Чужие долги

25.11.2009 12:37

Кредитные мошенники совершенствуют технологии обмана

Вопреки бытующему убеждению, в бесперебойной работе банковской системы заинтересованы не только государство и бизнес-сообщество. В неменьшей степени в этом нуждаются миллионы рядовых россиян, в особенности те, кто пользуются электронными платежными системами или владеют пластиковыми картами. Ведь именно они могут попасть в сети аферистов новой формации — так называемых «рыбаков», которые не просто выведывают у чересчур доверчивых граждан конфиденциальную информацию, но и опустошают их электронные кошельки.

Ключ под ковриком

До недавнего времени считалось, что подобного рода махинации распространены только в развитых странах, где электронные банковские продукты уже понемногу вытесняют привычные. Однако по мере их внедрения в нашей стране активизировались и злоумышленники, сменившие примитивные наперстки на мощные компьютеры, коммуникаторы и прочие достижения современных технологий. Фальш-клавиатуры на банкоматах, считывающие PIN-код скрытые видеокамеры, подглядывание через плечо и прочие хитрые уловки, похоже, остаются в прошлом. Нынешние пройдохи действуют гораздо изобретательнее. Виды их мошеннического промысла называются по-разному — фишинг (по аналогии с рыбной ловлей), вишинг, фарминг… Но суть, тем не менее, остается неизменной.

Вот как описывает свой опыт общения с комбинаторами жительница Саранска Наталья:
— Месяца три-четыре назад на мой мобильный телефон пришла довольно странная SMS-ка: «Ваше заявление о выделении кредита рассмотрено. Благодарим за внимание к нашему банку». Особого значения этому я не придала. Подумала, что просто произошла ошибка или кто-то пошутил. Вскоре пришло новое сообщение: «Напоминаем о необходимости своевременного внесения платежа». За ним — еще одно, и еще… Так продолжалось до тех пор, пока я сама не решилась позвонить по определившемуся номеру. В ответ услышала металлический голос автоответчика: «Если вы хотите получить подробную информацию о нашем банке — нажмите «1», о предоставляемых услугах — нажмите «2»… Если вам необходима консультация специалиста — нажмите «7». К началу данного сообщения — «звездочку». Иными словами, все выглядело так, будто звонок поступил в Сall-центр солидного учреждения.

Единственное, что настораживало, — ни одна из цифровых клавиш, за исключением «семерки», не срабатывала. В трубке всякий раз раздавалось стандартное: «Извините, сервис временно недоступен».

Я связалась с «оператором». Девушка на том конце для начала пожелала узнать основные данные — фамилию, имя, отчество, дату рождения, домашний адрес. А затем после короткой паузы выдала: «Да, совершенно верно. Вам был предоставлен кредит. Карточка выслана по почте. Вы ее активировали». Для полноты картины собеседница назвала даже некоторые детали — когда именно я обратилась с заявлением, получила «кредитку», в какое время обналичила деньги, сумму остатка на счете. Все доводы и попытки оправдаться действия не возымели. Менеджер лишь устало отмахнулась — сейчас-де переключу на службу безопасности, пусть они разбираются…

Разговор с ее сотрудником тоже мало что прояснил. В очередной раз уточнив сведения, тот поинтересовался, не теряла ли я паспорт, кто из близких теоретически мог им воспользоваться и, наконец, какие еще пластиковые карты других банков есть у меня. По счастью, на тот момент «кредитки» под рукой не оказалось. Молодого человека это обстоятельство сильно огорчило.

«Такие вещи нужно всегда носить с собой, дабы можно было установить тип карты, ее номер, срок действия», — заметил он. Мой невинный вопрос, зачем оно надо и какое отношение имеет к якобы взятому в совершенно другом учреждении займу, парня, похоже, и вовсе разозлил: «Ну, как вы не понимаете?

Представьте, вот сейчас с вашего лицевого счета какой-то хитрец снимает деньги, а мы толком и не знаем, что происходит. То ли налицо мошенничество, то ли просто сбой работы системы. Здесь мешкать нельзя, каждая минута на счету!». Распрощались мы с тем условием, что я перезвоню, как только у меня будет пластиковая карточка.

Тут же связалась с сыном, у которого она и находилась. Он посоветовал только дождаться его. Тогда, помнится, я даже накричала: мол, зарплату вот-вот должны перечислить, а ты медлишь, ждешь чего-то. Он попытался успокоить, пообещал поскорее вернуться.

Вечером вдвоем позвонили на указанный на моей карте телефон «горячей линии» своего банка. Там заверили, что за последние десять дней деньги с моего счета никто не снимал. Чуть придя в себя, соединилась с Call-центром сотовой компании. Оказалось, что мои мнимые кредиторы находятся в Пермском крае, тогда как их головной офис — в Москве. Работники столичного банка подтвердили очевидное — моего имени в числе их клиентов нет, и никакого кредита в данном банке я не оформляла.

Удочка для простаков

С большой долей уверенности можно утверждать, что Наталья едва не стала жертвой довольно типичного «развода», называемого мобильным фишингом. Действуя якобы от имени солидных учреждений, такие аферисты стремятся под различными предлогами выведать персональные сведения граждан.

Зная это, мошенники за чужой счет совершают покупки в различных Интернет-магазинах (благо те зачастую даже не требуют секретных цифр PIN-кода), осуществляют другие финансовые операции и сделки, а то и просто перепродают конфиденциальную информацию «коллегам по бизнесу». Если учесть, что законодательно онлайн-платежи защищены довольно слабо, вероятность вернуть свои кровные практически равна нулю. Искать продавца, дабы предъявить ему претензии, и сложно, и бесполезно одновременно. Ему в принципе нет дела до того, кто именно совершил покупку на ваши деньги. Банки, в свою очередь, совсем не обязаны контролировать, как клиент потратил собственные средства.

Между тем способы совершения махинаций постоянно совершенствуются и модернизируются. А изобретательность злоумышленников поистине не знает границ. Например, некоторое время назад довольно распространены были электронные сообщения, содержащие просьбу или требование выслать какую-либо личную информацию — имя и пароль для выхода в Интернет, сведения о кредитных картах и прочее. Обычно мошенники, не мудрствуя лукаво, использовали до боли знакомые пользователям имена — «admin», «support», «webmaster», объясняя свои действия то чисткой аккаунтов, то потерей данных, то перезаключением договоров, то атакой «проклятых» хакеров.

Чуть позже стали создаваться и «клоны» известных сайтов, призванные «отлавливать» неосмотрительных пользователей. Обычно дизайн, их внешнее оформление полностью повторяют оригиналы. Да и адреса частенько похожи. Сайты-двойники могут называться, допустим, так: yanclex.ru, coogle.ru, gooqle.ru. Зазевавшийся посетитель, не заметивший подмены, по логике должен обрадоваться доступности банковских ресурсов или бросовым ценам в Интернет-магазине. Дальше все просто — регистрируясь, приобретая несуществующий товар, жертва вносит конфиденциальные данные.

Интересно, что масштабы подобных махинаций растут с каждым годом. Один из банков, действующих в том числе и на территории нашей республики, имеет, как утверждается, сразу несколько фальшивых адресов. Сетевым «собратом» обзавелось даже… территориальное управление весьма уважаемой федеральной службы. При неправильном написании доменного имени (а его, заметим, отличает всего лишь отсутствие ма-а-аленькой такой точки) откроется специфический сайт, где вместо полезной и нужной информации — картинки «для взрослых».

Верхом нахальства мошенников стала нашумевшая история с обманом владельцев пластиковых карт крупного московского банка. В один прекрасный день они получили электронные письма примерно такого содержания: «Уважаемый клиент! На Ваш текущий счет поступил денежный перевод, сумма которого превышает 1000 долларов США. В соответствии с нормативными актами, действующим договором и пользовательским соглашением необходимо подтвердить его получение. Если в течение трех суток Вы этого не сделаете, деньги будут отправлены обратно. Для подтверждения получения перевода откройте данную ссылку и, следуя предложенным инструкциям, выполните необходимые действия». Под ними, заметим, подразумевалось указание номера карточки, срок ее действия, наличие или отсутствие овердрафта и так далее. Расчет хитрецов оказался предельно точным. Подвоха практически никто не заметил. Клиенты, не сумевшие побороть свою жадность, без тени сомнения выкладывали на сайте-подделке информацию о себе. И, даже обнаружив пропажу денег на счете, не спешили жаловаться — как-никак и у самих рыльце было в пушку, хотели поживиться по-легкому…

За себя и за того парня

Вообще наследники Остапа Бендера довольно живо реагируют на изменяющуюся ситуацию. Скажем, летом прошлого года, когда в прессе только начали появляться сообщения о грядущем финансово-экономическом кризисе, был пущен слух о резком увеличении комиссионных за перечисление и снятие рублей в российских банках. Ну, а для спасения вкладчиков от незапланированных потерь предлагалось всего за 21 доллар 99 центов купить специальный справочник, содержащий подробную инструкцию по открытию рублевых счетов в иностранных учреждениях — швейцарских, китайских, американских, вплоть до туркменских и азербайджанских. Никаких пособий страждущие так и не получили. Зато их денежки были навек потеряны.

Возникшие в скором времени сложности с кредитованием махинаторы столь же оперативно обернули в свою пользу. Сразу в 52 регионах страны отмечены случаи распространения объявлений об услугах неких «специалистов», готовых за 600—800 баксов оказать посредническую помощь в получении кредита. «Менеджеры», что характерно, к потенциальным клиентам действительно выезжали и даже заключали с ними соответствующие договоры. Где, однако, черным по белому указывалось, что деньги перечислены добровольно и претензий к «устроителям аттракциона» граждане не имеют.

Еще более изощренная афера сводится к заполнению «кредитных» анкет. Конкретных обещаний ее организаторы, как правило, не дают, соглашаясь лишь передать документы в различные банки и «способствовать положительному их рассмотрению». Спустя несколько недель претендент по телефону уведомляется о якобы постигшей затею неудаче. Ну, а потом с удивлением узнает о том, что является злостным неплательщиком — на его имя проходимцы успешно оформили кредит.

В отдельных случаях кидалово маскируется под сервис «Мобильный кредит». Позвонившему по определенному короткому номеру клиенту предлагается прямо по телефону заполнить полную банковскую анкету, которая впоследствии будет предложена к рассмотрению целому ряду учреждений.

Изредка займ и впрямь удается получить. «Фишка» же состоит совсем в ином — минута эфирного времени, потраченного на разговор с оператором, стоит 2,5 у.е. (без учета налогов). Ловкость рук — и никакого мошенничества!

Андрей КРИВОВ (”ВС”, № 47)

«Вечерний Саранск»