«Шашками» на «нервяке»

27.05.2016 10:00

 

То, что с таким ажиотажем обсуждала водительская общественность страны в последние месяцы, на минувшей неделе получило наконец четкое определение. В ГИБДД объяснили официальную трактовку термина «опасное вождение». Уже заработал и специализированный интернет-сайт, на котором не только описано, за что теперь будут карать водителей, но и наглядно продемонстрировано, как это может выглядеть на практике. Примеры того, как не нужно ездить, изучил корреспондент «ВС». 
 
Спасибо за гласность
Начнем с того, что сам термин «опасное вождение» получился в окончательном варианте довольно громоздким и расплывчатым. Собственно, по-другому в данном случае и быть не могло. Еще с тех пор, когда только была высказана идея о необходимости внедрения этого термина в правила дорожного движения, многие водители заговорили именно об этом. Что считать опасным вождением? Кто будет принимать окончательное решение о том, опасно ли водит тот или иной автолюбитель? Зачем вообще это нужно? Вопросы сыпались на представителей ГИБДД как из рога изобилия. Однако однозначных ответов стражи дорог не давали. Просили подождать до тех пор, когда термин получит окончательную формулировку. И вот это произошло. Сформулировали. Часть вопросов эта формулировка, признаем, сняла. Но вопросы все равно остались. Авторы инициативы просят не заострять внимание на этом, а внимательнее присмотреться к уже данным ответам. Подчеркивается при этом, что окончательное решение о внедрении термина «опасное вождение» в правила дорожного движения и его точной формулировке принималось с учетом мнений широкой водительской общественности, за что последняя должна быть, как минимум, благодарной. Спорить с этим трудно. Действительно, обсуждение этой инициативы проходило максимально широко и открыто. Во всяком случае никто водителей не ставил перед голым фактом. Это уже можно назвать нашей маленькой общей победой. Ведь в большинстве случаев мнение тех, кто ежедневно садится за руль, попросту игнорировалось. Взять хотя бы историю с внедрением новых бланков полисов ОСАГО или повышением цен на страховые документы. Никто ни с кем в данных ситуациях не советовался. Как и в случае с ужесточением ответственности за нарушения ПДД. Не подумайте, здравомыслящий водитель никогда не будет возражать против необходимости борьбы с безбашенными ездоками. Но хотя бы из вежливости можно было поинтересоваться мнением масс. Ну, ладно, кто прошлое помянет, тому известно что грозит. К тому же в настоящем проблем столько, что на прошлое и времени-то уже не хватает. 
Касаемо необходимости внедрения нового термина, кстати, объяснение дается все то же, что и в предыдущих случаях, - нужно бороться с высокой аварийностью на дорогах страны. Цифры этой самой аварийности, признаем, способны напугать даже самого толстокожего водителя. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в России гибнут тысячи людей. Десятки тысяч получают тяжелые травмы. Но часто этой статистикой раз за разом попрекают только водителей. Этот вопрос не дает покоя многим автовладельцам, которые не нарушают правил дорожного движения. А получается, что, если ты просто сел за руль, уже потенциально виноват в том, что где-то произошло ДТП. Но вернемся к «опасному вождению». Как думаете, способно внедрение нового термина изменить водительский менталитет? Попробуем разобраться. 
 
Шесть пунктов опасности
Итак, что же все-таки будет считаться опасным вождением? Согласно официальным формулировкам, представленным на сайте «опасноевождение. рф», этот термин можно разделить на шесть частей. 
Во-первых, это так называемые «шашки». Согласно представленному на сайте определению, это перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. 
Во-вторых, «нервяки». Сайт «опасноевождение. рф» трактует этот термин как невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения.
В-третьих, это так называемые «торопыги». Объяснение у этого определения предельно простое: несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства. 
В-четвертых, «грядки». Ну здесь вообще никаких вопросов. Грядками в ГИБДД называют несоблюдение бокового интервала. 
Пятым пунктом, также являющимся составной частью общего термина «опасное вождение», называют «воспитателей». К этой категории будут относить водителей, которые необоснованно резко тормозят перед другим транспортным средством. 
Наконец, шестой пункт общего термина назван веским словом «упертые». Это водители, которые препятствуют обгону. 
К слову сказать, эксперты, комментируя введение в законодательство термина «опасное вождение», отмечают, что необходимость этого назрела давно. Пока шло обсуждение, предлагалось даже ввести в административное законодательство дополнительный термин «вождение, совершаемое со злым умыслом». Именно наличие злого умысла, по мнению большинства аналитиков, должно стать основанием для наказания водителя. В подкрепление своей позиции специалисты приводили тот аргумент, что значительное количество дорожно-транспортных происшествий в стране происходит по вине так называемых лихачей, которые зачастую пренебрегают всеми существующими правилами. Для них, кстати, предлагалось ввести обучение по специальным методикам. Однако это предложение в итоге так и не было учтено. 
Что же касается составных пунктов общего термина, то здесь до сих пор немало разногласий. Взять, к примеру, те же «грядки». Если они все же попадут в окончательную редакцию новых правил, то любого мотоциклиста можно будет наказывать просто по факту выезда на дорогу. Ведь этой категории водителей чаще всего приходится лавировать между рядами. Особенно в крупных городах, где на дорогах бывают большие пробки. Немало споров вызвал и пункт о перестроении при интенсивном движении. По мнению экспертов, проблема здесь заключается в том, что это будет очень трудно зафиксировать. Ведь за одну секунду при скорости 90 километров в час автомобиль проезжает двадцать метров. В связи с этим фиксировать данное нарушение предлагается в течение 5-7 секунд либо по расстоянию 250-300 метров. 
Между тем высказываются мнения и о том, что многие полезные предложения водительского сообщества не были учтены при окончательной формулировке термина «опасное вождение». Так, на ранних стадиях обсуждения предлагалось внести в это определение пункт о езде по обочинам. Но в окончательную редакцию это предложение не попало. Кроме того, определенное недоумение вызывает отсутствие в новых правилах пункта об обязательной фотовидеофиксации опасного вождения. То есть определять опасность, которую представляет тот или иной маневр или конкретный водитель, будет инспектор ГИБДД? Такая постановка вопроса абсолютно не устраивает водителей. 
 
Нарушение и наказание
Однако еще больше споров до сих пор вызывает даже не окончательная редакция термина «опасное вождение», а возможное наказание за него. На этапе обсуждения этой инициативы высказывались подчас диаметрально противоположные предложения. Первоначально говорилось даже о возможности введения уголовной ответственности за опасное вождение. Однако в итоге пришли к тому, что это все же перебор. Уже решено, что наказывать за опасное вождение будут исключительно в административном порядке. Но и здесь есть немало вопросов. Чтобы вы понимали, насколько противоречивы были обсуждения ответственности, приведем простой пример. Один эксперт предлагал остановиться на штрафе в пятьсот рублей, другой предложил минимальный порог наказания в виде пяти тысяч рублей и лишения водительских прав. При этом предлагалось наделить инспекторов ГИБДД полномочиями изъятия водительского удостоверения прямо на месте совершения нарушения. Вообще, уже понятно, что введение нового термина в административное законодательство неизбежно приведет к тому, что полномочия сотрудников ГИБДД будут увеличены. Сторонники введения этой нормы ссылаются, главным образом, на опыт зарубежных стран, где наказание за опасное вождение крайне сурово. Однако скептики высказывают опасения, что в российских реалиях эта мера приведет только к росту коррупции. Да и вообще, о каком изъятии водительских прав на месте нарушения можно говорить, если мы позиционируем себя как демократическое государство?! В ГИБДД, впрочем, предвосхищая возможные спекуляции на этот счет, подчеркивают, что основной идеей введения термина «опасное вождение» является улучшение ситуации с аварийностью. 
Новые поправки в административное законодательство планируется принять в самое ближайшее время. Говорят, что счет в буквальном смысле идет на дни. Это значит, что всем водителям страны в самое ближайшее время придется перестраиваться. Главное, не забывать, что за «шашки» теперь будут наказывать. 
Алексей КОНСТАНТИНОВ

 

«Вечерний Саранск»