Среднеспециальные учебные заведения сыграют важную роль при создании Технопарка

10.12.2009 14:57

На днях в Саранске начал работу республиканский ресурсный центр подготовки специалистов для высокотехнологичного сварочного производства. Студенты Саранского государственного промышленно-экономического колледжа уже освоили современное оборудование стоимостью 65 миллионов рублей. Это сварочные станки: автоматы и полуавтоматы, лазерные установки резки металла — всего более 50 единиц нового технологического оборудования на площади 1300 квадратных метров. Это событие — в духе тех идей, которые заложены в основу создания Технопарка, уверена министр образования РМ Н.Е. Юткина.

— Наталья Евгеньевна, Технопарк — это реализация больших серьезных проектов. Это прорывные идеи, новые технологии. А подготовка квалифицированных сварщиков — это узкая специализация, хотя и востребованная в условиях современного производства. Это тот уровень специалистов, которые нужны Технопарку?

— А почему нет? Ресурсный центр создан, прежде всего, для реализации задач образовательно-производственного комплекса: сначала студенты учатся работать на новых станках, проходят здесь производственную практику, а затем работают под заказ реального производства. Это важно и с экономической, и с моральной точки зрения. Дорогостоящее оборудование должно окупить себя. И когда студент работает на реальном производстве, он видит, для чего он это делает, и начинает по-настоящему ценить свой труд, уважать профессию. А если он производит деталь в учебной мастерской и, едва получив оценку, видит, как эта деталь летит в мусорную корзину, то откуда у студента появится желание работать качественно? Кроме того, современные станки — это аппараты с числовым программным управлением, для работы на них нужны специалисты, владеющие навыками программирования. Разве не таких специалистов подбирают для Технопарка?

В Послании Госсобранию Глава Мордовии отметил, что в структуре Технопарка должны найти свое место не только вузы, но и техникумы, колледжи, училища и даже школы. Мне кажется, создание ресурсных центров по разным специальностям — это уверенный шаг со стороны техникумов и колледжей к совместной работе с предприятиями и вузами по реализации инновационных проектов, нужных республике и стране. На мой взгляд, очень важно, что на открытии ресурсного центра были руководители и представители нескольких заводов. Они присматривались к новому оборудованию, оценивая возможность своего участия в работе центра. И это правильно. Ресурсный центр нацелен на подготовку специалистов высокого уровня для всех предприятий республики.

— Однако остаются претензии со стороны работодателей к уровню подготовки специалистов в учебных заведениях.

— Претензии могут быть только в том случае, когда работодатель сам не прилагает усилий для того, чтобы техникум или колледж подготовил ему таких специалистов, в которых у него есть потребность. Но есть другой пример. «Рузхиммаш» делает доплаты мастерам производственного обучения, работающим в политехническом техникуме. Квалификационный экзамен у студентов принимают не преподаватели техникума, а заводской мастер.

Поэтому уровень подготовки этих студентов соответствует требованиям времени, и это подтверждено победами на престижных конкурсах. Недавно команда Рузаевского политехнического техникума стала победителем Всероссийской студенческой олимпиады по информационным технологиям среди вузов и ссузов. А студенты промышленно-экономического колледжа блестяще выступили в рамках российской научно-социальной программы «Шаг в будущее»: Ольга Нуянзина стала лауреатом программы в направлении «Физика», Александру Федотову вручена малая научная медаль, он стал кандидатом в состав национальной делегации России для участия в международной научной выставке.

— Интересно, если наша молодежь такая талантливая, многие блещут уже в школьном и студенческом возрасте, то почему уже во взрослой жизни они куда-то пропадают? Где применяется их талант?

— Думаете, они перестают «блистать»? А что мы понимаем под блистанием? Если талантливый программист или технолог трудится по специальности, разве это не достойное применение его таланта? Возможно, он уже не участвует в конкурсах. А на «Станкостроителе», например, три заместителя директора — выпускники промышленно-экономического колледжа. Профессиональный рост специалиста разве не является такой же победой, как для студента — победа на конкурсе?

Талантливым студентам — поддержка предприятий

 Поддержка талантливых «технарей» относится к приоритетам работы на всех уровнях. В Послании Главы сказано о специальных стипендиях для студентов, обучающихся по специальностям, связанным с перспективными направлениями науки и техники. Эти стипендии будут только для вузов или ребята из техникумов тоже могут претендовать на такую поддержку?

— Правительству дано поручение подготовить перечень специальностей, по которым будут назначаться стипендии. Полагаю, перспективные специальности ссузов должны войти в этот перечень. Хочу отметить другое: за небольшой отрезок времени, прошедший с того момента, как Глава республики обратился с Посланием к Госсобранию, по предложению Министерства образования ряд предприятий учредили свои стипендии для студентов техникумов, колледжей, лицеев.

ОАО «Станкостроитель» — 2 стипендии по 1500 рублей, ОАО «Саранскстройзаказчик» — 6 стипендий по 1000 рублей, ОАО «Мордовпромстрой» — 5 стипендий по 500 рублей, ОАО «Приборостроительный завод» — 2 стипендии по 500 рублей. В какие учебные заведения пойдут стипендии — решать работодателям. Распределение стипендий станет своеобразным рейтингом учебных заведений, мы сможем судить о востребованности выпускников. ОАО «Электровыпрямитель» уже в течение года выплачивает 6 стипендий по 500 рублей учащимся 21-го лицея. Это работа образовательно-производственного комплекса, который создан в рамках реализации Послания Главы республики 2008 года.

— Глава республики указал на необходимость усиления работы по развитию детского технического творчества. С чего следует начать?

— В республике есть хороший опыт по проведению предметных олимпиад. Но для того чтобы развивать интерес детей к точным наукам, нужны новые интересные конкурсы. И на республиканском уровне они появятся. Другое дело, что мы не в полной мере используем те возможности, которые уже есть. В России проводятся увлекательные конкурсы для школьников. Но часть конкурсов носит коммерческий характер. Чтобы поучаствовать, нужно заплатить солидный взнос.

Впрочем, есть и государственные олимпиады, в которых мы должны активнее выставлять наших школьников. Будет участие — будут и победы. В этом году сборы для одаренных детей — участников республиканской олимпиады — мы начали проводить осенью, а раньше такие лагеря были только в летние и зимние каникулы. На днях Глава республики чествовал талантливую молодежь — обладателей российских и республиканских грантов по итогам 2009 года. Уверена, в 2010 году достойных кандидатов на гранты будет еще больше.

«Известия Мордовии»