Мордовский Дед Мороз более полувека исполняет желания детворы (ФОТО)

07.12.2016 12:09

Фото: Олег ЕРЕМИН

«Вы до сих пор работаете? - обрадованно-удивленно спрашивают Деда Мороза родители, приводя на ёлку своих детишек, а иногда уже и внуков. И не преминут добавить. - А я Вас помню, когда меня самого ещё ребёнком приводили в кукольный театр».

Владимира Сидорина такие вопросы не смущают. Да он и не работает, просто живет любимым делом, которому посвятил более полувека. И если разобраться, Владимир Иванович не играет кого-то, он всякий раз превращается в своих персонажей. «Иначе, - говорит, - в нашей профессии не получится. Это посторонние считают: эк, велика задача управлять куклой! А потом я понял: чтобы кукла по-настоящему ожила, мне нужно войти в образ своего персонажа».



Кстати, в детстве рузаевского паренька Володи Сидорина ни сказок, ни новогодних чудес не случалось. Он был младшим в многодетной семье. Старшие братья родились до Великой Отечественной, а Вова - после войны, в 1946-м, когда получивший контузию отец вернулся с фронта.

- В послевоенную пору жилось не сытно, хотя отец трудился агрономом в Левже, мама постоянно шила и для родни, и на заказ. А поскольку особых развлечений не было, мы, ребятня, сами находили приложение своим способностям, - поясняет Сидорин, вытаскивая из бутафорского короба новогоднее облачение. – Мы пропадали в рузаевском ДК имени Ухтомского. Я и в изостудии занимался, и в духовом оркестре играть пробовал. А потом приятель Славка предложил с ним за компанию походить в народный театр, которым руководил Игорь Переслени. Там нас учили сценическим премудростям: как двигаться, как говорить ... К Новому году мне вручили посох, налепили ватную бороду, обрядили в какой-то тулупчик. Так в 14 лет я и стал Дедом Морозом, и, признаюсь, тогда не подозревал, что столь ответственная миссия продлится полвека, - иронизирует Сидорин, посмеиваясь не в бутафорскую, а собственную щегольскую бородку.



Дедморозовский стаж Владимира Ивановича перевалил за 50 лет.Трехлетний перерыв случился лишь во время службы в армии, в Плесецке. Его актерские способности там тоже оказались весьма востребованы.

- В наших спектаклях на патриотическую тему играли и солдаты-срочники, и даже некоторые офицеры. Кстати, наши постановки награждались дипломами Всесоюзного конкурса самодеятельного искусства среди военнослужащих, - не без гордости замечает артист. - Когда демобилизовался, в ДК Ухтомского меня звали на должность худрука. Но оклад там мизерный, а мне, здоровому парню, и одеться хорошо хотелось, да и маме финансово помочь. Пошёл в локомотивное депо - там прилично платили, но параллельно продолжал играть в народном театре, опять же каждый Новый год превращался в Деда Мороза. У нас сложилась концертная бригада - Шура Куликова, Люба Денисова (теперь народные артистки Мордовии и России) и др. Мы гастролировали по республике и соседним регионам. Из-за этих поездок я был вынужден в локомотивном депо меняться сменами с коллегами, что раздражало начальство. В общем, пришлось уволиться. И тут Переслени порекомендовал мне попробовать себя в Республиканском кукольном театре.

Кстати, Министерство культуры давало мне целевое направление на учебу в Ленинградский институт. Но, во-первых, я не мог оставить уже состарившуюся маму, а, главное, как выяснилось, институтские дипломы без актерского опыта не дают. Его обретаешь лишь на практике. Первые 4 года, пока не получил место в общежитии, мотался на пригородной электричке из Рузаевки в Саранск и обратно. Приезжал в 8 утра, и за 2 часа до начала репетиции сам учился управлять куклой, работать за ширмой, вживаясь в образ. Спасибо старшим партнерам, помогавшим освоиться в профессии. А потом тут же, в театре, встретил свою будущую жену.



- И по-прежнему каждый Новый год превращаетесь в Деда Мороза?

- Честно? Всякий раз думаю: последний год «поморожу» и перестану. Но вот приближаются январские праздники...Опять одеваю дедову шубу, шапку. Благо, гримироваться теперь особо и не требуется. И коли взял в руки сказочный посох, хочешь -не хочешь, а чувствуешь себя волшебником, потому что детвора ждет от тебя чуда.



- Неужели современные продвинутые детишки верят в сказочное могущество Деда Мороза?

- Ну, запросы у нынешних ребят, разумеется, отличаются от желаний их сверстников, допустим, 10-летней давности. Раньше ребенок радовался элементарным сладостям. А теперь конфетами и мандаринами их не удивишь. Сейчас приходит на новогоднюю ёлку карапуз и просит у Деда Мороза планшет или ноутбук. Рядом мама краснеет, бледнеет. Но ведь нельзя лишать ребенка мечты. Я его спрашиваю: а ты родителей слушаешься, не шалишь? Мальчуган задумывается. И волшебник, глядя на растерянную родительницу, обещает юному заказчику: «Будешь хорошо учиться, соблюдать дисциплину, тогда точно твое желание исполнится!»



- А Дед Мороз Вы только на утренниках? Для родных детей, внуков сказочником становились?

- Да у нас обе дочки, можно сказать, выросли за кулисами, старшая Лена с малых лет ездила с театром на гастроли. Мы с супругой совсем не хотели, чтобы она становилась актрисой, но дочь продолжила династию артистов-кукловодов, и мужа тоже в театре встретила. Зато внуки решительно не желают связывать свою судьбу с актерскими профессиями. Но в театр, конечно, ходят и в курсе всех наших сказочных чудес. Поэтому дома, когда выпадает свободный от профессиональных волшебств день, мы просто собираемся вместе за праздничным столом.

Однако в предновогоднее время выходных у Деда Мороза не предвидится. Владимир Сидорин, надев на парик шапку, придирчиво осматривает себя в громадное зеркало. «К встрече Нового года готов!»


 


Мила МЕЛЬНИКОВА

«Известия Мордовии»