Муниципальный транспорт перейдет на работу по электронным проездным картам
22.01.2010 10:49
— Кто еще не оплатил проезд? Оплачиваем!
Кондуктор в автобусе с сумкой наперевес протискивается сквозь толчею пассажиров.
— Так, молодой человек, что у вас?
— Студенческий!
— Предъявите!
Парень полез в куртку, кое-как достал свой студенческий билет и проездной и предъявил кондуктору. Студенты почему-то считают, что проездной документ предъявлять не обязательно до тех пор, пока не потребуют.
— У вас что, девушка?
Девушка дала крупную купюру.
— Да что вы сегодня все без мелочи и где на вас столько сдачи взять? — проворчала кондуктор и принялась ворошить в своей сумочке купюры и греметь мелочью, отсчитывая сдачу.
Судя по всему, осталось не так уж много времени до того, как мы уйдем от всей этой денежной волокиты в транспорте. Уже в этом году муниципальный транспорт планируется перевести на работу по электронным проездным картам. В бюджете города заложено около 15 миллионов рублей для реализации этой программы. Будет закуплено необходимое программное обеспечение и терминалы, считывающие данные с карт.
Пассажиры, в том числе и льготники, должны будут в обязательном порядке предъявлять свои электронные карты, чтобы через терминал была зафиксирована льготная поездка.
Карточка для льготника
В первую очередь на электронные проездные билеты будут переводиться льготники. Процесс перехода займет немало времени именно из-за этой категории пассажиров. Каждого льготника должны будут сфотографировать на карту и только потом выдавать ее на руки. На социальной карте, кроме фотографии, будет написана фамилия, имя, отчество, при необходимости и другие данные.
Пенсионеры, инвалиды, студенты — все эти категории получают льготы на так называемой возмездной основе. Например, сейчас пенсионеры платят за свой проездной 128 рублей, такую же сумму они должны будут положить на пластиковую карту. Таким образом, они ее активируют и смогут пользоваться бесплатно транспортом в течение месяца. Когда этот срок истечет, льготник снова заплатит определенную законодательством стоимость проездного билета.
Как быть пассажирам?
Переход на электронные карты будет постепенным. На первоначальном этапе перехода на карты всем пассажирам будет предоставляться возможность выбора. То есть, если вы захотите ездить по старинке за деньги, платите их кондуктору, если же предпочтете карту, то ее нужно просто приобрести и положить на нее определенную сумму денег через терминал или через банк.
Через терминал в автобусе или троллейбусе карта будет читаться, с нее снимется стоимость одной поездки. Чек, который выдаст устройство, и послужит билетом. Причем на этом билете фиксируется вся информация — номер билета, дата, время, стоимость проезда, номер маршрута. Кроме того, на чеке вы сможете узнать, сколько денег осталось на вашей карте и доступный лимит поездок. Когда лимит исчерпается, просто пополните счет карты.
Кондуктор в автобусе с сумкой наперевес протискивается сквозь толчею пассажиров.
— Так, молодой человек, что у вас?
— Студенческий!
— Предъявите!
Парень полез в куртку, кое-как достал свой студенческий билет и проездной и предъявил кондуктору. Студенты почему-то считают, что проездной документ предъявлять не обязательно до тех пор, пока не потребуют.
— У вас что, девушка?
Девушка дала крупную купюру.
— Да что вы сегодня все без мелочи и где на вас столько сдачи взять? — проворчала кондуктор и принялась ворошить в своей сумочке купюры и греметь мелочью, отсчитывая сдачу.
Судя по всему, осталось не так уж много времени до того, как мы уйдем от всей этой денежной волокиты в транспорте. Уже в этом году муниципальный транспорт планируется перевести на работу по электронным проездным картам. В бюджете города заложено около 15 миллионов рублей для реализации этой программы. Будет закуплено необходимое программное обеспечение и терминалы, считывающие данные с карт.
Пассажиры, в том числе и льготники, должны будут в обязательном порядке предъявлять свои электронные карты, чтобы через терминал была зафиксирована льготная поездка.
Карточка для льготника
В первую очередь на электронные проездные билеты будут переводиться льготники. Процесс перехода займет немало времени именно из-за этой категории пассажиров. Каждого льготника должны будут сфотографировать на карту и только потом выдавать ее на руки. На социальной карте, кроме фотографии, будет написана фамилия, имя, отчество, при необходимости и другие данные.
Пенсионеры, инвалиды, студенты — все эти категории получают льготы на так называемой возмездной основе. Например, сейчас пенсионеры платят за свой проездной 128 рублей, такую же сумму они должны будут положить на пластиковую карту. Таким образом, они ее активируют и смогут пользоваться бесплатно транспортом в течение месяца. Когда этот срок истечет, льготник снова заплатит определенную законодательством стоимость проездного билета.
Как быть пассажирам?
Переход на электронные карты будет постепенным. На первоначальном этапе перехода на карты всем пассажирам будет предоставляться возможность выбора. То есть, если вы захотите ездить по старинке за деньги, платите их кондуктору, если же предпочтете карту, то ее нужно просто приобрести и положить на нее определенную сумму денег через терминал или через банк.
Через терминал в автобусе или троллейбусе карта будет читаться, с нее снимется стоимость одной поездки. Чек, который выдаст устройство, и послужит билетом. Причем на этом билете фиксируется вся информация — номер билета, дата, время, стоимость проезда, номер маршрута. Кроме того, на чеке вы сможете узнать, сколько денег осталось на вашей карте и доступный лимит поездок. Когда лимит исчерпается, просто пополните счет карты.
Кстати, планируется, что одной картой можно будет воспользоваться как в автобусе, так и в троллейбусе. Кроме того, по одному и тому же электронному билету смогут проехать два человека, просто с него будет снята стоимость двух поездок.
Все предусмотрено!
Со временем муниципальный транспорт столицы Мордовии полностью перейдет на безналичный расчет. Но в исключительных случаях пассажир сможет все же расплатиться деньгами.- Мы стараемся предусмотреть все возможные варианты, — говорит директор МУ «Транспортное управление городского округа Саранск» Сергей Чуйков. — Если, например, человек приехал из села в Саранск и электронной карты у него нет, он может оплатить проезд деньгами.Предусмотрена специальная «карта кондуктора», через которую и будет зафиксирована поездка по наличному расчету. Соответственно по этой карте пассажиру выдадут билет.
И в «ГАЗелях» — тоже
Существует два варианта работы с электронными билетами: переносные терминалы, с которыми работает кондуктор, либо проход в транспорт через турникет. Но турникетное обслуживание в нашем городе неприемлемо. Например, в часы пик это может существенно задерживать транспорт. Поэтому теперь кондукторы будут носить не сумку с деньгами, а терминал.
Со временем пластиковые карты внедрятся и в частных «ГАЗелях» и «ПАЗиках».
Зайцев нет!
Основной объем работы предстоит сделать именно по льготникам. Информация о них будет регулярно обновляться.
— Часто бывает так, что студент уже отчислен, но продолжает пользоваться проездным, а вот с внедрением пластиковых карт обмануть никого не удастся, — говорит Сергей Чуйков. — Как только студента отчислят, карта будет заблокирована. Об этом сообщит тревожный звук в терминале.
А будут ли бонусы?
Сейчас специалисты тщательно изучают опыт соседних городов, где такая система внедряется или уже внедрена. Полностью на пластиковые карты из соседних регионов перешли пока только в Татарстане.
Не исключена возможность бонусной системы. Например, оплатишь сто поездок, три получишь бесплатно.
Аварийный запас — в диспетчерской
250 терминалов планируется закупить для муниципального транспорта Мордовии.
По одному автоматическому устройству в каждом автобусе и троллейбусе и аварийный запас на конечных остановках в диспетчерских.
Но если терминал сломается посредине маршрута, пассажиры смогут расплатиться наличными деньгами.
Посчитают по головам
Для чего все это нужно? Такой вопрос, в общем-то, закономерен при каждом нововведении.
— Прежде всего, новая система оплаты проезда в транспорте повысит качество обслуживания и, конечно, облегчит работу кондукторов, — говорит Сергей Чуйков. — Кроме того, транспортное предприятие сможет вести точный персонифицированный учет пассажиров: сколько льготников перевезено, такую компенсацию за них и получат транспортники. Ведь сейчас точное число перевезенных пассажиров — льготников и не льготников — посчитать невозможно. А с внедрением карт будут точно известны и проблемные маршруты.
Весь транспорт под присмотром!
На сегодняшний день в Саранске 13 троллейбусов и 17 автобусов оснащены системой ГЛОНАСС. Возможно, что уже к лету датчики будут установлены на весь муниципальный транспорт, осуществляющий пассажироперевозки.
Все предусмотрено!
Со временем муниципальный транспорт столицы Мордовии полностью перейдет на безналичный расчет. Но в исключительных случаях пассажир сможет все же расплатиться деньгами.- Мы стараемся предусмотреть все возможные варианты, — говорит директор МУ «Транспортное управление городского округа Саранск» Сергей Чуйков. — Если, например, человек приехал из села в Саранск и электронной карты у него нет, он может оплатить проезд деньгами.Предусмотрена специальная «карта кондуктора», через которую и будет зафиксирована поездка по наличному расчету. Соответственно по этой карте пассажиру выдадут билет.
И в «ГАЗелях» — тоже
Существует два варианта работы с электронными билетами: переносные терминалы, с которыми работает кондуктор, либо проход в транспорт через турникет. Но турникетное обслуживание в нашем городе неприемлемо. Например, в часы пик это может существенно задерживать транспорт. Поэтому теперь кондукторы будут носить не сумку с деньгами, а терминал.
Со временем пластиковые карты внедрятся и в частных «ГАЗелях» и «ПАЗиках».
Зайцев нет!
Основной объем работы предстоит сделать именно по льготникам. Информация о них будет регулярно обновляться.
— Часто бывает так, что студент уже отчислен, но продолжает пользоваться проездным, а вот с внедрением пластиковых карт обмануть никого не удастся, — говорит Сергей Чуйков. — Как только студента отчислят, карта будет заблокирована. Об этом сообщит тревожный звук в терминале.
А будут ли бонусы?
Сейчас специалисты тщательно изучают опыт соседних городов, где такая система внедряется или уже внедрена. Полностью на пластиковые карты из соседних регионов перешли пока только в Татарстане.
Не исключена возможность бонусной системы. Например, оплатишь сто поездок, три получишь бесплатно.
Аварийный запас — в диспетчерской
250 терминалов планируется закупить для муниципального транспорта Мордовии.
По одному автоматическому устройству в каждом автобусе и троллейбусе и аварийный запас на конечных остановках в диспетчерских.
Но если терминал сломается посредине маршрута, пассажиры смогут расплатиться наличными деньгами.
Посчитают по головам
Для чего все это нужно? Такой вопрос, в общем-то, закономерен при каждом нововведении.
— Прежде всего, новая система оплаты проезда в транспорте повысит качество обслуживания и, конечно, облегчит работу кондукторов, — говорит Сергей Чуйков. — Кроме того, транспортное предприятие сможет вести точный персонифицированный учет пассажиров: сколько льготников перевезено, такую компенсацию за них и получат транспортники. Ведь сейчас точное число перевезенных пассажиров — льготников и не льготников — посчитать невозможно. А с внедрением карт будут точно известны и проблемные маршруты.
Весь транспорт под присмотром!
На сегодняшний день в Саранске 13 троллейбусов и 17 автобусов оснащены системой ГЛОНАСС. Возможно, что уже к лету датчики будут установлены на весь муниципальный транспорт, осуществляющий пассажироперевозки.
«Известия Мордовии»