Выпускникам Мордовии, Москвы, Санкт-Петербурга, Чечни и Крыма выпали одинаковые темы итоговых сочинений

07.12.2016 14:45

Фото: Ольга КИРЕЕВА

Одиннадцатиклассникам, которые сегодня писали итоговое сочинение, было дано пять тем на выбор. Каждый ученик должен был выбрать для себя одну, ту, над которой ему хочется работать, которую он способен раскрыть наиболее полно. 

Тематические направления для итогового сочинения были известны заранее: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Но как сформулированы конкретные темы, школьники узнавали за 15 минут до начала работы. Разным регионам были предложены разные темы. Сравним темы для ряда регионов.

Республика Мордовия (а также Москва, Санкт-Петербург, Чечня, Республика Крым)

1. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом? 

2. Какой поступок можно назвать бесчестным? 
3. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»? 
4. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? 
5. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

Приморский край 

1. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства? 

2. Когда возникает выбор между честью и бесчестием? 
3. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека? 
4. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок? 
5. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?

Республика Бурятия 

1. Когда разум и чувство борются в человеке? 
2. Как можно выйти с честью из трудной ситуации? 
3. Только ли горечь несут человеку поражения? 
4. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших? 
5. В чём причины вражды между людьми?

Свердловская область 

1. Когда нужно сдерживать душевные порывы? 

2. Почему человеку важно не запятнать свою честь? 
3. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»? 
4. Нужно ли анализировать свои ошибки? 
5. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Калининградская область 

1. Как разум и чувства влияют на поступки человека? 

2. «Досадно мне, коль слово "честь" забыто…» (В.С. Высоцкий). 
3. Почему для человека важны не только победы, но и поражения 
4. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту? 
5. Что разрушает дружбу?

Омская область 

1. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам? 

2. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»? 
3. Какие жизненные победы могут быть важны для человека? 
4. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта». 
5. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?

Самарская область 

1. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? 

2. Что может привести человека к бесчестному поступку? 
3. Можно ли добиваться победы любыми средствами? 
4. В чём различие между ошибкой и преступлением? 
5. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

 


Татьяна НИКИТИНА

«Известия Мордовии»