Семейный спектакль в Русской драме, или Брак по-сарански
26.01.2010 10:31
Пьеса Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано» хорошо известна зрителю по киноэкранизации «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Для своего спектакля по той же пьесе главный режиссер местного Русского драмтеатра Андрей Ермолин взял другое название — «Дети есть дети», соответственно подчеркивая главную суть сценического замысла.
Ежели кто забыл, напомним сюжет: спустя 25 лет после первого знакомства с богатым клиентом Филумена решает женить его на себе, для чего изображает агонию и близость смерти. Герой Николая Большакова — Доменико Сориано быстро соглашается исполнить её последнюю волю. Когда же та оживает, пытается пойти на попятную. Не тут-то было: выясняется, что у Филумены — трое сыновей, один из которых рожден от Доменико. Второе действие спектакля проходит в ожидании их законного бракосочетания в тщетных попытках Сориано выяснить, который же из трех — его сын. Как всегда у де Филиппо, кажимое и явное сплетены, перепутаны и невозможно отличить, где игра, а где — правда жизни.
Впрочем, неаполитанский колорит Ермолин полностью вычеркнул. Он замешивает свой спектакль на традиционном реализме русской психологической школы, погружении в правду быта и чувствований, где пауза срабатывает мощнее самых страшных слов и страсти загнаны глубоко внутрь. Из всего диапазона эмоций Э. де Филиппо тут используются лишь тихая ярость и тихое страдание. Это когда уже не осталось слез. Когда нет ни сил, ни азарта кому-то что-то доказывать и выяснять, а есть только одна застарелая обида, которая душит, мешая выговориться до конца. Именно с этой ноты начинает спектакль Зинаида Павлова. Ее Филумена возникает памятником женской стойкости. Первые минут десять она так и присутствует на сцене — недвижимо, как изваяние. Неприступная, величественная и безучастная к натужным угрозам обманутого Дона Сориано. Да, обманула, да, многие годы крала его деньги, да, нужна его фамилия. Не ей — детям. Все это Филумена произносит внешне абсолютно спокойно, отрешенным, ровным голосом профессионального гипнотизера, а точнее, женщины, которой ничего не страшно. Потому что на неё снизошла благодать Мадонны. Потому что она сильна своей верой, своими детьми, своей любовью.
Местами кажется, что рисунок роли слишком уж спокоен, даже как-то бесцветен, чересчур приглушен, что актриса недостаточно выигрышно подана. Однако именно так достигается какое-то непостижимое состояние полной достоверности всего происходящего. Ничего особенного, а театральная материя, сотканная Павловой, вдруг обнаруживает естественное равенство с жизнью.
Но солирует, как ни странно, тут все же не она, а Николай Большаков, пытающийся изобразить (может, и не до конца убедительно) эдакого мачо. Мужчина, доживший до 52 лет, не подозревая, что и ему когда-нибудь придется услышать слово «нет». И все его приступы свирепого отчаяния, и его показная ненависть, и бешенство — все от бессилия пресловутого «мачизма», отступающего перед всесилием великой женской любви и великой женской неутомимости. А может быть, еще и от бессознательного страха, что жизнь уходит из его дома, как убежала, испугавшись ножа и ревности Филумены, молоденькая дурочка Диана, как ушла и сама Филумена, оставив его наедине с подступающей старостью и мучительными загадками собственного беспутного отцовства.
Все, как и полагается, завершится свадьбой. Корзинами с пышными букетами, торжественными свечами. Счастье! А когда Дон Сориано поднимет свой бокал и произнесет долгожданный спич в честь вновь обретенной жены и сыновей и Филумена тихо всплакнет, размазывая тушь и слезы, даже самые несентиментальные зрители непроизвольно тянутся за носовыми платками, подтверждая собственным примером правоту финальной реплики: «Плакать — так сладко».
Браво, Актриса!
Премьера спектакля «Дети есть дети» стала одновременно бенефисом народной артистки Мордовии, заслуженной артистки РФ Зинаиды Павловой,40-лет посвятившей служению Русской драме Республики Мордовия.
Сама бенефициантка вновь удивила, признавшись, что она решила пойти в артистки, случайно в газете увидев снимок из любительского спектакля, где играла её ровесница. И вот ведь парадокс — та девочка Фрида Козырева стала журналистом, зато «по её вине» у нас есть замечательная Актриса Зинаида Павлова.
Ежели кто забыл, напомним сюжет: спустя 25 лет после первого знакомства с богатым клиентом Филумена решает женить его на себе, для чего изображает агонию и близость смерти. Герой Николая Большакова — Доменико Сориано быстро соглашается исполнить её последнюю волю. Когда же та оживает, пытается пойти на попятную. Не тут-то было: выясняется, что у Филумены — трое сыновей, один из которых рожден от Доменико. Второе действие спектакля проходит в ожидании их законного бракосочетания в тщетных попытках Сориано выяснить, который же из трех — его сын. Как всегда у де Филиппо, кажимое и явное сплетены, перепутаны и невозможно отличить, где игра, а где — правда жизни.
Впрочем, неаполитанский колорит Ермолин полностью вычеркнул. Он замешивает свой спектакль на традиционном реализме русской психологической школы, погружении в правду быта и чувствований, где пауза срабатывает мощнее самых страшных слов и страсти загнаны глубоко внутрь. Из всего диапазона эмоций Э. де Филиппо тут используются лишь тихая ярость и тихое страдание. Это когда уже не осталось слез. Когда нет ни сил, ни азарта кому-то что-то доказывать и выяснять, а есть только одна застарелая обида, которая душит, мешая выговориться до конца. Именно с этой ноты начинает спектакль Зинаида Павлова. Ее Филумена возникает памятником женской стойкости. Первые минут десять она так и присутствует на сцене — недвижимо, как изваяние. Неприступная, величественная и безучастная к натужным угрозам обманутого Дона Сориано. Да, обманула, да, многие годы крала его деньги, да, нужна его фамилия. Не ей — детям. Все это Филумена произносит внешне абсолютно спокойно, отрешенным, ровным голосом профессионального гипнотизера, а точнее, женщины, которой ничего не страшно. Потому что на неё снизошла благодать Мадонны. Потому что она сильна своей верой, своими детьми, своей любовью.
Местами кажется, что рисунок роли слишком уж спокоен, даже как-то бесцветен, чересчур приглушен, что актриса недостаточно выигрышно подана. Однако именно так достигается какое-то непостижимое состояние полной достоверности всего происходящего. Ничего особенного, а театральная материя, сотканная Павловой, вдруг обнаруживает естественное равенство с жизнью.
Но солирует, как ни странно, тут все же не она, а Николай Большаков, пытающийся изобразить (может, и не до конца убедительно) эдакого мачо. Мужчина, доживший до 52 лет, не подозревая, что и ему когда-нибудь придется услышать слово «нет». И все его приступы свирепого отчаяния, и его показная ненависть, и бешенство — все от бессилия пресловутого «мачизма», отступающего перед всесилием великой женской любви и великой женской неутомимости. А может быть, еще и от бессознательного страха, что жизнь уходит из его дома, как убежала, испугавшись ножа и ревности Филумены, молоденькая дурочка Диана, как ушла и сама Филумена, оставив его наедине с подступающей старостью и мучительными загадками собственного беспутного отцовства.
Все, как и полагается, завершится свадьбой. Корзинами с пышными букетами, торжественными свечами. Счастье! А когда Дон Сориано поднимет свой бокал и произнесет долгожданный спич в честь вновь обретенной жены и сыновей и Филумена тихо всплакнет, размазывая тушь и слезы, даже самые несентиментальные зрители непроизвольно тянутся за носовыми платками, подтверждая собственным примером правоту финальной реплики: «Плакать — так сладко».
Браво, Актриса!
Премьера спектакля «Дети есть дети» стала одновременно бенефисом народной артистки Мордовии, заслуженной артистки РФ Зинаиды Павловой,
Сама бенефициантка вновь удивила, признавшись, что она решила пойти в артистки, случайно в газете увидев снимок из любительского спектакля, где играла её ровесница. И вот ведь парадокс — та девочка Фрида Козырева стала журналистом, зато «по её вине» у нас есть замечательная Актриса Зинаида Павлова.
«Известия Мордовии»