Лилия Шахова: «Мне всегда в кайф учиться»

25.03.2016 12:01

Лилия Шахова - заслуженная артистка Мордовии, актриса и режиссер Государственного театра кукол РМ, постановщик более трех десятков спектаклей, которые идут в кукольных театрах России. В последние годы Лилия Шахова поставила шесть спектаклей для труппы Национального драматического театра РМ. Ее спектакли видели маленькие зрители многих российских городов, а «Чудеса в решете» побывали даже в польском Гданьске. Лилия - человек энергичный, открытый, влюбленный в свою профессию. Она не пропускает ни одной театральной премьеры, признается, что всегда следит за успехами коллег по цеху, потому что ее очень интересует все, что происходит на театральном пространстве города и страны. В Международный день кукольника, 21 марта, она рассказала еженедельнику «ВС», как судьба свела ее с театром и Мордовией.  
Родители мои коренные петербуржцы…
- Родители мои коренные петербуржцы. Мама и бабушка - блокадники. Они пережили все 900 дней блокады. Маме скоро 79, ей было 6 лет, когда закончилась война. Она все помнит. Родители бабушки были репрессированы, прадед мой был расстрелян в 38-м. Когда мама вышла замуж, они с отцом уехали в Свердловск, так что я - свердловчанка. Училась в Свердловском театральном училище, а до этого занималась в театре юношеского творчества при Дворце пионеров. Люди, которые у нас преподавали, актеры Свердловского ТЮЗа, теперь мэтры кино и телевидения: Юрий Жигульский, Борис Плотников, Маргарита Соловьева и Владимир Сизов. Они учили меня азам актерского мастерства в 12-13 лет. 
Я поступала на драматическое отделение
- В театральное училище я поступала на драматическое отделение, и только на последнем туре член комиссии Роман Виндерман переманил на кукольное отделение. До этого я с куклами никогда не была связана и ничего о них не знала. Только через полгода обучения поняла, куда я попала. Даже сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, какие сильные у нас были педагоги, как много они нам давали... Творческая работа шла постоянно. От учебы у меня было ощущение буйной фантазии. Я вдруг поняла, что в театре кукол можно фантазировать сколько угодно и эта фантазия может быть абсурдной. То, что не может произойти в драматическом театре, может случиться в театре кукол. Руководитель курса Виндерман был одним из тех, кто вводил новации в театр кукол, синтезировал театральное искусство. Сейчас, в последние 5-6 лет, театр вообще стал синтетическим искусством, и на Западе даже нет такого подразделения, как театр кукол. Каким образом режиссеру и актеру проще выразить то, что он хочет донести до зрителя, таким он это и делает. 
Ну а первая кукла у меня была с «Голого короля» - гувернантка. Недавно наш художник Наташа Кочнева ездила в Москву на курсы повышения квалификации. Там собирали художников и сценографов из театров кукол. Она привезла фотографии, на которых я увидела свою первую куклу. Она сейчас в музее. У меня сохранились старые фотографии с этой куклой, сделанные больее 30 лет назад. Такое вот стечение обстоятельств. Все в этом мире взаимосвязано.
Уехала работать на Украину
- Окончив училище с дипломом «Актер театра кукол», я уехала работать на Украину. Работала в театрах Хмельницка, Кривого Рога и Николаева. Так сложилось, что в Свердловске я не захотела остаться, хоть меня и приглашали в театр. Хотелось прочувствовать вкус профессии, вкус свободы, самостоятельности... На Украине я проработала с 1981 по 1985 год. На тот момент театры Украины были новаторскими. Я узнала много хороших режиссеров, которые теперь на той стороне, и общаюсь с ними только по случаю в социальных сетях. Это люди, которые любят свою профессию и живут ею. Уехать оттуда захотелось по многим причинам, в том числе из-за разности в менталитетах. Я с Урала, на мир смотрела через розовые очки. Надо мной в театре смеялись, когда я спросила, кто такие наркоманы, впервые увидев их. Для меня это было открытием. Так получилось, что бывшего моего супруга не брали в другие театры, потому что у него не было специального актерского образования. А сюда, в Саранск,  Владимир Казаченко нас брал обоих. Мы проработали с ним несколько лет в этом театре, пока он не уехал. 
Режиссером я стала в силу обстоятельств…
- Режиссурой впервые занялась, когда мне было лет 12. Мама моя - воспитательница детского сада, а детсады у нас на Урале летом выезжали на отдых. В лесу на берегу озера стояли корпуса, в которых жили дети и персонал со своими детьми. Конечно, мы всячески старались организовывать досуг для себя и малышей. Вот тогда я в первый раз поставила «Кота в сапогах» и сама сыграла почти все роли. Более осознанное решение заняться режиссурой пришло в училище, когда ставили концертные номера. Один из таких номеров до сих пор жив, мои птицы-марионетки ездят со мной из театра в театр.
Режиссером в театре кукол я стала в силу сложившихся обстоятельств. Не стало режиссера в театре. Задаваясь вопросом, «кто будет со мной ставить спектакль», я невольно начала задумываться, почему бы не сделать это самой. Было желание самовыражаться, открывать для себя другой мир. Профессия режиссера - совсем другая профессия. Я это поняла, когда поставила два спектакля в «Крошке». Как актер и как режиссер я думаю по-разному.
Профессия режиссера - это понимание окружающего мира и выражение своего видения через сценическое действие. Мысль, которая мне близка и дорога, доносится мной до зрителей. Ловлю себя на том, что это доставляет мне огромное удовольствие. В качестве режиссера я могу подумать за всех актеров, подумать о сценографии, музыке. Режиссер - это собиратель актеров, художника, сценографа, музыки, он должен найти компромисс со всеми и знать, ради чего он все это делает. «Ради чего?» - для меня главный вопрос всегда.
В Чечне меня прозвали Снежной королевой…
- Два года подряд я ездила в Чечню по просьбе директора ТЮЗа из Грозного. У меня там идут три спектакля: «Золотой скакун», «Мальчиш-Кибальчиш» и «Али-Баба». Познакомились мы с этим театром в Саранске на фестивале кукольных театров «Подсолнух». Они много раз приглашали меня к себе как режиссера, но все как-то не получалось... Сложность в том, что у них нет возможности для изготовления кукол, нет цехов. Мы нашли выход. Художник Алексей Митрофанов из Набережных Челнов изготовил кукол для этих спектаклей. Совещались мы с ним исключительно по скайпу. Работали по 2-3 месяца над каждым спектаклем. Но когда я приезжала в Грозный, все было готово до мелочей. Этого не хватает во многих наших театрах.
В Чечне актеры хотят научиться, они очень любят свое дело. У них нет проблем с актерами-мужчинами. Конечно, с актерской точки зрения они слабоваты, приходится обучать элементарным вещам. Меня там прозвали Снежной королевой за то, что я очень дотошный, требовательный человек в профессии. Ведь если актера хвалят, значит, все нормально с режиссурой, если актера ругают, что-то не так с режиссурой. Лично я так к своей профессии и отношусь. Актеры из Грозного очень заинтересованы в нашей совместной работе. Их зрители - дети со всей Чечни. Они много гастролируют по своей республике. Маленьких зрителей Чечни отличает уважение к старшим - там потрясающее отношение к возрасту. Приведу такой пример. Маленький зальчик ТЮЗа, готовимся к премьере, 7 человек в папахах заходят в зал, представители министерства культуры и другие официальные лица, и садятся в первый ряд. Детям не видно, они садятся в первый ряд! И это не обсуждается… 
Меня всегда тянуло на взрослую драматургию…
- Меня всегда тянуло на взрослую драматургию, мне очень хотелось в кукольном театре поставить спектакль для взрослых. В 2002 году мы делали совместную постановку «Жанны д`Арк» с ребятами из национального и кукольного театров при поддержке Союза театральных деятелей. На баланс его ни один из наших театров не взял, мы показали его всего несколько раз. 
На пенсию вышла с высшим образованием…
- Режиссерскому ремеслу училась в Москве на курсах, ну а потом я же в прошлом году Мордовский университет окончила. На пенсию вышла с высшим образованием (смеется). Петр Николаевич Тултаев подтолкнул меня на учебу, узнав, что у меня нет диплома о высшем образовании. Но мне всегда в кайф учиться, что-то новое для себя открывать. Самое интересное, что некоторые мои саранские педагоги когда-то работали со мной, и я делилась с ними профессиональными навыками. Меня удивило отношение нынешней молодежи к учебе в университете. Я помню, как мы в свое время учились, - это небо и земля.
Маленького зрителя надо увлечь…
- Первый театр, куда ведут детей, - кукольный. Современного маленького зрителя надо увлечь, достучаться до его ранимого сердечка. Дети всегда будут детьми, независимо от гаджетов, кино. Если ребенок пришел в театр и понял, что на сцене идет действие, которое завораживает, заставляет о чем-то думать, он смотрит. Неделю назад в национальном театре состоялась премьера музыкального спектакля «Кто принцессу поцелует». Час десять без антракта - и были опасения, что дети устанут. Но в зале стояла тишина, потому что всех увлекло действо. Значит, Юлий Ким написал хорошую историю. Историю о том, как русский Иван всего добивается. Все актеры в этой сказке поют вживую. Я им сразу сказала, никакой фонограммы не будет. Они играют, поют, танцуют. До этой сказки в национальном театре я поставила несколько спектаклей, среди них «От любви ко мне» финского автора и «Вешние воды» Тургенева. 
Незабываемые впечатления я получила на репетициях Петра Фоменко…
- Незабываемые впечатления я получила на репетициях Петра Фоменко, мне повезло побывать на нескольких. Я была потрясена, как из обычной ситуации - выпить чашку чая за столом - он извлекает столько психологических нюансов. Они репетировали эпизоды из «Войны и мира», я сидела и думала - у меня мозгов не хватит подумать обо всех этих вариантах. Когда бралась за «Вешние воды», очень пригодились эти мои наблюдения. Для меня спектакли Петра Фоменко - очень яркая страница в жизни. Несколько лет назад представился случай сказать «спасибо» мэтру лично. Я смотрела его триптих и после спектакля набралась смелости подойти и выразить свою благодарность и восхищение.
Галина БАЛАШОВА

«Вечерний Саранск»