ШКОЛА или ДОМ-3?
27.01.2010 10:48
Прав был Ильич: важнейшим из искусств для нас было и остается кино. Кстати уж, покончим с известной спекуляцией: никаких «...и цирк», а уж тем более «пока народ беден...» Ленин к этим крылатым словам вовеки не добавлял — Луначарский тому свидетель — кино и баста.
Вождь как в воду глядел. Начавшийся недавно на главном телеэкране страны сериал «Школа» общества, может, и не расколол, но шуму наделал от души. Сам-то я ящик почти не гляжу, но в Интернете гощу регулярно, и вдруг вся тамошняя тусовка как взорвалась: «Школа, Школа!»... Ну, с выбором темы и названием, думаю, всё понятно. Объяви президент год шахтера — был бы «Забой», назначь год крестьянина — сняли бы «Колхоз». Тут у кого надо нос по ветру. Кто надо — Эрнст, его креатив. Другой вопрос, почему мастерить предложил едва оперившейся девице по имени Валерия Гай Германика. Карьеру свою эта барышня начинала, по собственному признанию, в качестве «оператора на порностудии». Да и потом снимала преимущественно хлесткую грязь, пока не заслужила за последний шедевр (стопроцентную чернуху «Все умрут, а я останусь») какой-то приз в Каннах. Что тоже не удивительно. Тенденция ж: нынче все, включая признанных гуру, ударились в «трэш мови» (или «киномусор», термин возник еще лет пятьдесят назад). Балабановский «Груз 200», тарантиновские «Бесславные ублюдки», фонтриеровский «Антихрист» — именно из этого разряда, кто бы чего ни говорил. Ибо чем жестче, тем больше резонансу. Так что выбор Эрнста понятен. И резонанс налицо.
Мнения зрителей полярны. От «ну оч блин класный сериал» (орфографии не меняю) до «полная хня» (извините за цитату, но после «Школы», где еще и не такое в половине седьмого на всю страну лепят, можно, кажется, уже не извиняться). Еще из отзывов. Венедиктов («Эхо Москвы»): «В школе и мы пили, курили, уходили из класса... Это жизнь. Об этом надо говорить». Писатель и, не побоюсь этого слова, друг Быков: «Это хорошее кино... Не нужно обижаться на гипертрофию». Леонтьев («Однако»): «После этого хочется удавить всю молодежь»... Включил запись программы Шевченко «Судите сами» (аналог малаховского «Пусть говорят», только для как бы продвинутой аудитории). А там такие копья ломают, что мама дорогая. С одной стороны — депутаты (разумеется, от КПРФ) и примкнувшие к ним рафинированные интеллигенты: прекратить трансляцию! запретить! спасем детей и оболганных учителей! С другой — самые либералистые либералы: сериал чудесный: язвы вскрывает, общество будоражит, давно пора, а в самой школе хуже, чем есть, уже точно не будет. Те — о вреде, эти — об эстетике. Аргумент «дерьмо» прозвучал раз пятьсот. При этом почти все участники шоу — бывшие или ныне действующие учителя. Противники и защитники сходились лишь в одном: «снято необыкновенно талантливо».
История, вообще, старая. У нас как про школу — так дискуссия. В свое время кое-кто требовал наказать создателей «Доживем до понедельника» (было такое, было, а потом Госпремии давали). «Чучело» так и вообще до самой перестройки с проката сняли — уж больно в глаз, а не мимо. Вот и теперь...
Ну, думаю, надо самому смотреть, из-за чего сыр бор. И случилось страшное: одолев первую серию, тут же врубил вторую, да так все восемь и проглотил. Ощущения, правда, от одной к другой менялись. ПОСЛЕ ПЕРВОЙ: да за что вы эту Германику хвалите-то? Типичное же «За стеклом»! — помните, одно время модно было согнать в закрытое помещение кучу недоумков и следить, как они там с ума сходят. Тоже и тут. Стандартно пестрая компашка: девочка-эмо, грудастая секс-звезда, мажорный папенькин сынок, романтичная дурнушка, упертая отличница, тихий толстяк, влюбленный дистрофик, гопник (гопников там вообще много — типа, как и в жизни). Даже чурка есть (снова простите — из их песни слово). Ну и новенький — упертый борец с несправедливостью и как бы Герой... Об актерских данных говорить вообще не приходится — их нету. Но это типа прием такой, почти реалити...
ПОСЛЕ ВТОРОЙ: скудно с фантазией у сценариста! Половина сюжетных ходов из того же «Понедельника» с «Чучелом» стырены и разбавлены дешевым остреньким: у одной мамы рак, другую папа бросил («не давала!»), физичка — шалава, химик — педофил, секретарша — пьяница и просто сволочь... И чувства меры никакого: через слово — «блин» да «не сцы»... И зачем, спрашивается, эта «эстетика» детям? В полседьмого даже детсадовские еще не спят.
ПОСЛЕ ТРЕТЬЕЙ позвонил редактору «Известий Мордовии»: имею желание высказаться...
ПОСЛЕ ВОСЬМОЙ попривык к валу «блинов» и «не дала», и всё встало на свои места.
Во-первых, не с тем блюстители нравственности воюют. Нынешнюю детвору ТАКИМ уже не удивить — реальность, царящая в школах, обычно еще неприглядней. О чем и толкуют в сети юные и не очень зрители. НО: тезис «этот сериал учит плохому» — тезис слабый. Картина Репина про то, как Иван Грозный сына ухайдакал, тоже не лучший пример для подражания, а ничего — на видном месте в Третьяковке.
Дурному учатся не у картин... Однако польза от ежевечерней, растянутой на несколько месяцев, получасовой прививки дурновкусия (да еще и откровенно низко художественного) более чем сомнительна. На роль единственно действенного лекарства от болячек современного образования тире воспитания — типа, вот ведь она какая, наша жизнь — эта жвачка не тянет, и ясен пень, никаких пороков не искоренит. Двадцать лет уже на сцене Кремлевского дворца поют блатняк да геи пляшут, а народу в зоне меньше не стало, и Лужков едва успевает голубые парады запрещать...
И, стало быть, в чем смысл такой «Школы»?
Да очень просто. Настоящему художнику, чтобы внятно и законченно высказаться на заданную тему, хватает фильма в полтора-два часа (примеры, надеюсь, не нужны?). Потрясающих лент о школе — хоть наших, хоть заморских — причем, потрясающих до слез — десятки. Перечислил бы, да что изменит — их НЕ крутят. По той простой причине, что Первому каналу не внятность с законченностью нужны и не слезы очищения, а рейтинги. А вот запущенная поделка их даст — уже проверено. А рейтинги — это бабки от рекламы. Гарантированные на протяжении трети года — 60 серий заявлено, и мы будем лузгать эти семечки, пока не кончатся. Пипл хавает — канал богатеет, и опровергните, кто готов. Подумалось: рязановскую «Елену Сергеевну» (помните? — с Неёловой в главной роли) можно было растянуть и на цельный год! — измывались бы подростки над класснухой, а мы бы глазели: ну, и чего новенького они завтра отмочат? Красота ж!
Из интервью с самой Германикой (выглядит и рассуждает эта гений мейнстрима абсолютно как и ее герои — мляво; а оператором у нее «брат Гена»): «мне нужна была работа... но денег мало, времени мало, поэтому и души в сериале меньше, чем хотелось бы... хочу снять поскорей и уехать во Вьетнам»... Ну и о чем еще говорить? Цитировал уже когда-то и напомню — из того же Леонтьева: «Телевидение не для вас — оно для нас!». Для них. Чтоб зарабатывать. Теперь — на фишке года. А отповеди про желание вскрыть и побороть — это так, песни для глухонемых...
Плюс, наверное, подспудная услуга власти. Вот лично я сильно сомневаюсь, что к концу отчетного периода Фурсенко с подчиненными умудрятся навести в своем заброшенном огороде сколько-то ощутимый порядок. И тогда для порки не справившихся отыщется лишний аргумент: ну! вам же с января долдонили: глядите, какая помойка! а вы чего?..
Почему, собственно, именно РОНОшники первыми на сериал и окрысились...
Грустно... И как-то слишком приметно глазу. На смену «17 мгновениям» пришла «Бригада». Взамен Чехова — Акунин. О стихах с 200-летия Пушкина вообще ни разу не вспоминали. Господи, храни нас от телевизора!..
«Известия Мордовии»