Сергей Терешкин из Мордовии стал директором школы в 23 года
05.10.2016 11:14
- Эх, и боялся я раньше этой двери... - со смехом говорит Сергей Терешкин, входя в свой кабинет. Оно и понятно: кто ж из учеников любит кабинет директора школы... Но теперь это его рабочее место, и Сергей Владимирович уже привык быть здесь на правах хозяина. Директором Большемаресевской школы Чамзинского района Терешкин стал в 23 года. Он и сейчас один из самых молодых директоров — ему 25 лет.
Путь в профессию был извилист, но стремителен. Даже в одиннадцатом классе Сергей долго не мог определиться с тем, куда будет подавать документы. И учась на филфаке университета, не сразу понял, правильный ли выбор сделал. Во вкус вошел только во время педагогической практики. Он проходил ее здесь, в Большемаресевской школе, которую сам не так давно окончил. А спустя несколько лет пришел сюда работать. Но метафоры и деепричастия ему, филологу, пришлось променять на спортивный зал и кабинет директора.
Старт в профессию
В районном отделе образования его огорошили: "В этой школе вакансий нет. Разве что директор…"
Это когда он, дипломированный специалист, вернувшийся в Мордовию после службы в армии, стал решать вопрос трудоустройства. И надеялся, что для него найдется место в родном селе.
- А какие у меня еще были варианты? - рассуждает молодой педагог. - Разве что в супермаркете раскладывать продукты по полкам. Но я же не для того получал высшее образование. И я хотел работать в школе. Однако к тому, чтобы стать директором, не был готов.
Впрочем, сомневался Сергей недолго, в итоге приняв мудрое решение: раз судьба дает такой шанс, надо воспользоваться им. В конце концов, если дела не пойдут, от ответственной должности можно отказаться.
Вообще-то многие серьезные люди, талантливые педагоги работой директора завершают свою карьеру. А для Терешкина это оказался старт в профессию. В Большемаресевской школе к тому времени с директорами как-то не заладилось. Николай Степанович Захватов, более 30 лет возглавлявший педколлектив, вышел на пенсию. В течение года до прихода Терешкина здесь сменилось два директора.
- Спасибо коллективу, меня приняли очень тепло. В первое время необходима помощь опытных людей, и я получил поддержку и от педагогов, и от технических работников, за что всем им благодарен. Наш коллектив - это единый механизм, от действий каждого элемента в котором зависит судьба школы, - со знанием дела рассуждает Сергей.
- Строгий, но справедливый, - а это уже ученики говорят о директоре. - Он понимающий и отзывчивый.
Ох уж эти отчеты...
Правда, стать учителем русского языка и литературы, как и планировал Сергей, не довелось. Как говорится, ставка занята. А вот учителя физкультуры в школе не было.
- Спортом я всегда увлекался. Люблю волейбол – и за сборную школы выступал в свое время, и за факультет. Да и в армии усиленно занимался физической подготовкой. Служил я в мотострелковой дивизии в Душанбе. А вести русский язык сейчас, работая директором, я бы и не взялся. Все-таки это большая нагрузка для учителя, а для учеников – перспектива обязательного ЕГЭ, - объясняет Сергей. – Если плотно заниматься уроками, то не буду успевать с директорскими обязанностями. А как учитель физкультуры я работаю на полставки, загруженность невысокая.
Но это не значит, что учительская работа для него — второстепенное дело. Сергей Владимирович ведет не только уроки физкультуры, но и секцию волейбола. Он видит, что к спортивной подготовке повышенное внимание и в сфере образования, и в обществе в целом. И спортивная жизнь в сельской школе кипит! Многие ученики сдают нормативы ГТО. В школе есть и секция легкой атлетики, но ее ведет приглашенный тренер из Чамзинки. А с районных соревнований по волейболу мальчишки и девчонки без призовых мест не приезжают.
Но директорская работа, конечно, занимает у Терешкина больше времени.
- Не так я представлял себе работу директора. А оказывается, мои основные дела – это не учебный процесс, а решение хозяйственных вопросов, - говорит Сергей Владимирович. - Наступила осень – в школе должно быть тепло. Крыша не должна протекать. Автобус, который подвозит детей из других сел, должен быть исправен. А еще – уйма бумаг, отчетов, запросов от разных ведомств, на которые нужно отвечать. Все эти справки, наверное, важные и нужные. Но очень уж объемные – ответ занимает толстую стопку бумаг, хотя самую важную информацию можно было уместить на одной странице. А порядок такой: если сегодня не отвечу, то завтра получу предписание, а послезавтра – штраф.
И юрист, и экономист, и медик
- В этом году у нас большая радость: первоклассников в восемь раз больше, чем в прошлом году, - смеется директор. - Просто год назад был всего один первоклашка...
Для школы это означает сохранение контингента учащихся: 8 человек пришли, 8 ушли (четверо – после 9 класса, четверо – после 11-го). Всего в школе 53 ученика, и это при том, что кроме большемаресевских ребятишек, здесь учатся дети из сел Мокшалей, Пянгелей, Малое Маресево и Малые Ремезенки. Школьный автобус подвозит 17 человек.
- Снижение контингента учащихся – общая беда всех сельских школ. Даже когда я начал работать два года назад, здесь было 64 ученика. А в советское время в нашей школе было больше тысячи детей, учились в две смены...
Но есть надежда, что резкого снижения числа учащихся не будет. В селах появляются многодетные семьи, в том числе переехавшие из Саранска. В этом году и сам Сергей Владимирович стал семейным: жена Ольга родом из Рузаевского района, по профессии - врач. Работа в районной больнице для молодого терапевта нашлась.
Начавшийся учебный год для директора Сергея Терешкина — третий. Он признается, что за это время стал по-настоящему ценить труд учителя. В школьные годы Сергей был не самым примерным учеником. И хотя сильно не безобразничал, но и отличной учебой, поведением похвастаться не может. Но сегодня он понимает, что в школе сложно не только ученику, но и учителю.
- Современный педагог должен быть всесторонне развитым человеком, - рассуждает Сергей Терешкин. - Да, учитель русского языка и литературы должен знать, в первую очередь, свой предмет. Но при этом нужно разбираться и в других предметах, и в политике, и в спорте, и в здравоохранении. Ведь ребенок в любой момент может задать самые непредсказуемые вопросы. От того, как ты ответишь ему, объяснишь то, что его интересует, зависит твой авторитет в глазах учеников. И конечно, учителю XXI века необходимо владеть компьютерными технологиями, умело работать в Интернете.
А работа директора — еще многограннее.
- Приходится быть и экономистом, и бухгалтером, и юристом, и медиком, - говорит про свою участь Терешкин.
Работа хлопотная, но интересная. Высокая ответственность совмещается с приятной возможностью реализовывать свои идеи, воплощать свои представления о том, какой должна быть школа. А для кого-то это сравни подвигу — чтобы молодой человек, образованный, амбициозный, приехал в сельскую школу... Сергей Терешкин свою работу подвигом не считает, но горд, что не испугался трудностей. Смело браться за сложные дела, от которых один за другим сбежали более опытные предшественники, брать на себя ответственность - завидное качество настоящих мужчин.
Татьяна НИКИТИНА
«Известия Мордовии»