Мордва на улице Гоголя

09.04.2009 15:20

Тамбов, ул. Гоголя, 6. Здесь в областном краеведческом музее развернута экспозиция, посвященная культуре древней мордвы, населявшей северо-восточную часть Тамбовского края в VII-XII веках. Корреспондент «ИМ» попросил рассказать об обстоятельствах открытия выставки и присутствия на ней начальника Республиканской архивной службы Юрия Фроловича Юшкина.

Находки о мордве

- Известно, что часть территории нынешней Мордовии в начале ХХ века входила в состав Тамбовской губернии. Это Темниковский и Спасский уезды (сегодняшние Зубово-Полянский, Торбеевский, Темниковский районы, часть Атюрьевского и Теньгушевского), — говорит Ю.Ф. Юшкин. — Мордовские архивисты ежегодно пополняют Архивный фонд хранящимися в архивах других регионов копиями архивных документов, имеющих всесторонне важное значение для республики. Поэтому на май была предусмотрена моя командировка в Тамбов.

Но тут звонок. Тамбовская коллега Наталья Дмитриевна Громова: «Приезжай сейчас, не пожалеешь. Начальник управления культуры Сергей Алексеевич Чеботарев инициировал выставку археологических находок о мордве. И всё это в связи с 1000-летием единения мордвы с российскими народами».

- Известно: вы внимательно осмотрели выставку и не скрываете восхищения от увиденного. Тамбовская мордва — это не выдумка историков? У всех на слуху мордва самарская, ульяновская, оренбургская… А тут — тамбовская. Для многих это в диковинку.

- В середине I тысячелетия жившая в основном в лесах древняя мордва, двигаясь с северо-востока, постепенно осваивала и лесостепные территории в междуречье Оки и Волги.

Распространённым видом их поселений являлись лесные городища, которые, как правило, находились в отдалении от крупных рек, на холмах у родников или в верховьях оврагов.

Поселения мордвы разведаны в большом количестве, но в археологическом отношении обследованы пока мало.

Представленные на выставке предметы получены в результате раскопок Крюково-Кужновского, Елизавето-Михайловского и Лядинского могильников, а также Давыдова городища, расположенных на территории Моршанского и Тамбовского районов области.

Уникальная археологическая коллекция мордовских древностей, значительная часть которой представлена на выставке, собрана Петром Петровичем Ивановым (1886—1942) — создателем и первым директором Моршанского историко-археологического музея (ныне историко-художественный музей). Всю свою жизнь он посвятил коллекционированию предметов старины и искусства, изучению истории культуры края, художественному творчеству и практической археологии.

В зале ремесел представлены разные виды мужских и женских украшений, типичных для средневековой мордвы и её соседей: славян, хазар, булгар, муромы и других. Среди украшений есть те, которые выполнены местными мастерами, а также привезённые из других земель.

В зале оружия собраны основные виды вооружений среднецнинской мордвы VII-XII веков (меч каролингского типа, хазарские сабли, сулицы, наконечники копий и стрел), снаряжение всадников (удила, стремена, сбруя).

С 2006 года ведётся систематическое изучение Давыдова городища, расположенного в Моршанском районе Тамбовской области, — уникального памятника средневекового военного зодчества VII-XI веков, крупного племенного центра среднецнинской мордвы. Выставочная экспозиция знакомит с некоторыми результатами этих археологических исследований.

Судя по археологическим находкам, у цнинской мордвы были развиты разнообразные ремесла: железообработка, цветная металлообработка, деревообрабатывающее, кожевенное, косторезное и керамическое производства, ткачество.

Словом, являясь одним из стеклышек в калейдоскопе культур, мордва оставила заметный след в истории Тамбовского края. По мнению тамбовских историков, краеведов, архивистов, придя сюда на рубеже V-VI веков, мордовский народ доминировал вплоть до XVII столетия. За этот период мордва оставила множество памятников материальной культуры.

Кстати, в юго-западной части Тамбовской области, на границе с Воронежской, есть посёлок Мордова, а район называется Мордовский.

Цнинская мордва

- О чем говорят результаты раскопок? Много ли так называемых вещественных доказательств проживания мордвы в тамбовских лесах?

- Как мне поведал С.И.Андреев — ведущий археолог Тамбовской области, таких предметов свыше 30 тысяч. А на выставке представлено 300 — всего сотая часть.

Данные археологии восполняют отсутствие или неполноту письменных источников. По фактам, добытым из земли, в мельчайших деталях можно судить о быте, верованиях, ремесле, военном деле древней мордвы.

- О каких следах взаимодействия и взаимовлияния мордвы с соседними народами известно?

- Цнинская мордва прошла своеобразный исторический путь. Оказываясь в гуще событий, она попадала под влияние более сильных соседей, будь то Хазарский каганат, Волжская Булгария или Русь. Тем не менее она развивалась своим, самобытным путем. Одна из граней самобытности — это склонность к восприятию славяно-русского влияния, невоинственность по отношению к Руси. Сказывалось это и на погребальном обряде, на вооружении, одежде, топонимах …

Цнинская мордва вступила в первый контакт со славянами ещё в V веке нашей эры.

Тамбовские ученые считают, что длительные контакты со славянским миром и подготовили мирную и безболезненную ассимиляцию тамбовской мордвы русским населением в более позднее время.

Край изобиловал черноземными полями, способствовавшими развитию земледелия. Кроме того, его географическое положение предоставляло широкие возможности для культурных контактов и торговли традиционными мордовскими товарами: хлебом, мёдом, воском, весьма ценимой степняками лесной пушниной, а также изделиями ремесленников с алано-хазарским миром, Волжской Булгарией, арабским Востоком, славянским миром и Древнерусским государством.

Легенда «О Яспере и Змее»

- А как прошлое Тамбовского края нашло отражение в народно-поэтических памятниках: в легендах, сказаниях, песнях, былинах?

- Весьма интересны легенды А.В.Сохранского. Они не являются в полном смысле слова фольклором, скорее, это авторские литературные произведения, но созданные, вне всякого сомнения, на основе народных преданий.

Многие из легенд явно мордовского происхождения, относятся к тем временам, когда тамбовская земля была заселена мордвой. Таковы легенды «О Яспере и Змее», «О Цне». В этих легендах действуют люди, имена которых сохранились в названиях рек, холмов, посёлков, ярко отражена мордовская языческая религия с её фантастическими превращениями. В них запечатлелись переживания, страх перед новизной, которую несли с собой русские, впервые проникшие в глухие, дремучие лесные дебри, местному населению.

Всё это звучит как основная нота в легенде «О Яспере и Змее». Но в легенде «О Цне» молодая мордовская волшебница уже не отделяет мордву от русских и при появлении жестоких иноземных хищников одинаково боится за судьбу тех и других. Любовь к родной земле, где живут как родные братья два народа, заставляют её отказаться от жизни с изменником Сампором и превратиться в реку.

- Выставка по-своему оригинальна и интересна, весьма существенно дополняет картину единения мордовского народа с народами России. Тамбовчане не смогли бы её показать жителям Мордовии? Хотя этот вопрос может и не к Вам?

- Почти буквально цитирую С.И.Чеботарева — начальника управления культуры Тамбовской области, кстати, кандидата исторических наук, активного поборника культурных контактов с нашей республикой. «Приглашайте, обязательно приедем с выставкой. 1000 — летие единения — наш общий праздник».

«Известия Мордовии»