Зинаида Павлова. Актриса без амплуа
22.01.2010 10:11
Она может быть кем угодно: идейной максималисткой Сонечкой Гурвич в спектакле «А зори здесь тихие» по одноименной повести Б.Васильева, прагматично — корыстной дочерью шекспировского Короля Лира Гонерильей, царственно-хладнокровной властительницей Елизаветой в исторической драме Л. Разумовской «Ваша сестра и пленница» и безропотно преданной женой отшельника философа Доридой в комедии Б.Рацера, В.Константинова «Диоген». Пошловатой свахой-сводницей в социальной комедии «Банкрот» и утонченно-рафинированной помещицей Гурмыжской в «Лесе» А. Островского... Потому что актерская органика Зинаиды Павловой не вписывается в строгие рамки какого-то определённого сценического амплуа. В её творческом багаже более 100 ролей, более 100 совершенно разных по характеру и темпераменту, внешнему «рисунку» и внутреннему наполнению и таких не похожих друг на друга женских образов.
Глупо спрашивать артиста о самой любимой роли — все равно, что интересоваться, какого ребенка больше любит мать. Каждая из них ей по-своему дорога. Пожалуй, самыми счастливыми для Зинаиды Павловой оказались работы в спектаклях «Забыть Герострата» Г.Горина и «Чайке» Чехова, с которыми саранский театр успешно выступал на престижных российских фестивалях. А по-настоящему трагичной — главная роль в «Медее», когда накануне премьеры внезапно остановилось сердце разносторонне одаренного замечательного артиста и художника Виктора Ширманова, бывшего для Зинаиды Павловой не только партнером по сцене, но и спутником жизни.
Вообще-то, артистическая профессия не считается оседлой. Такова уж её природная специфика. Но вопреки неписаным кочевым законам Зинаида Павлова, 16-летней девчонкой покинувшая родные Великие Луки, после окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии накрепко связала свою судьбу с Саранском. И на протяжении сорока лет беззаветно и верно служит Русской драме РМ. Вернее, творческий энтузиазм народной артистки Мордовии, заслуженной артистки России З. Павловой не ограничивается лишь «программным» театральным репертуаром. И вне «программы» она самостоятельно создает незабываемые литературные моноспектакли, выступая с ними перед школьниками, студентами, в Эрьзинском музее.
Сильная, мужественная и вместе с тем ранимая, тонко чувствующая фальшь, невероятно скромная в обыденности и ослепительно сияющая на сцене, сегодня она вновь предстанет перед публикой в премьерном спектакле «Дети есть дети». И зрители вновь откроют для себя прежде незнакомую Павлову.
«Известия Мордовии»