Дойти до суда
06.11.2015 12:08
Отстаивая свои права, сограждане крайне неохотно обращаются в судебные инстанции, в отличие от тех же европейцев и американцев. У нас в стране обращение в суд нередко рассматривается как нечто чрезвычайное и экстраординарное, в то время как во всем мире это совершенно ординарная ситуация. Если обязательства перед вами не выполняются, надо идти в суд, другого варианта нет. И судя по ежегодному росту обращений жителей Мордовии в судебные инстанции, многие начинают это понимать. Люди отсуживают деньги по различным поводам: упал в транспорте, на обледенелой улице сломал ногу - пошел в суд и взыскал с обидчиков компенсацию. Отдых за границей оказался испорчен по вине туроператора - получите судебный иск. Отменить по иску студента ограничение продажи алкоголя с 21 года - пожалуйста. Довольно редкими у нас еще являются иски к медикам. Но здесь есть своя специфика, доказать ляпы медиков очень непросто, а потому выиграть дело у врачей и отсудить компенсацию весьма проблематично, но некоторым это все-таки удается.
Палец ценою в 82 тысячи рублей
Недавно Октябрьский суд взыскал по иску жительницы Саранска с предприятия «Горэлектротранс» 82 тысячи за сломанный в автобусе палец. В суде горожанка рассказала, что 16 апреля 2014 года она ехала в автобусе марки ЛИАЗ, следовавшем по маршруту № 1 Э. Перед нерегулируемым пешеходным переходом автобус неожиданно затормозил, и женщина упала на пол и сломала палец на левой кисти. После этого пришлось лечиться в течение четырех месяцев амбулаторно. Врачи оценили травмы как вред здоровью средней тяжести. В связи с этим жертва происшествия в автобусе просила взыскать с «Горэлектротранса» за моральный вред 250 тысяч рублей и возместить расходы на оплату услуг представителя - 12 тысяч.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала и заявила, что сумму компенсации морального вреда считает явно завышенной, а кроме того, истица, по ее мнению, получила травму по собственной неосторожности. Водитель автобуса выступил на процессе третьим лицом. По его словам, резко затормозить ему пришлось потому, что около одного из домов по улице Коваленко он пропускал пешеходов, следовавших по нерегулируемому переходу.
Суд, выслушав стороны и представленные ими доказательства, иск горожанки удовлетворил частично. С предприятия были взысканы компенсация морального вреда в 75 тысяч рублей и возмещение расходов на оплату услуг представителя 7 тысяч рублей. Решение не вступило в законную силу.
Отсудила за падение
в шахту лифта 300 тысяч рублей
«Добиться справедливости и отстоять свои права в суде вполне реально», - считает 19-летняя студентка Юлия Полищук. В этом году она отсудила за падение в шахту лифта в 6-летнем возрасте 300 тысяч рублей.
- Дело было 13 лет назад в августе 2002 года, когда мне было 6 лет, вместе с родителями и младшей сестрой мы возвращались домой из детского сада, - рассказала журналисту «ВС» Юлия Полищук. - На первом этаже дома № 155 по улице Полежаева вызвали лифт. Когда он подъехал, мы с сестренкой прошмыгнули в него первыми, и тут подъемник стал дергаться и поехал с открытыми дверями. Мы сильно перепугались. Сестрёнка прижалась к задней стенке лифта, а я попыталась вернуться к родителям. Не знаю, как это произошло, но моя нога сначала застряла в дверном проеме лифта, а затем он застопорился между третьим и четвертым этажами - я не удержалась и упала в шахту. При падении я потеряла сознание. По ощущениям в шахте я провела довольно много времени. Вытащил меня оттуда какой-то молодой человек. Тогда у меня невыносимо болела спина, я испытывала жуткую боль.
На машине «скорой помощи» меня доставили в детскую республиканскую больницу, где сделали две операции, несколько дней я пролежала в реанимационном отделении. В 2003 году мои родители обратились в суд с иском о компенсации морального вреда в их пользу. В судебном заседании было доказано, что падение произошло в результате неисправности лифта. Решением Ленинского районного суда Саранска от 2003 года в пользу родителей была взыскана компенсация морального вреда в сумме 200 тысяч рублей.
Все это время родители говорили, что, когда мне исполнится 18 лет, я смогу сама обратиться в суд с иском. Адвокат подтвердил, что такое право у меня действительно есть, поскольку мое право на компенсацию морального вреда реализовано не было. Так я решила добиваться справедливости и в прошлом году сама обратилась с иском на 5 млн рублей к Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства Саранска о компенсации морального вреда».
После нескольких инстанций Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда взыскала в пользу девушки компенсацию морального вреда в размере 300 тысяч рублей.
Иски к «РЖД»
Успешный исход процесса Юлии Полищук оказался финансово заразительным, и жители Мордовии потянулись в суды за возмещением морального вреда, причиненного им много лет назад. Так, сразу две саранских семьи обратились с многомиллионными исками к ОАО «РЖД». В обеих семьях много лет назад на железной дороге погибли сыновья - одного насмерть сбил проезжавший электропоезд (18-летний парень шел с девушкой вдоль путей), второй присел на рельсы отдохнуть и был сметен пассажирским поездом Самара - Санкт-Петербург.
По закону деятельность железной дороги связана с повышенной опасностью для окружающих, а значит, обязанность возмещения вреда лежит именно на ней. По Гражданскому кодексу при причинении вреда здоровью отказ в возмещении вреда не допускается, при этом размер компенсации зависит от степени вины самого потерпевшего.
Представители «РЖД» иски не признали, говорили, что молодые люди сами виноваты, что попали под поезда. Однако суд удовлетворил иски родственников частично. В первом случае «РЖД» обязали выплатить родителям 100 тысяч рублей каждому и 60 тысяч рублей - брату погибшего. Во втором случае ответчик заплатит родителям по 80 тысяч, а брат с сестрой получат по 50 тысяч рублей.
Студент добился отмены местного закона о продаже алкоголя с 21 года
Верховный суд Мордовии признал недействующим закон Республики Мордовия о запрете продажи алкоголя с 21 года. Отмены закона добился 19-летний саранский студент Александр Пузиков. Молодой человек решил, что подобный законодательный акт ущемляет его права, и обратился в суд с исковым заявлением. Ответчиком по иску Пузикова выступило Государственное собрание Мордовии. Депутаты этого законодательного органа приняли закон «О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия». В действие он вступил 16 апреля этого года. В соответствии с этим нормативным актом в республике была запрещена розничная продажа алкогольной продукции лицам моложе 21 года.
Свой иск студент обосновал тем, что региональный запрет розничной продажи алкогольной продукции людям моложе 21 года противоречит Федеральному закону, который не допускает продажу алкоголя несовершеннолетним. Пузиков заявил, что Гражданский кодекс четко устанавливает, что совершеннолетие гражданина наступает по достижении им восемнадцатилетнего возраста. Суд рассмотрел дело и решил, что оспариваемая норма ограничивает право студента на свободное приобретение алкогольной продукции в Мордовии. При этом пояснялось, что установление возрастного ценза для покупателя алкогольной продукции является прерогативой федерального законодателя, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ не относится, и оспариваемая норма принята Госсобранием с превышением своих полномочий. Иск студента Пузикова был удовлетворен, подпункт закона о запрете продажи алкоголя с 21 года признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Врачи оставили в теле роженицы обломок иглы
Пациентка Республиканского перинатального центра больше года носила в себе обломок иглы, испытывая жуткие боли. Инородное тело извлекли только в московском научном центре. Женщина обратилась в суд с иском о возмещении морального вреда и отсудила у врачей 200 тысяч рублей.
Эта жуткая история с болезненной ошибкой медиков произошла почти два года назад. Беременная поступила в мордовский перинатальный центр в ноябре 2012 года. 9 ноября женщина родила дочь. Роды были непростыми, после них врачам пришлось зашивать молодую маму. Эту нехитрую операцию врач доверила акушерке, а сама ушла в другую палату. Но во время операции хирургическая игла переломилась, и ее колющий обломок остался в теле пациентки. В результате осмотра инородное тело, как ни странно, не нашли.
После родов женщину периодически беспокоили боли. Долгое время она находилась под медицинским наблюдением, однако операцию по удалению инородного тела врачи не проводили. Они объясняли это невозможностью точно определить, где засел злополучный металлический осколок. Почти год женщине пришлось обследоваться и лечиться. Извлечь обломок иглы смогли только в московской клинике.
Специалисты Росздравнадзора по РМ провели экспертизу и подтвердили, что медики перинатального центра оказали некачественную медицинскую помощь. Врач акушер-гинеколог, которая ушла в другую палату во время зашивания, нарушила свои должностные обязанности. Согласно должностной инструкции акушер-гинеколог должна была проконтролировать, как акушерка проведет эту пусть и простую операцию, но не сделала этого.
Страдания женщины Пролетарский районный суд оценил в 200 тысяч рублей. Такую сумму по решению суда должен возместить перинатальный центр.
Эдуард АНЮТИН
«Вечерний Саранск»