Бывают случаи умышленного отравления четвероногих
20.01.2010 10:43
— Как таковой специализации у наших докторов нет, — рассказывает главный врач ветстанции Сергей ТРИФОНОВ. — Спектр должностных обязанностей настолько широк, что приходится уметь делать всё. Ни один медицинский врач, пожалуй, не смог бы освоить столько. Поэтому нашими докторами мы можем гордиться. Конечно, ветлечебнице не хватает стационара, чтобы осуществлять послеоперационное наблюдение. Нет и круглосуточного дежурства. Существует и проблема с кремацией животных. По закону жители Саранска должны утилизировать биологические отходы, к которым причисляют и домашних любимцев, на Ветсанутильзаводе. Я не припомню ни одного такого случая, за исключением сотрудников спецавтохозяйства, которые отвозят туда отловленных животных. Мало того, что не все готовы своего четвероногого друга «утилизировать», так ещё и завод имеет такой непотребный вид, что сделать это будет кощунством.
— Можете вспомнить свою самую сложную операцию?
— Моя первая операция по остеосинтезу (стабилизация костных отломков металлическими пластинами). Вообще, по сложности и качеству операций, выполняемых на территории Саранска, наша ветклиника занимает, пожалуй, лидирующие позиции. Но если взять весь спектр возможностей ветеринарии — мы плетёмся в самом хвосте! Операции на брюшной полости мы проводим практически все. Но вот оперировать грудную клетку животного мы не можем. Нет аппаратов искусственной вентиляции лёгких, поддерживающих дыхание, ингаляционного наркоза. Что касается операций остеосинтеза, мы единственная клиника в Саранске, которая этим занимается. Но, опять же с оговоркой, только на крупных костях передних и задних конечностей. Кроме того, такая операция не всем по карману. Помимо лечения и медикаментов надо раскошелиться и на расходный материал — штифты и спицы, а они сделаны из специального металла и стоят недёшево. Естественно, человек с деньгами может это себе позволить. Но разве бабушка-пенсионерка меньше любит своего питомца? А после монетизации льгот ветераны и инвалиды потеряли к тому же возможность лечить у нас животных по льготным ценам.
У участников Великой Отечественной войны, например, скидка составляла 100%. А ведь люди пожилого возраста по-прежнему идут к нам. Пенсионеры чаще других ощущают нехватку общения, которую они компенсируют, заводя себе домашнего любимца. Среди наших клиентов много и таких бабушек, которые по десятку кошек держат. Непонятно даже, на что они их кормят, не говоря уже о прививках и лечении.
— Приходилось ли Вам лечить животных Саранского зоопарка?
— Да, их сотрудники обращались за помощью в экстренных случаях. Но мы, к сожалению, не смогли помочь. С крупными дикими животными нельзя работать, не имея ни наркоза, ни фиксационных станков, ни операционных. Например, последний случай: оперировали львицу, которая не могла разродиться. Было сделано кесарево сечение, но животному это не помогло.
Из-за невозможности сделать последующую обработку и из-за отсутствия препаратов у неё развился перитонит. При этом большой разницы между физиологией льва и кота нет, и нам вполне хватило бы навыков, чтобы проводить лечение. Зоопарковые животные агрессивны к человеку. Если даже кошку при уколе фиксируют два ветеринара, что уж тут говорить о льве? Вследствие этого в зоопарке вакцинация по большому счёту не планируется, кроме гриппа пернатых и бешенства плотоядных.
— А в чём заключается главная проблема вашего учреждения?
— Это отсутствие наркоза для животных. А если животное не спит, ту же стерилизацию сделать невозможно. После нашумевшего дела, когда ветеринарный врач получил условный срок за использование во время операции препарата, относящегося к запрещённым к использованию в ветеринарии, и резонанса, вызванного этим процессом, разрешили использовать кетамин. Но при этом предъявили такие требования к клиникам, что разрешение на использование этого препарата умудрились получить только несколько столичных ветстанций. В Мордовии кетамин не применяется до сих пор. Мы пытались получить разрешение, но ни Минздравсоцразвития, ни Наркоконтроль понятия не имеют о системе лицензирования использования этого средства. Каждый отсылает к другому, в результате получается замкнутый круг.
Практически вся научная литература по вопросу ветлечения написана за рубежом и к нам поступает в переводе. Отечественных справочников по мелким и экзотическим животным, которых сейчас приходится лечить всё чаще, крайне мало. А в иностранных пособиях рекомендуют использовать морфин, который и сейчас применяют при наркозе животных в западных странах. Мы же думаем трое суток, что нам такое коту вколоть, чтобы и операция прошла успешно, и самим остаться в рамках закона.
— Часто ли приходится лечить животных от ранений?
— Обычно с ранениями к нам попадают охотничьи собаки, которых случайно подстреливают сами хозяева. Но их не так много. Последний случай произошёл в начале ноября. Из Рузаевки приезжала женщина с котом. Но в этом случае ранение было не огнестрельным, а из пневматического оружия.
Скорее всего, какой-то изувер решил пострелять из пневматики по кошкам. В основном же животные страдают от транспортных средств. Также бывают случаи умышленного отравления четвероногих. Но тут мы можем только догадываться, так как отравление трудно диагностировать. Нужно точно знать, каким ядом травили животное — возможных вариантов сотни. К нам обращаются сотрудники милиции, к которым поступают заявления от владельца собак, чьих питомцев умышленно отравили. В последний раз участковый привозил овчарку из Лямбирского района. У заявителя уже на протяжении нескольких лет умирают годовалые собаки. Сейчас труп животного исследуют в лаборатории.
Могу также развеять миф о пользе алкоголя для собак. Известны случаи, когда псов бойцовых пород приучали к пиву для увеличения массы, и они довольно скоро получали заболевания сердечно-сосудистого аппарата и отходили в мир иной. Но в этом заблуждении есть доля смысла. В критических состояниях, например при острой форме чумы, животное при введении алкоголя входит в состояние полной потери сознания, и нервная система перестаёт реагировать на вирус. Сначала он прекращает развиваться, а затем может вообще погибнуть. Но я бы не рекомендовал применять подобную терапию к любимому псу, так как при малейшей ошибке в дозировке собака погибнет.
«Вечерний Саранск»