит или не знает, война Советского Союза с Японией велась с 9 августа по 3 сентября 1945 года. Противник был разбит. За 24 дня боев потери наших войск составили не один десяток тысяч человек.
Когда Анатолий Карасев решил стать летчиком? Рано, когда сорванцом бегал по улицам. Ему было около девяти лет, когда Сталин выступил с призывом: «Молодежь на самолеты!» И все стали по мере сил стремиться поддержать это воззвание. В его родное село Ромоданово, показательно прилетел самолет У-2 из саранского аэроклуба. Собрался митинг, и комиссар, прилетевший вместе с летчиком, выступил с докладом о международном положении.
Милитаристическая Япония давно уже мечтала померяться силами со своим могучим соседом. Она уже владела исконно русскими территориями, завоеванными в 1904 году: Курильскими островами, портом Артуром, портом Дальним и южной половиной Сахалина. Но у микадо были планы на большее. Японцы, островитяне по сути, хотели оттяпать себе и часть материка. Им удалось захватить Китай и расположить в Манджурии вдоль границы с Советским Союзом свою довольно мощную Квантунскую армию, численностью более миллиона человек. Япония успела зарекомендовать себя мощным противником после того, как в ноябре 1941 года в порту Перл Харбор (Жемчужная гавань) императорская авиация наполовину разбила тихоокеанский флот США. Нейтрализация американского флота нужна была Японии для того, чтобы обеспечить свободу действий японской армии в Юго-Восточной Азии. Через четыре года аппетиты страны восходящего солнца возросли недалеко была Россия, основательно измотанная прошедшей войной.
Анатолий Павлович вспоминает, как летней ночью их подняли по тревоге, спешно рассадили в товарный вагон и повезли на восток. Двигались окружной дорогой, через Казахстан. Транссибирская магистраль в то время была занята «под завязку»: шли эшелоны, везли технику. Все двигались на Дальний Восток.
После победы в войне с Японией Карасев вновь стал учиться. Теперь уже в Иркутском военном авиационно- техническом училище. И после его окончания прослужил в армии еще 27 лет. Где только он не побывал! 12 лет служил на Дальнем Востоке. На Украине, в Днепропетровске −5 лет. В составе группы советских войск в Германии 8 лет. Там он командовал эскадрильей, которая располагалась в центральном Берлинском аэропорту Шонефельд. И без малого четыре года в Польше. Окончив службу, стал жить в Днепропетровске. На родину тянуло, но приезжал только в отпуск. Решил вернуться в родные пенаты лишь в восьмидесятых годах.
У Анатолия Павловича на руке небольшая татуировка: авиационная эмблема. Он рассказал, что эта наколка у него еще с училища в Энгельсе. Один курсант сагитировал: " Ребята, представьте, что ваш самолет подобьют, он падает и разбивается на куски. Ваш труп обезображен, и опознать его будет сложно. А по этой наколке всегда узнают..."
В настоящее время Карасев занимается общественной работой: он возглавляет первичную организацию ветеранов, выступает перед школьниками, ведет уроки мужества в библиотеках и в музее боевой и трудовой Славы. Такая натура без дела оставаться не привык.
Семен МИХАЙЛЕВИЧ
РИА «Инфо-РМ»