«Тарас Бульба» против «Мушкетеров»

11.11.2009 09:53

Ежедневно на телевизионных экранах разворачивается жестокая битва. Это битва за зрителя. Даже мирный праздник — День народного единства — не стал исключением из правил. Главные «кнопки» страны соревновались, как могли. Бой завязался вечером, в самый прайм-тайм: россиянам предложили сделать выбор между концертом Иосифа Кобзона и песнями Александры Пахмутовой. А после выпусков новостей «в наступление» пошли «танки»: фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба» и «Возвращение мушкетеров» от Георгия Юнгвальд-Хилькевича.

«Есть еще порох в пороховницах!»

Хорошим кино российского зрителя не балуют: вечерами нам предлагают бесконечные сериалы (с наивными героями и опереточными злодеями), а серьезные фильмы начинаются чуть ли не за полночь. И вот такой подарок! Две хорошо «раскрученные», яркие, игровые ленты: с пушками, мушкетерами и нестареющим Боярским. Наслаждайся, страна!

Канал «Россия» представлял фильм «Тарас Бульба». Почему — очевидно: как историческая лента «1612», это кино идеально подходило для показа именно 4 ноября, в день символического освобождения страны не только от поляков, но и от всякого супостата. 4 ноября 1612 года из Москвы с треском выбили панов-интервентов. Тарас Бульба тоже воюет с поляками…

Создавая картину, Владимир Бортко не зря ел свой хлеб. Пожалуй, впервые после распада СССР у нас был снят достойный исторический фильм: масштабный, с логичным сюжетом и хорошей актерской игрой, красивыми костюмами, батальными сценами — и в то же время проникнутый глубокой идеей. Фильм буквально был выношен режиссерами, артистами, оператором — символично, что его съемки продолжались девять месяцев. «Тараса Бульбу» не стыдно смотреть: здесь нет ляпов в стиле «Адмирала», нет (спасибо украинским создателям) вездесущих Боярской, Куценко, Хабенского и Безрукова.

Факты

Премьера фильма «Тарас Бульба» состоялась на следующий день после юбилейной даты — 200-летия Николая Васильевича Гоголя, 2 апреля 2009 года.

Лишь со 2 апреля по 9 мая в кинотеатрах СНГ этот фильм посмотрело 3737647 человек (без учета кинотеатров Украины).

В картине задействовали 1000 участников массовых съёмок, 150 лошадей и около 100 каскадёров.

Более 1000 нарядов было сшито для фильма «Возвращение мушкетеров». Во время съемок для Алисы Фрейндлих взяли напрокат бриллианты ценой в полмиллиона евро. А общий бюджет картины составил свыше 5 млн. долларов.

«Это кино — о настоящих запорожцах»

«Тараса Бульбу» упрекают в одиозности. Дескать, слишком часто здесь говорится о «Русской земле» (текст Н. В. Гоголя в редакции 1842 года), «Руси», православной вере. Министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун назвал фильм проявлением «российского империализма». Другие «патриоты» из Киева величали кино «московской пропагандой».

В то же время «незалежный» писатель Олесь Бузина написал о фильме: «Это не просто хорошее кино. Это еще и кино о нас. О наших предках. О конфликтах, веками сжигающих Украину. О настоящих запорожцах, сражавшихся за Русь и православие, а не за ющенковский учебник истории». «Тарас Бульба» напоминает всем нам: когда-то Украина добровольно вошла в состав России. У нас общее прошлое, общее будущее. Фильм Бортко посвящен этой идее братства, идее общей Русской земли. На фоне десятков безыдейных, бездушных фильмов, на фоне тысяч уехавших за границу «Андриев» он действительно вызывает чувство гордости за свою Родину.

«Позор актерам и режиссеру!»

Наверное, с точки зрения телевизионщиков, «Возвращение мушкетеров» — достойный ответ «Тарасу Бульбе». О чем фильм? Формально — тоже о дружбе и верности, о сражениях и победах. Так же палят пушки, стреляют мушкеты, так же мелькают перед глазами старинные костюмы. Только, в отличие от ленты Бортко, актеры в них выглядят ряжеными. Школьный театр — вот первое, что приходит в голову.

Так о чем же рассказывают нам новые «Мушкетеры»? Мужайтесь! «Передовые идеи» американского кинематографа явно украсили эту «фильму». Погибшие Атос, Портос, Арамис и Д Артаньян уговаривают Бога отпустить их на землю, чтобы помочь потомкам. Усовершенствованные герои получают в распоряжение суперспособности: умение проходить сквозь стены, дар ясновидения, нечеловеческую силу и возможность искривлять пространственно-временной континуум. С такой фантастической четверкой за спиной великовозрастные дети мушкетеров побеждают врагов.

Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Вениамин Смехов, Дмитрий Харатьян, Алиса Фрейндлих… Казалось бы, серьезным артистам должно быть стыдно играть в подобной халтуре… Нет, не стыдно. Постаревший Боярский так же бодро кричит «канальи», седые кудри Портоса развеваются на ветру, Фрейндлих в глубоком декольте мужественно украшает себя бриллиантами. Впрочем, любимые нами актеры хотя бы умеют играть (как минимум — выразительно кричать «Тысяча чертей!», сражая толпы гвардейцев кардинала).

А вот «дети мушкетеров» играют отвратительно. Смотреть фильм неприятно: настолько все натянуто и фальшиво. Самодовольный Нагиев словно представляет очередной выпуск «Больших гонок». В одной из сцен монахиня, благочестивая дочь Портоса, пытается дотянуться до куска ветчины и запихать его себе в рот со словами «Жрать-то как хочется!» И это — тонкий юмор? И это — «искрометная, интересная комедия»? А монтаж? При полном отсутствии сюжета, фильм похож на бессвязную нарезку эпизодов из «Старых песен о главном».

Вы скажете: дурацкое кино понравится молодежи. Но молодежь не глупа, и вот что она пишет в блогах: «Создается впечатление, что фильм снимали даже не прорепетировав, без дублей, на скорую руку. „Возвращение мушкетеров“ — последний гвоздь в крышку гроба отечественного кино. Позор актерам и режиссёру!»Почему это кино решили показать именно 4 ноября? За вычетом пушек и псевдостаринных костюмов — непонятно совершенно. Вот такой праздник подарил нам «Первый канал» — праздник безвкусицы и халтуры…

Война клонов

Любимое занятие современного телезрителя — скоростное переключение каналов. Почему? Да потому что многие программы на разных «кнопках» похожи друг на друга, словно близнецы! Вслед за «Смаком» на голубых экранах буйным цветом расцвели всевозможные кулинарные шоу. Когда-то оригинальный «Квартирный вопрос» уже не вызывает восторга: его копируют «Школа ремонта» и «Фазенда». А «Ледниковый период» и «Танцы на льду», которые шли на главных каналах страны в одно и то же время? А набившие оскомину одинаковые сериалы о Великой Отечественной войне?

«Телевизионные деятели искусств» идут по проверенному пути. Зачем выдумывать что-то свое, когда можно украсть чужую идею? Зритель «съест» и попросит добавки! Возможно, это и к лучшему. Устав от программ-двойников, мы наконец-то выключим телевизоры и возьмем в руки книги. Или пойдем погулять с друзьями. Живой разговор интересней, чем зрелища, «сляпанные» по одному и тому же шаблону.

«Известия Мордовии»