ИРИНА КРУТОВА: ЖИЗНЬ И СУДЬБА УЧЕНОГО
06.11.2015 11:58
Год назад, 5 ноября 2014 года, трагически оборвалась жизнь доктора экономических наук, профессора Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева Ирины Николаевны Крутовой. Публикуем материал, посвященный светлой памяти ученого и педагога.
Ирина Крутова в школьные годы особый интерес проявляла к гуманитарным знаниям и наукам и добивалась успехов в этой сфере. Например, в 1994 году заняла первое место в саранской городской олимпиаде по праву. Опытные юристы сразу оценили ее неподдельные способности к правоведению. Казалось бы, ее путь лежал на юридический факультет университета. Но кроме правоведения ее как в ранней юности, так и в более зрелые годы интересовала история. Она проявляла, можно сказать, специфический дар к познанию истории - и фактов, и явлений, и глобальных событий, и закономерностей. Школьная учительница хотела, чтобы Ирина поступила на исторический факультет университета. А мама, Галина Сергеевна - врач по профессии, мечтала о медицинском факультете для дочери. И вне всякого сомнения, она бы блестяще освоила любую из этих специальностей, но выбор после окончания средней общеобразовательной школы Ириной был сделан в пользу экономического факультета Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, в частности в пользу специальности «Финансы и кредит». В какой-то мере сказалось пожелание отца Николая Сергеевича - экономиста по образованию, но главным образом этот выбор Ириной был сделан все же по зову собственного сердца. И по зову собственного ума, поскольку ее всегда в любом деле и любом начинании характеризовал именно взвешенный подход ко всему. Правда, для успешной учебы хотя и на гуманитарном экономическом факультете была необходима еще склонность к точным наукам, особенно к математике, и надо отдать должное: у Ирины были способности и к математике. Более того, у нее была любовь к точным наукам, сложным системам, познанию глобальных закономерностей. Причем она умела проделать путь от сложного к простому, чтобы ясно и четко выразить понятое.
Во многом и благодаря этому она на экономическом факультете сразу же стала успешной студенткой. Окончила вуз с красным дипломом. Быть успешной, быть первой - давно стало для Ирины Крутовой традицией. Кстати, если внимательно взглянуть на коллективные фотографии, можно заметить одну характерную особенность: практически на всех она находится на переднем плане. Хоть со студентами на каком-то мероприятии, хоть с друзьями на пикнике, хоть с коллегами в стенах вуза. Нет, она не выпячивала себя искусственно - это вообще ей не было характерно. Просто такова была ее природная особенность - быть первой. Она по натуре была передовым человеком. И это ей удавалось как бы без особого труда - и в школе, и в университете, и затем в научно-педагогической деятельности. Она следовала своей природе, своей сущности, своим способностям.
Однако только со стороны могло показаться, что Ирине Крутовой все дается легко. За этой легкостью стояла ее обязательность, аккуратность во всем; за этой легкостью был постоянный кропотливый труд ума и сердца. Несмотря на высокое положение отца в органах государственной власти Мордовии, успехи Ирины были главным образом связаны с ее собственным усердием.
Ирина практически всего в учебе и научной деятельности добивалась своим трудом, благодаря своим способностям и неутомимому желанию трудиться. Кстати, она очень любила велосипед, и в этом тоже можно усмотреть своеобразный символ. Ирина любила движение вперед, создаваемое собственными силами, когда своими ногами крутишь педали. И вообще, она всегда была в движении - хоть в работе, хоть в учебе, хоть в домашних делах и отдыхе. И в любом деле стремилась к совершенству. А с велосипедом она не расставалась ни в Саранске, ни в селе Новоямская Слобода Ельниковского района - на родине отца, ни во время зарубежных поездок, где всегда брала велосипед напрокат. С этим, конечно же, было связано и стремление Ирины поддерживать свою физическую форму, потому что она хорошо знала, что в здоровом теле - здоровый дух. Увлекалась она и плаванием. В последнее время любила посещать саранский Ледовый дворец и кататься на коньках. Кроме того, любила рыбалку, но не ради самого улова для ухи, а больше для общения с природой, активного отдыха, созерцания...
За годы учебы на экономическом факультете Ирина Крутова, не оставляя увлечения театром, музыкой, литературой, живописью, археологией, так срослась с экономической наукой, что сам собой определился дальнейший профессиональный путь - научно-исследовательская деятельность. И она стала соискателем у докторов экономических наук, профессоров Натальи Алексеевны Филипповой и Николая Васильевича Рыскина. Профессор Рыскин предложил молодому исследователю тему - государственная поддержка агропромышленного комплекса. И Ирина органично вошла в эту тему, увлеклась - и началась ее полноценная научная деятельность. Статьи, публикации, защита диссертации в 2005 году под руководством профессоров Рыскина и Филипповой, степень кандидата экономических наук. А уже в 2010 году - досрочная защита, при научной консультации доктора экономических наук, профессора Надежды Дмитриевны Гуськовой, докторской диссертации, посвященной актуальной современной теме - проектному финансированию в агропромышленном комплексе. И вообще, в дальнейшем она собиралась профессионально сосредоточиться только на научно-исследовательской работе.
А трудовую деятельность, являясь соискателем, Ирина Крутова начала в саранской поликлинике № 15 в должности заместителя главного врача по экономике. Это ей было необходимо и для познания непростой отрасли экономики - экономики здравоохранения, и для поддержки своей матери Галины Сергеевны - главного врача поликлиники. Ирина, выполняя должностные обязанности, в то же время обогащала себя как ученого, поскольку желание в дальнейшем заняться наукой было уже твердым. Она подготовила и опубликовала в журнале «Здравоохранение» несколько научных статей. Затем опыт практической работы в поликлинике ей пригодился в лекционной и научно-методической работе в университете, где в числе других дисциплин она вела и «Финансы бюджетных учреждений».
Ирина проявляла достаточную твердость в отстаивании своей научной позиции и общении с наставниками, могла в чем-то не согласиться. И она откровенно излагала свои аргументы. Точнее, она делилась своей осмысленной научной позицией. И если эту позицию кто-то не разделял в полной мере, Ирина старалась найти общий язык с оппонентом, согласовать отличающиеся позиции. При этом и со своими учителями экономики - людьми разносторонне развитыми, интеллигентными - Ирина Крутова общалась не только на сугубо научные темы. Они могли говорить и о многом другом, что их еще больше располагало друг к другу, - политике, искусстве, литературе. Она и сама увлекалась творчеством: писала стихи, рисовала, музицировала.
Для Ирины была важна во всем гармония с миром - и в увлечениях, и в профессии. Потому экономика для нее стала не просто обыденной профессией, а ее поэзией, стихией. Для нее экономика была не просто сухими цифрами, расчетами, схемами. За всем этим, оставаясь по сути своей гуманитарием, Ирина Крутова видела хозяйственное бытие человека на земле, обустройство благополучной жизни людей. Именно экономика - как движущая сила жизни людей на земле - была интересна Ирине. Ей были по-настоящему интересны проблемы хозяйственно-экономического обустройства той земли, где живет человек, где растет трава, где шелестит хлебное поле; той земли, где жили ее предки; той земли, которую любят ее родители.
С родителями Ирину, единственного ребенка в семье, объединяла особая близость. С матерью Галиной Сергеевной она делилась самым сокровенным, человеческим, женским. В часы одиночества и грусти она стремилась побыть рядом с матерью уже и в зрелые годы. Сердечную опору и защиту она находила в материнской любви. Галина Сергеевна всегда замечала, ценила и поддерживала гуманитарное начало в дочери. А с отцом Николаем Сергеевичем Ирину объединяла близость интеллектуальная и духовная: именно с ним она обсуждала наиболее серьезные профессиональные вопросы, именно с ним любила говорить об экономике, политике, культуре, природе, мироустройстве. Часто спорила, в чем-то не соглашалась, оставалась при своем твердом, отличном от отцовского, мнении и по вопросам экономики региона, но при этом первым и особо доверительным ее советником всегда оставался отец. Прежде всего одобрение отца было необходимо Ирине при принятии важных профессиональных решений. Она могла ему звонить в любое время, но, зная занятость отца, была предельно деликатной. Да и сам Николай Сергеевич Крутов, государственный деятель, ученый-экономист, автор научно-публицистических краеведческих книг, в лице дочери находил не просто содержательного собеседника, но и глубокого духовного единомышленника. Они не только рассуждали об экономике, политике и культуре, но иногда и вместе пели лирические русские песни. Это обычно происходило тогда, когда в минуты домашнего отдыха Николай Сергеевич брал в руки любимый баян, а любимая дочь Ирина нежно и звонко запевала не только песни, которые ей нравились, но и те, что нравились отцу. Кстати, и в отношениях со многими другими людьми, близкими ей, она часто учитывала их интересы, особенности, была не просто деликатным, но жертвенным человеком. Это касалось и ее личной жизни, и ее работы…
Хотя Ирина родилась и выросла в городе, стихия земли передалась ей, можно сказать, генетически. Она писала научные работы об экономике провинции, но и это, как ни парадоксально, свидетельствует о ее непровинциальности по натуре. Потому и экономику региона она рассматривала как органическую часть хозяйственного мироустройства всей страны и даже всего мира. Не случайно в личной библиотеке Ирины Крутовой можно было найти помимо множества самых разнообразных и профессионально необходимых статистических материалов множество книг, в которых воплощена экономическая мысль ученых разных стран и даже разных континентов. Она всегда не только знала, но и чувствовала: мир удивительно многообразен, но в то же время удивительно един. Не случайно любой экономический кризис в одном конце планеты непременно так или иначе сказывается в другом конце. Потому Ирину Крутову, можно сказать, одинаково интересовали ландшафт окрестностей Новоямской Слободы - родины отца в Мордовии - и Кораблино - родины матери в Рязанской области - и природа чешской или германской провинции, особенности природы арабского Востока и Соединенных Штатов Америки, продуваемых ветрами с Атлантики.
И примечательно, что Ирину Крутову в последнее время увлекла тема энергетики. 12 сентября 2014 года она подала заявку на Региональный конкурс «Волжские земли в истории и культуре России». А тема, обозначенная в заявке, звучала так: «Развитие проектного финансирования возобновляемой энергетики в Республике Мордовия». Ирина понимала, насколько актуальна и перспективна данная тема для научно-исследовательской деятельности. Кроме того, ее - уже не только как экономиста, но и как гуманитария - увлекала возможность того, что возобновляемая, неисчерпаемая энергия стихии - ветра, воды и солнца - будет служить благополучию ее родного края…
Ирина была масштабным человеком по своей сути. Именно с этим связана ее особая любовь всей жизни - к английскому языку. Этот интерес возник в детстве и сохранялся всегда. Став ученым-экономистом, Ирина Крутова и научные труды на английском языке публиковала в зарубежных научных журналах.
И являясь уже доктором экономических наук, преподавателем кафедры финансов и кредита, Ирина Крутова поступила в том же Мордовском государственном университете в магистратуру по английскому языку. Это тоже свидетельствует о том, что она была масштабным человеком по сути своей, она видела перед собой лишь бескрайние, светлые, чистые горизонты. Это нужно было ей для дальнейшего постижения мировых новинок мысли, знаний. Для путешествий, которые она любила. Для реализации своей широкой непровинциальной природы.
В декабре 2013 года вместе с группой преподавателей Ирина Крутова проходила стажировку в Англии, где слушала лекции на английском языке. Кроме того, Ирина посещала Болгарию, Чехию, Германию, Арабские Эмираты, Египет, Турцию, Китай, Таиланд, Финляндию. И везде полезное совмещала с приятным - любила экскурсии, любила познавать далекие страны, их культуру, историю, быт. Но жить хотела только в России, только в родной Мордовии, хотя, зная английский язык и являясь квалифицированным ученым-экономистом, доктором наук, вполне можно было бы помышлять и о работе за рубежом. И отовсюду везла в Мордовию друзьям и близким родственникам красивые сувениры. Так она и с близкими людьми делилась тем, что увидела и чему порадовалась сама; так она делилась частью своего нового путешествия по миру.
А когда Ирина бывала на море, живой интерес проявляла к ракушкам. Философски размышляла о том, что в пространстве крохотной ракушки, спрятавшейся в необъятной, бушующей и часто грозной стихии моря, сконцентрированы сто, двести, а может, и тысяча лет. Ее постоянно удивляло великое бытие природы, всегда увлекал феномен пространства и времени. Еще и отсюда, должно быть, ее любовь к путешествиям по миру - то есть к освоению безграничного пространства.
И время ее собственной жизни на земле - всего 35 лет - было чрезвычайно сконцентрированным, оно вместило много радостей и переживаний, профессиональных достижений, увлечений, путешествий и размышлений; вместило много доброты и чуткости к людям.
Ирина Николаевна Крутова была всеобъемлющим человеком; ее интересы были многообразны. При этом же она была человеком абсолютно цельным, а не разбросанным, не разорванным. Одно в ней дополняло другое, одно вытекало из другого, одно другому помогало быть качественнее, совершеннее. Как экономист она была шире, сильнее, современнее от знания английского языка, знания истории и археологии. От знания живописи, театра, художественной литературы она была сильнее и полнее как личность, профессионально занятая экономикой. Она стремилась объять по возможности необъятное, познать как можно больше, являясь при этом основательным профессионалом в одном своем деле - экономической науке.
«Вечерний Саранск»