Юрий Ястребцев: «Мы проверяем каждый факт нарушения прав пенсионеров, инвалидов, малоимущих, детей-сирот, лиц, находящихся в местах изоляции»

31.08.2016 13:05

Первые омбудсмены появились в Швеции в 1809 году. В переводе с древнескандинавского это слово означает «полномочие», «поручение» и обозначает лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённых граждан в деятельности исполнительной власти и должностных лиц. В принципе, в любой стране, где предусмотрена такая должность, омбудсмен может решать вопросы, касающиеся невыполнения своих обязанностей или злоупотребления своими полномочиями должностными лицами, в результате чего возникают споры между гражданами и органами власти. Официальные названия должности в разных странах различаются: где-то это «народный защитник», где-то - «народный адвокат». Омбудсмен в России – это Уполномоченный по правам человека. Сейчас они есть во всех регионах нашей страны, кроме Чукотки и Тувы.

Уполномоченный по правам человека в Республике Мордовия - Юрий Ястребцев, опытный юрист, имеющий опыт работы в силовых структурах. В свое время он стал 35-ым официально назначенным омбудсменом в России. Теперь их стало более 80. К своей должности он приступил 9 февраля 2007 года. В будущем году будет десятилетие его деятельности.

- В этой должности работаю с момента ее возникновения, второй срок, - говорит Юрий Алексеевич. – И был свидетелем всех изменений в нашей структуре. Все они были направлены на успешное выполнение задач нового правозащитного органа. Одна из важных последних новаций касалась назначений Уполномоченного по правам человека в регионе. Прежде его кандидатуру предлагал руководитель региона, местный законодательный орган утверждал ее и новый народный защитник приступал к должности. В настоящее время процедура несколько удлинилась. Теперь, начиная с 2015 года, назначение нового омбудсмена, как и освобождение его, в обязательном порядке проходит согласование с Уполномоченным по правам человека в России. Это произошло после того, как в некоторых регионах местные власти самостоятельно пылись расправиться с не угодившими им народными защитниками. Но мы в своей работе руководствуемся буквой закона. Наша цель – оказание содействия по любым жизненно важным вопросам граждан, для того, чтобы их права не были нарушены, а нарушенные права были восстановлены.

- Юрий Алексеевич, в этой должности Вы работаете около 10 лет. Когда было больше нарушений прав человека: тогда или cейчас? Меняется ли характер обращений?

-Обращения приходят от людей, столкнувшихся с несправедливостью, права и свободы которых были проигнорированы властными структурами. В первый год моей работы было 300 таких обращений. В 2015 году их пришло 1591. Таким образом, их количество за девять лет возросло в 5 раз. Количество обращений растет из года в год. Это не значит, что с годами права человека в регионе нарушаются всё больше, и больше. Дело в том, что в самом начале нашей работы о нас знали немногие, поэтому и обращений было гораздо меньше. С годами пришла узнаваемость, признание нового правозащитного органа. Мы смогли доказать эффективность своей работы, оказывая помощь людям, попавшим в непростую жизненную ситуацию. Иногда к нам обращаются как в последнюю инстанцию, когда идти больше некуда и использованы все механизмы воздействия. Мы не только защищаем права и свободы граждан, но и разъясняем им их права, даем консультации. Правозащитная деятельность предполагает проведение мониторинга с целью получения общей оценки положения дел с правами человека в Мордовии. По результатам мониторинга ежегодно готовятся доклады по соблюдению прав граждан, с которым выступаю на сессии Государственного Собрания Мордовия.

Наибольшее количество обращений поступает к Уполномоченному от социально незащищенных слоев населения: пенсионеров, инвалидов, малоимущих, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, находящихся в местах изоляции. И характер обращений соответствующий, не меняющийся с годами. Он касается права на социальную защиту, пенсионное обеспечение, жилья и проблем ЖКХ. В числе проблемных тем также вопросы миграции и гражданства, вопросы реализации прав граждан в сфере деятельности правоохранительных органов, медицинской помощи и лекарственного обеспечения, права на собственность и имущество.

- Вы помогаете всем обратившимся?

- Мы рассматриваем все обращения, проверяем каждый факт нарушения прав граждан, но надо сказать, что не все из них подтверждаются. Некоторыми обратившимися движет правовая неграмотность. Большинство же дел носят долготекущий затяжной характер, на их решение требуется несколько лет. Но если нарушение прав человека установлено, то Уполномоченный не снимает его с контроля до тех пор, пока справедливость в этом деле не восторжествует. К примеру, целый год мы занимались обращением жителей улицы Полежаева. Они ежемесячно исправно платили за горячую воду, которая к ним не поступала. А одна саранская жительница не могла переехать из аварийного жилья с 2007 года. В 2009 году она получила судебное решение о переселении в нормальные условия, которые также не были выполнены. Благополучное решение этой истории наступило лишь в начале этого года, а до той поры она находилась у Уполномоченного на контроле. В целом, десятая часть обращений ежегодно заканчивается с положительным результатом.

- Как быть с теми, кто не может присутствовать на Ваших приемах, например, тяжелобольным инвалидам или людям, отбывающим наказание?

- Мы принимаем обращения от населения не только на приемах, но и в письменном виде. Мне неоднократно доводилось бывать в местах лишения свободы, чтобы проверять обращения заключенных, которые нередко жалуются на условия содержания, медицинское обеспечение. Хочу отметить, что с федеральными органами власти у нас заключены соглашения по оказанию содействия в защите прав и свобод граждан. Также мы активно сотрудничаем с Уполномоченными других российских субъектов. Откликаемся на их просьбы и поручения по отстаиванию прав людей из других регионов, но находящихся на территории нашей республики. И, в то же время, помогаем нашим землякам, скажем, отбывающим наказание на Ямале.

Самая высокая доля жалоб, причем, не только в нашем, но и других регионах, связана с жилищной тематикой. В последнее время резко увеличилось число семей, стоящих в очереди, но не получивших жилье. Прокуратура выявляет нарушения жилищного законодательства, за 2015 год было зафиксировано 1794 таких случаев. Системный характер приобрели нарушения прав граждан на получение жилья вне очереди. Чаще других в минувшем году к Уполномоченному за содействием в разрешении жилищного вопроса обращались граждане республики, имеющие инвалидность и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Некоторые из них не относятся к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья, но имеют право на предоставление социальной выплаты и получают в порядке очередности в пределах бюджетных ассигнований. В книге учета претенденты на получение социальной выплаты состоят с 2001 года. Заявления людей, подавших в последние годы, даже не рассматриваются. Житель Рузаевки, инвалид I группы, был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2012 году, зарегистрирован в книге учета претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, но его заявление не рассмотрено до сих пор. При рассмотрении его обращения мы пришли к выводу, что для исправления ситуации требуются не только крупные материальные вложения, но и организационные вложения властных структур.

- Приходилось ли Вам отстаивать права людей в судебном порядке?

- Нередко дела людей, обратившихся к нам за помощью, заканчиваются судебным производством. Наш орган вмешиваться в работу суда не имеет права, но мы можем высказывать свое мнение и дать конкретную оценку ситуации. Надо отметить, что судебные органы часто прислушиваются к нашим обращениям.

- Прибегаете ли Вы в своей работе к помощи федерального центра?

- Мы справляемся своими силами. Но на федеральном уровне существует Координационный совет российских уполномоченных по правам человека. Мы периодически встречаемся, решаем наболевшие вопросы, обсуждаем возникающие проблемы, делимся с коллегами наработками из своей практики. На наших встречах проводятся видеоконференции с участием федеральных руководителей, со службами которых приходится контактировать в своих регионах.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

РИА «Инфо-РМ»