Кто возглавит мордовскую оперу и балет?

09.12.2009 12:58

В центре Саранска полным ходом ведется строительство здания под новый Республиканский театр оперы и балета. Через год планируется новоселье, но не все движется ладно и гладко. А главное — возникает правомерный вопрос: чем будет наполняться роскошная, по замыслу архитекторов, сцена? В связи с этим вчера министр культуры РМ Петр Тултаев собрал на внеплановую расширенную встречу коллектив Яушевского театра, авторитетных искусствоведов, чтобы обсудить: кто должен «рулить» музыкально-творческим процессом, чтобы спектакли пользовались зрительским спросом, чтобы публика раскупала билеты на оперы и балеты в исполнении не залетных, а местных артистов.

ПУБЛИКА «ГОЛОСУЕТ» НОГАМИ

Министр сразу оговорился: само переселение в новое здание не значит, что появится опера и балет. Этот творческий «статус» необходимо заслужить практическим искусством, причем высокого уровня. Чего в настоящее время, увы, не то что специалисты, но и рядовые зрители не обнаруживают, а потому предпочитают выкладывать энные суммы за привозные, подчас тоже далеко не шедевральные антрепризные постановки с раскрученными телевизионным «звездами».

«КАСТИНГ» НА ДИРЕКТОРСКОЕ КРЕСЛО

«ИМ» уже писали, что Виктор Тиньгаев, последние почти тринадцать лет возглавлявший Музыкальный театр имени И. М. Яушева, в начале сезона подал в отставку, и.о. директора пока назначили Татьяну Первову, прежде заведовавшую постановочной частью.

Кстати, яушевцы надеялись услышать имя своего будущего «капитана». Министр пояснил: «Вопрос ещё не решен, кандидатуры рассматриваются». Как ни странно, охотников находится немало, и не только среди местных, но даже из-за пределов Мордовии. Да вот беда — многие претенденты плохо знакомы с театральной спецификой, а некоторые вообще далеки от сферы культуры.

Впрочем, подчеркнул Петр Тултаев, директор — сугубо административная должность, обязывающая заниматься хозяйственными делами.

«РУЛИТЬ» ДОЛЖЕН ДЕСПОТ«

Общение продолжалось более трех часов.

Яушевцы сошлись во мнении, что им необходим высококвалифицированный художественный руководитель, который сможет четко выстраивать идейно-художественную концепцию театра.

Конкретных фамилий не называли. Но практически все согласились: это должен быть либо режиссёр, а лучше — дирижер, причем в хорошем смысле. — деспотичный, чтобы вдохнуть новую жизнь в их застоявшийся, потускневший театральный организм.

СПЕКТАКЛИ «В ЗАНАЧКЕ»

Приглашенные искусствоведы сначала деликатно намекали, а затем вслух сетовали: мол, сегодняшней труппе не хватает профессионализма, сценической культуры и элементарной творческой дисциплины. Странно, что отмеченные разными солидными званиями представители старшего поколения, говоря о недостатках, категорически расписывались в своей неправомочности (или нежелании?) с ними бороться. Тут же опять всплыла проблема кадровой комплектации, омоложения труппы.

Зато молодежь (вернее, уже представители среднего поколения) внесла более конкретные предложения и относительно творческой стратегии, и относительно репертуарной политики.
Конечно, любой приличный театр должен иметь в активе классические произведения. Однако, прежде всего, нужно учитывать исполнительский потенциал и не замахиваться на масштабные полотна, которые под силу не каждой столичной труппе. А то получается: спектакль номинативно у театра вроде есть, но не играется, потому что некому петь или танцевать главные партии. А чтобы его показать, всякий раз приходится приглашать исполнителей со стороны.

Бурная дискуссия развернулась по поводу того, какие произведения следует ставить, какой национальный материал может в перспективе появиться на афише Республиканского театра оперы и балета.

Хореограф Алексей Батраков пообещал к переселению в новое здание выпустить балетный спектакль «Алена Арзамасская» на музыку Нины Кошелевой.

Мнения

Мы попытались выяснить, каким хотят видеть «содержание» театра оперы и балета те, для кого в конечном счете сочиняется музыка, ставятся спектакли, творят артисты, словом — зрители.

Зинаида Акимова, директор Саранской гимназии № 19:

— Я стараюсь посещать премьеры, но не всегда получается. А оперу и балет у нас вообще нечасто показывают, поскольку одну сценическую площадку уже долгое время делят два театральных коллектива — драматический и музыкальный. Замечательно, что у нас в республике сейчас строится ещё один новый театр — оперы и балета. Однако, думаю, надо подумать и о повышении профессиональной планки артистов, постановщиков.

Художественными талантами наша Мордовия не обижена, но надо не жалеть средств, чтобы готовить из них мастеров своего дела. Ведь искусство — это не только наслаждение, оно служит эстетическому, духовному воспитанию зрителя.

Александр Живаев, директор ГУП «Тепличное»:

— Я с удовольствием смотрю оперные спектакли по телеканалу «Культура», поражает удивительная сила искусства, когда музыка и вокальное мастерство исполнителей передают глубину и тончайшие нюансы человеческих чувств, взаимоотношений между людьми. Только на спектакли местного музыкального театра мне не удается попасть. Хотя знаю, у нас тоже есть хорошие исполнители — Плодухин, Эскин, неоднократно слышал их на концертах. Но в новый театр оперы и балета постараюсь непременно сходить и обязательно с роскошным букетом роз нового вида, который мы только что начали культивировать. Мне бы хотелось воочию увидеть и услышать такие оперы, как «Иван Сусанин», «Иоланта».

Елена Сафонкина, врач-офтальмолог:

— Мне повезло видеть немало интересных постановок в московских театрах, и тут мы часто смотрим антрепризные спектакли. В наши театры ходим крайне редко, потому что хочется ощутить по-настоящему возвышенную атмосферу творческого вдохновения. А у нас создается впечатление какой-то ... убогости, даже бывает откровенно обидно за местных артистов, среди которых есть немало талантливых. Чувствуется, не хватает толковой режиссуры, полноты и слаженности звучания — оркестру. Наверное, чтобы получилось яркое, увлекательное зрелище, надо и денег несколько больше вкладывать в постановку. Может, иногда стоит приглашать и талантливых специалистов со стороны? Хотя однажды я побывала на опере «Кармен» театра им. Яушева и осталась вполне довольна.

Валерий Крутов, директор спорткомплекса «Мордовия»:

— Конечно, Саранску нужен свой театр оперы и балета, даже просто как место культурного общения между людьми. Честно сказать, уже не помню, когда я последний раз ходил на спектакль, хотя хочется. Но постоянно все какие-то важные дела. Думаешь: «... а-а-а, потом, успею». Ну, уж если у нас откроется новый театр, каждый уважающий себя человек постарается приобщиться к прекрасному. Один раз можно прийти просто из любопытства, оценить интерьер, гастрономический ассортимент буфета. А чтобы завоевать постоянный интерес зрителя, необходимо создать репертуарный фундамент. Я бы сам «купился» на громкое название, что-нибудь из классики, младшую дочку сводил бы на детский спектакль. Молодежную аудиторию, скорее всего, привлечет что-нибудь авангардное, модерновое.

Игорь Афонин, программист, 21 год:

— На спектакли местного музтеатра не хожу. Предпочитаю современное искусство, преимущественно модерн. Обожаю рок-оперы, такие как «Иисус Христос — суперзвезда», «Юнона» и «Авось». А у нас ставят исключительно классику, против которой я лично ничего не имею. Но каждому — свое. Думаю, что от того, что в нашем городе появится новое здание театра, мало что изменится.

«Известия Мордовии»